РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ село Бичура 27 апреля 2012 года Бичурский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего, судьи Шибановой Т.А. при секретаре Оленниковой Н.К., с участием заместителя прокурора Бичурского района РБ Маркова Б.В., представителя ответчика главы МО СП «<данные изъяты>» Жигжитовой В.Б., представителя третьего лица Федотова А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Бичурского района РБ, предъявленному в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к администрации МО СП о возложении обязанности по принятию мер пожарной безопасности У С Т А Н О В И Л: И.о прокурора Бичурского района РБ, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, требуя возложить на администрацию муниципального образования сельское поселение устранить имеющиеся нарушения пожарной безопасности на территории сельского поселения – приобрести переносную пожарную мотопомпу, организовать естественные и искусственные водоему для целей наружного пожаротушения. Свои исковые требования и.о. прокурора Бичурского района РБ мотивирует следующим: в ходе прокурорской проверки в деятельности администрации МО СП «<данные изъяты>» установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно требований Федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также Правил пожарной безопасности. Так, на территории указанного муниципального образования, имеющего 126 усадеб, отсутствует переносная пожарная мотопомпа, не организованы естественные и искусственные водоемы для целей наружного пожаротушения. Неисполнение органом местного требований пожарной безопасности приводит к угрозе распространения лесных пожаров на населенный пункт и возникновению чрезвычайной ситуации на территории поселения, делает возможным причинение вреда жизни и здоровью людей, наступление иных тяжких последствий. В судебном заседании заместитель прокурора Марков Б.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям, уточнив свои требования, просил установить срок для устранения нарушений до 1 июня 2012г. Представитель третьего лица Федотов А.П. суду пояснил, что при проведении проверки в МО СП «<данные изъяты>» установлено нарушение закона о пожарной безопасности, а именно отсутствует переносная пожарная мотопомпа, не организованы естественные и искусственные водоемы для целей наружного пожаротушения. Устранение нарушений необходимо в ближайшие сроки ввиду наступления пожароопасного периода. Представитель ответчика – глава МО СП «<данные изъяты>» Жигжитова В.Б. исковые требования признала частично, суду пояснила, что мотопомпу они должны получить, а искусственные водоемы в селе на настоящий момент оборудованы. Кроме того, сделана минерализованная полоса. Выслушав прокурора, ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. № 69-ФЗ под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Статьей 19 указанного Закона установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Согласно статье 3 данного Закона основные составляющими функции системы обеспечения пожарной безопасности является разработка и осуществление мер пожарной безопасности. В силу пунктов 9 и 23 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В статье 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. № 68-ФЗ определено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка сна определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Как следует из содержания статьи 11 названного Закона органы местного самоуправления осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях, а также самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В силу статьи 19 Закона о пожарной безопасности органы местного самоуправления поселений создают в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. К первичным мерам пожарной безопасности в соответствии с пунктом 2 статьи 63 Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г. № 123-ФЗ относит разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. В пункте 2 статьи 62 данного Закона указано, что в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе, питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). В соответствии с пунктом 112 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313, для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения. В этих целях необходимо, в том числе проведение противопожарных разрывов, минерализованных полос, оборудование естественных и искусственных водоемов для целей наружного пожаротушения, отвечающих установленным требованиям пожарной безопасности. В соответствии с пунктом 94 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Пунктом 31 Правил пожарной безопасности предусмотрено, что сельские населенные пункты с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 не менее 2 прицепных пожарных мотопомп. Поскольку в судебном заседании установлен факт нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, ответчиком он не оспаривается, частично указанные нарушения устранены, суд выносит решение об удовлетворении исковых требований. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования удовлетворить. Возложить на администрацию Муниципального образования сельское поселение «<данные изъяты>» в срок до 1 июня 2012г. обеспечить для целей пожаротушения в границах поселения переносную пожарную мотопомпу в количестве 1 ед., организовать для целей наружного пожаротушения естественные и искусственные водоемы. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца с момента его вынесения. Судья Бичурского районного суда РБ Т.А.Шибанова