Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ село Бичура «05» августа 2011 года Бичурский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Соболевой Н.А., с участием прокурора Бичурского района РБ Хорганова О.Ц., представителя ответчика - ГОУ «<данные изъяты>», Кицилева А.А., при секретаре Прокопьевой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бичурского района Республики Бурятия, предъявленному в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Республиканскому агентству <данные изъяты>, Государственному образовательному учреждению «<данные изъяты>» и Министерству <данные изъяты> о понуждении устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологических правил, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Бичурского района Республики Бурятия, обращаясь в суд с исковым заявлением на основании ст. 45 ГПК РФ, просит обязать Республиканское агентство <данные изъяты> и ГОУ «<данные изъяты>» устранить выявленные в ходе проверки ГОУ «<данные изъяты>» нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: восстановить ограждение земельного участка детского дома; забетонировать площадки для размещения мусоросборников; заменить оконные рамы в помещениях здания спального корпуса для проживания детей младшего возраста, здания-общежития; заменить посуду с отбитыми краями, с трещинами, кастрюли с отбитой эмалью; установить в фойе перед входом в столовую раковину для мытья рук; установить в пищеблоке овощерезку и хлеборезку; установить в складском помещении холодильную камеру для хранения рыбы. Заявленные исковые требования прокурора мотивированы тем, что 29 декабря 2010 года была проведена проверка Государственного образовательного учреждения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «<данные изъяты>», в ходе которой установлены нарушения требований санитарно-эпидемиологических правил. По результатам проверки установлены нарушения требований Санитарных правил СП 2.4.990-00 «Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 01.11.2000г., а именно: в нарушение п. 2.1.1 частично отсутствует ограждение земельного участка детского дома; в нарушение п. 2.1.15 в хозяйственном дворе отсутствуют бетонированные площадки для размещения мусоросборников; в нарушение п. 2.5.4 в помещениях здания спального корпуса для проживания детей младшего возраста, здания-общежития, с северной стороны естественное освещение распределено неравномерно, оконные рамы требуют замены; в нарушение п. 2.7.10 в фойе перед входом в столовую не установлены раковины для мытья рук. Кроме того, в ходе проверки установлены нарушения требований Санитарных правил 2.3.6.1079-01 «Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001г., а именно: в нарушение п. 6.10 в Учреждении используется посуда (кружки, тарелки) с отбитыми краями, с трещинами, кастрюли с отбитой эмалью; в нарушение п. 6.1 в пищеблоке отсутствует овощерезка и хлеборезка; в нарушение п. 7.11 в складском помещении отсутствует холодильная камера для хранения рыбы. В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Согласно ст.ст. 11, 28 ФЗ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» образовательные учреждения обязаны выполнять требования санитарного законодательства, независимо от организационно-правовых форм. По выявленным нарушениям 30.12.2010г. директору Учреждения было вынесено представление об устранении выявленных нарушений. По результатам рассмотрения представления часть нарушений устранена. Однако устранение указанных нарушений требует значительных финансовых затрат, в Учреждении объем средств, предусмотренный на обеспечение деятельности в 2011 году, недостаточен для их проведения. В соответствии с п. 1.7 Устава ГОУ «<данные изъяты>» функции учредителя Учреждения осуществляет Республиканское агентство <данные изъяты>. Согласно п. 7.1 Устава Учреждения, одним из источников формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются средства республиканского бюджета, выделяемые учредителем согласно утвержденной смете и государственному заданию. В соответствии с п. 50 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995г. № 676, деятельность учреждения финансируется его учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними. Согласно ст. 3 Закона РБ от 22.03.2005г. № 1105-III “О содержании интернатных учреждений образования, детских домов, домов ребенка», размеры бюджетного финансирования детских домов определяются исходя из норм по обеспечению детей питанием, одеждой и обувью, мягким инвентарем, а также другими нормативными затратами на содержание и обслуживание названных учреждений в соответствии с федеральным законодательством и законодательством РБ. При этом, финансирование расходов осуществляется из республиканского бюджета. Поскольку согласно п. 3.1.20 Положения о Республиканском агентстве <данные изъяты>, утвержденного постановлением Правительства РБ от 01.11.2007г. № 343, агентство осуществляет функции главного распорядителя средств республиканского бюджета, мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в ГОУ «<данные изъяты>» требуют дополнительного выделения средств его учредителем – Республиканским агентством <данные изъяты>. Наличие выявленных нарушений санитарных норм и правил в Учреждении, недостаточное финансирование мероприятий, направленных на их устранение, нарушает права несовершеннолетних, проживающих в нем, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, установленные ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Исковое заявление подано прокурором в защиту прав несовершеннолетних, проживающих в ГОУ «<данные изъяты>», в связи с тем, что в результате неисполнения требований санитарных норм и правил ставится под угрозу их жизнь и здоровье. В ходе судебного разбирательства прокурор Хорганов О.Ц. заявил ходатайство об увеличении размера исковых требований, просит дополнительно обязать ответчиков: заменить кровлю 2-этажного кирпичного общежития, спального деревянного корпуса для проживания детей младшего возраста, административно-хозяйственного корпуса, банно-прачечного корпуса, здания пищеблока, заменить потолки в банно-прачечном корпусе, заменить оконные рамы 2-этажного кирпичного общежития, спального деревянного корпуса для проживания детей младшего возраста, административно-хозяйственного корпуса, банно-прачечного корпуса, здания пищеблока, установить во всех пяти группах детей дополнительный унитаз, установить в пятой группе ногомойку, заменить водопровод и обеспечить соответствие качества воды в системах водоснабжения учреждения гигиеническим требованиям, обеспечить все умывальные комнаты горячим водоснабжением, отремонтировать электроплитку в производственном цехе столовой, установить при обеденном зале столовой умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест, рядом с умывальниками установить электрополотенце (не менее 2) и /или/ одноразовые полотенца. Определением от 03 июня 2011 года заявление прокурора об увеличении размера исковых требований принято. Определением от 22 июня 2011 года по ходатайству прокурора Бичурского района РБ Хорганова О.Ц. в качестве соответчика к участию в деле привлечено Министерство <данные изъяты> В судебном заседании прокурор Бичурского района РБ Хорганов О.Ц. заявленные исковые требования поддержал, по изложенным в иске основаниям, просит обязать ГОУ «<данные изъяты>», Республиканское агентство <данные изъяты> и Министерство <данные изъяты> устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: восстановить ограждение земельного участка детского дома; забетонировать площадки для размещения мусоросборников; заменить оконные рамы в помещениях здания спального корпуса для проживания детей младшего возраста, здания общежития; заменить посуду с отбитыми краями, с трещинами, кастрюли с отбитой эмалью; установить в фойе перед входом в столовую раковину для мытья рук; установить в пищеблоке овощерезку и хлеборезку; установить в складском помещении холодильную камеру для хранения рыбы, заменить кровлю 2-этажного кирпичного общежития, спального деревянного корпуса для проживания детей младшего возраста, административно-хозяйственного корпуса, банно-прачечного корпуса, здания пищеблока, заменить потолки в банно-прачечном корпусе, заменить оконные рамы 2-этажного кирпичного общежития, спального деревянного корпуса для проживания детей младшего возраста, административно-хозяйственного корпуса, банно-прачечного корпуса, здания пищеблока, установить во всех пяти группах детей дополнительный унитаз, установить в пятой группе ногомойку, заменить водопровод и обеспечить соответствие качества воды в системах водоснабжения учреждения гигиеническим требованиям, обеспечить все умывальные комнаты горячим водоснабжением, отремонтировать электроплитку в производственном цехе столовой, установить при обеденном зале столовой умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест, рядом с умывальниками установить электрополотенце (не менее 2) и /или/ одноразовые полотенца в срок до 1 сентября 2012 года. Представитель ответчика – ГОУ «<данные изъяты>», Кицилев А.А., исковые требования прокурора признал, суду пояснив, что устранить своевременно выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства не представляется возможным, в связи с недостаточностью финансирования. Состояние детского дома «плачевное», выделить денежные средства на проведение работ обещают. На каждую статью расходов выделяется определенная сумма – это основные расходы. Денежные средства на непредвиденные расходы можно получить только после принятия и утверждения смет по расходам на сессии депутатов. Выделяемых ежемесячно 6000 рублей на различные расходы не хватает. Став директором детского дома в июне 2009 году, в сентябре он составил сметы по ремонту зданий и построек, копии документов себе не оставил, затем выяснилось, что документов в агентстве не имеется. Никаких иных источников доходов у детского дома нет. В настоящий момент им составлены сметы, в частности, на ограждение участка детского дома, ремонт банно-прачечного корпуса, ремонт изолятора, устройство пожарного резервуара, ремонт сантехники, ремонт наружной канализации, строительство теплотрассы. Сметы утверждены Республиканским агентством <данные изъяты>, подписаны Администрацией МО «<адрес>», вопрос о финансировании будет решаться на сессии депутатов в сентябре 2011 года. При выделении денежных средств, все выявленные нарушения будут устранены. В настоящее время за счет привлечения спонсорских средств незначительная часть выявленных нарушений, не требующая больших денежных затрат устранена, в частности забетонирована площадка для размещения мусоросборников, заменена посуда с отбитыми краями, с трещинами, кастрюли с отбитой эмалью, приобретена и установлена в пищеблоке хлеборезка, в складском помещении установлена холодильная камера для хранения рыбы. Он согласен с предложенным прокурором района сроком устранения выявленных нарушений до 1 сентября 2012 года. Представитель ответчика – Республиканского агентства <данные изъяты> специалист отдела правового обеспечения Буянтуев Ж.Ю., в зал судебного заседания не явился, представив суду письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя ответчика, исковые требования прокурора не признает. Из ранее данных пояснений представителя ответчика Буянтуева Ж.Ю. и отзыва на исковое заявление следует, что согласно уставу ГОУ «<данные изъяты>» является самостоятельным юридическим лицом, функции учредителя ГОУ осуществляет Агентство. В соответствии с ч. 3 ст. 56 ГК РФ, учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством либо учредительными документами юридического лица. Действующим законодательством (ст.ст. 120, 298 ГК РФ) определены случаи, когда учредитель несет ответственность по обязательствам подведомственного учреждения. Прокурором не дано правового обоснования, в связи с чем, Агентство привлечено в качестве соответчика, какими материалами доказывается необходимость привлечения Агентства в качестве ответчика. Гражданским кодексом РФ установлено, что субсидиарную ответственность по обязательствам подведомственного учреждения собственник имущества несет в случае недостаточности средств у учреждения. Статья 56 ГПК РФ устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В рассматриваемом случае Агентство является ненадлежащим ответчиком и может быть привлечено только как третье лицо. Надлежащим ответчиком является ГОУ «<данные изъяты>». Кроме того, часть выявленных нарушений в настоящее время устранена, в частности, заменена посуда с отбитыми краями, с трещинами, кастрюли с отбитой эмалью, в пищеблоке установлена хлеборезка, в складском помещении установлена холодильная камера для хранения рыбы, также восстановлена лицевая часть ограждения земельного участка детского дома. В целях устранения остальных нарушений Агентством принимаются меры для передвижки финансовых средств, для чего требуется определенное время. Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Между тем, выявленные нарушения не носят особого общественного значения, поскольку не создают угрозы жизни, здоровью, не ставят в незащищенное состояние личность и имущество лиц, как постоянно пребывающих в ГОУ, так и находящихся там временно, являются устранимыми. Агентство составляет сметы расходов и передает их для рассмотрения в Хурал, по утвержденным сметам из республиканского бюджета выделяются денежные средства на те или иные затраты детских домов. Агентство не является распорядителем денежных средств, собственником имущества, основных средств, является Министерство <данные изъяты> Представитель соответчика – Министерства <данные изъяты> в зал судебного заседания не явился, представив суду письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя соответчика, исковые требования прокурора не признает. Из представленного суду министром ФИО7 отзыва на исковое заявление следует, что Министерство <данные изъяты> не может являться ответчиком по предъявленным требованиям. Так, в соответствии со ст. ст. 124, 125 ГК РФ, субъекты РФ выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. От имени субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти могут в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Положением о Министерстве <данные изъяты>, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.10.2007г. № 304, на Министерство возложено осуществление от имени РБ только ряда прав РБ как собственника имущества, связанных с управлением имуществом (заключение договоров, закрепление имущества, приватизация и т.д.). В числе полномочий, возложенных Правительством <данные изъяты>, отсутствуют обязанности по содержанию республиканского имущества, в том числе, закрепленного за государственными учреждениями РБ. В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, ответственность за соблюдение санитарно-эпидемиологических правил несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Свидетель ФИО5, заместитель начальника ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека <адрес> <адрес>, суду пояснила, что совместно с прокуратурой Бичурского района РБ была проведена проверка ГОУ «<данные изъяты>», в ходе которой установлены нарушения требований санитарно-эпидемиологических правил, в частности, отсутствует ограждение земельного участка детского дома, в хозяйственном дворе отсутствуют бетонированные площадки для размещения мусоросборников, в помещениях здания спального корпуса для проживания детей младшего возраста, здания-общежития, оконные рамы требуют замены, в фойе перед входом в столовую не установлены раковины для мытья рук, используется посуда с отбитыми краями, с трещинами, кастрюли с отбитой эмалью, в пищеблоке отсутствует овощерезка и хлеборезка, в складском помещении отсутствует холодильная камера для хранения рыбы. Все здания учреждения построены более 22 лет назад, за время их использования капитальный ремонт не производился, кровля 2-этажного кирпичного общежития, спального деревянного корпуса для проживания детей младшего возраста, административно-хозяйственного корпуса, банно-прачечного корпуса, здание пищеблока, требует замены, необходимо также заменить потолки в банно-прачечном корпусе, оконные рамы 2-этажного кирпичного общежития, спального деревянного корпуса для проживания детей младшего возраста, административно-хозяйственного корпуса, банно-прачечного корпуса, здания пищеблока, во всех пяти группах детей не установлен дополнительный унитаз, в пятой группе не установлена ногомойка, необходимо заменить водопровод и обеспечить соответствие качества воды в системах водоснабжения гигиеническим требованиям, обеспечить все умывальные комнаты горячим водоснабжением, отремонтировать электроплитку в производственном цехе столовой, установить при обеденном зале столовой умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест, рядом с умывальниками установить электрополотенце или одноразовые полотенца. В настоящее время частично выявленные нарушения устранены, в частности забетонирована площадка для размещения мусоросборников, заменена посуда с отбитыми краями, с трещинами, кастрюли с отбитой эмалью, приобретена и установлена в пищеблоке хлеборезка, в складском помещении установлена холодильная камера для хранения рыбы. Выслушав прокурора Бичурского района РБ, представителя ответчика Кицилева А.А., свидетеля, исследовав отзывы на исковое заявление, материалы дела, суд приходит к следующему: В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации, материнство, детство и семья находится под защитой государства. Согласно ст. 2 Федерального Закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическим лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. В соответствии со ст. 11 указанного Закона, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Согласно ст. 28 Закона, в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В соответствии с п. 2.1.1 Санитарных правил СП 2.4.990-00.2.4 «Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», земельный участок детских домов и школ-интернатов для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен иметь ограждение высотой не менее 1,6м.. Согласно п. 2.1.15 Правил, на хозяйственном дворе должны быть расположены мусоросборники на специальной бетонированной площадке на расстоянии не менее 25м. от здания, размер асфальтированной части площадки должен быть увеличен по отношению к площади мусоросборника на 1,5 м. с каждой стороны. Из пункта 2.5.4 Правил следует, что неравномерность естественного освещения учебных помещений не должна превышать 3:1. Согласно п. 2.7.10 Правил, подводкой горячей и холодной воды обеспечиваются, в том числе, столовая, умывальные. Согласно п. 2.2.2.6 Правил, санитарные узлы на группу детей дошкольного возраста оборудуются из расчета 4 детских унитаза в открытых кабинах с перегородками-экранами, 1 взрослый унитаз в закрытой кабине, 4 ногомойки. Из п. 2.7.3 следует, что качество питьевой воды (в любой точке водопроводной сети вне зависимости от вида водоисточника и системы обработки воды) должно удовлетворять гигиеническим требованиям, предъявляемым к питьевой воде. Согласно п. 2.2.2.14 в производственных помещениях устанавливается технологическое оборудование, работающее на электричестве. В соответствии с п. 6.10 Санитарных правил СП 2.3.6.1079-01.2.3.6 «Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», посуду с трещинами, сколами, отбитыми краями, деформированную, с поврежденной эмалью не используют. Согласно п. 6.1 организации обеспечиваются достаточным количеством необходимого оборудования и предметами материально-технического оснащения. Из пунктов 7.11, 2.11.13 Правил следует, что продукты следует хранить согласно принятой классификации по видам продукции, сырье и готовые продукты следует хранить в отдельных холодильных камерах, при хранении пищевых продуктов необходимо, в том числе, строго соблюдать правила товарного соседства. Скоро- и особо скоропортящиеся продукты следует размещать в холодильных камерах, снабженных термометрами. Согласно п. 3.2 качество воды в системах водоснабжения организаций должно отвечать гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения и нецентрализованного водоснабжения. В соответствии с п. 3.4 Санитарных правил «СанПиН 2.4.5.2409-08. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», при обеденном зале столовой устанавливают умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. Рядом с умывальниками следует предусматривать установку электрополотенца (не менее 2-х) и (или) одноразовые полотенца. Как следует из представленных материалов, заместителем начальника ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека <адрес> <адрес> ФИО5, совместно с прокуратурой Бичурского района РБ, была проведена проверка санитарно-технического состояния Государственного образовательного учреждения «<данные изъяты>», в ходе которой установлено, что в нарушение вышеуказанных пунктов Санитарных правил - СП 2.4.990-00.2.4 «Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», СП 2.3.6.1079-01.2.3.6 «Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», Санитарных правил «СанПиН 2.4.5.2409-08. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», земельный участок детского дома имеет ограждение только с одной стороны, три остальные стороны имеют только частичное ограждение. В хозяйственном дворе отсутствуют бетонированные площадки для размещения мусоросборников, имеются две бетонированные площадки для размещения мусоросборников, поверхность которых в трещинах, выбоинах. На территории детского дома расположены здания: 2-х этажное кирпичное общежитие, построенное в 1989 году, деревянное, одноэтажное здание – спальный корпус для проживания детей младшего возраста, построенное в 1964 году, одноэтажное – административно-хозяйственный корпус, банно-прачечный корпус, здание пищеблока, гараж, построенные в 1979 году. Кровля всех зданий протекает летом во время дождей и весной после таяния снега, на стенах и потолке наблюдаются потеки от воды (в столовой, на втором этаже спального корпуса). Капитальные ремонты зданий не проводились. С западной стороны здания столовой фундамент разрушился. При осмотре банно-прачечного корпуса установлено, что потолки деревянные провисли и представляют угрозу для жизни воспитанников. В деревянном отдельно стоящем здании проживают дети от 6 до 10 лет. В санитарных узлах во всех группах имеется один унитаз, вместо 2-х, в 5 группе отсутствует ногомойка. В момент проверки не работал сливной бачок при унитазе. Во всех группах отсутствует горячее водоснабжение в умывальных комнатах. Оконные рамы с северной стороны полностью покрыты слоем льда, в помещении оконные рамы по нижнему краю покрыты черной плесенью - требуют замены, поэтому естественное освещение в помещении распределено неравномерно. Водоснабжение от скважины, расположенной на территории МТМ, на протяжении нескольких лет по данным протоколов лабораторного контроля питьевая вода не соответствует санитарно-химическим показателям, превышает в 10 раз по цветности. Медицинский блок изолирован от других помещений, имеет собственный вход, санитарно-эпидемиологическое заключение на медицинскую деятельность отсутствует, отсутствует приемно-карантинное отделение, кабинеты медицинской сестры, стоматолога, буфет-раздаточная с помещением для мытья посуды, ванная, кабинет психологической разгрузки, кабинет ЛФК, изолятор, рассчитанный на три инфекции. Столовая учреждения расположена в отдельно стоящем здании, имеется холодное и горячее водоснабжение. В производственном цехе имеется 2 электроплиты, одна из которых находится в нерабочем состоянии. В столовой имеется посуда – кружки, тарелки, с отбитыми краями, с трещинами, кастрюли с отбитой эмалью. В фойе перед входом в столовую не установлены раковины для мытья рук и электрополотенце. Из оборудования на пищеблоке отсутствуют овощерезка и хлеборезка, бытовой холодильник для хранения мясной продукции. В складском помещении нет холодильной камеры для хранения рыбы. Электросковорода находится в неисправном состоянии. В складском помещении для хранения непродовольственных товаров полы в щелях, линолеум с дырами. В ходе судебного разбирательства установлено, что часть выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства ГОУ «<данные изъяты>» на момент рассмотрения дела устранена, а именно: забетонирована площадка для размещения мусоросборников, заменена посуда с отбитыми краями, с трещинами, кастрюли с отбитой эмалью, приобретена и установлена в пищеблоке хлеборезка, в складском помещении установлена холодильная камера для хранения рыбы. Согласно п. 1.2 Устава ГОУ «<данные изъяты>», утвержденного приказом Республиканского агентства <данные изъяты> № 5 от 16 декабря 2010 года, Учреждение является некоммерческой бюджетной организацией, финансируемой полностью за счет средств бюджета Республики Бурятия на основании сметы. В соответствии с п. 1.5, учредителем и собственником имущества Учреждения является Республика Бурятия. Согласно п. 1.6 полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом Учреждения от имени Республики Бурятия осуществляет Министерство <данные изъяты>. В соответствии с п. 1.7 Устава, функции учредителя Учреждения осуществляет Республиканское агентство <данные изъяты> Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии с абзацем шестым пункта 2 статьи 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года №83-ФЗ данное положение в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяется к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года Таким образом, ГОУ «<данные изъяты>», являясь юридическим лицом, финансируется полностью за счет средств бюджета Республики Бурятия, полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом от имени Республики Бурятия осуществляет Министерство <данные изъяты>, функции учредителя Учреждения осуществляет Республиканское агентство <данные изъяты>, в связи с чем, суд считает обоснованным предъявление прокурором исковых требований о понуждении устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологических правил к Республиканскому агентству <данные изъяты>, Государственному образовательному учреждению «<данные изъяты>» и Министерству <данные изъяты> На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора Бичурского района РБ и, учитывая, что часть выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства ГОУ «<данные изъяты>» устранена, полагает необходимым обязать ГОУ «<данные изъяты>», Республиканское агентство <данные изъяты> Министерство <данные изъяты>, устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: восстановить ограждение земельного участка детского дома; заменить оконные рамы в помещениях здания спального корпуса для проживания детей младшего возраста, здания-общежития; установить в фойе перед входом в столовую раковину для мытья рук; установить в пищеблоке овощерезку; заменить кровлю 2-этажного кирпичного общежития, спального деревянного корпуса для проживания детей младшего возраста, административно-хозяйственного корпуса, банно-прачечного корпуса, здания пищеблока, заменить потолки в банно-прачечном корпусе, заменить оконные рамы 2-этажного кирпичного общежития, спального деревянного корпуса для проживания детей младшего возраста, административно-хозяйственного корпуса, банно-прачечного корпуса, здания пищеблока, установить во всех пяти группах детей дополнительный унитаз, установить в пятой группе ногомойку, заменить водопровод и обеспечить соответствие качества воды в системах водоснабжения учреждения гигиеническим требованиям, обеспечить все умывальные комнаты горячим водоснабжением, отремонтировать электроплитку в производственном цехе столовой, установить при обеденном зале столовой умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест, рядом с умывальниками установить электрополотенце (не менее 2) и /или/ одноразовые полотенца. В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных средств, исполняется ее руководителем в установленный срок. Учитывая показания представителя ответчика, мнение прокурора о возможности установить срок для устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, до 1 сентября 2012 года, суд считает необходимым согласиться с мнением сторон и обязать ГОУ «<данные изъяты>», Республиканское агентство <данные изъяты> и Министерство <данные изъяты> исполнить решение суда в срок до 1 сентября 2012 года. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Бичурского района Республики Бурятия удовлетворить. Обязать Государственное образовательное учреждение «<данные изъяты>», Республиканское агентство <данные изъяты>, Министерство <данные изъяты> устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: восстановить ограждение земельного участка детского дома; заменить оконные рамы в помещениях здания спального корпуса для проживания детей младшего возраста, здания-общежития; установить в фойе перед входом в столовую раковину для мытья рук; установить в пищеблоке овощерезку, заменить кровлю 2-этажного кирпичного общежития, спального деревянного корпуса для проживания детей младшего возраста, административно-хозяйственного корпуса, банно-прачечного корпуса, здания пищеблока, заменить потолки в банно-прачечном корпусе, заменить оконные рамы 2-этажного кирпичного общежития, спального деревянного корпуса для проживания детей младшего возраста, административно-хозяйственного корпуса, банно-прачечного корпуса, здания пищеблока, установить во всех пяти группах детей дополнительный унитаз, установить в пятой группе ногомойку, заменить водопровод и обеспечить соответствие качества воды в системах водоснабжения учреждения гигиеническим требованиям, обеспечить все умывальные комнаты горячим водоснабжением, отремонтировать электроплитку в производственном цехе столовой, установить при обеденном зале столовой умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест, рядом с умывальниками установить электрополотенце (не менее 2) и /или/ одноразовые полотенца в срок до 1 сентября 2012 года. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 суток со дня его вынесения в окончательной форме. Судья Бичурского районного суда РБ: Н.А. Соболева Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 05 октября 2011 года решение отменено в части возложения на Министерство <данные изъяты> обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в ГОУ «<данные изъяты>». В остальной части решение суда оставлено без изменения.