Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Бичура «21» февраля 2011 года
Бичурский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Соболевой Н.А., с участием пом. прокурора Бичурского района РБ Маркова Б.В., главы ... «...» ФИО2, представителя заинтересованного лица – ... филиала РГУ «... ФИО1 при секретаре Афанасьевой Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бичурского района Республики Бурятия, предъявленному в интересах ... – ... «...», об оспаривании предписания государственного ветеринарного инспектора и признании его незаконным,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Бичурского района РБ, обращаясь в суд с заявлением в интересах ... «...» на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, просит признать предписание Номер обезличен от 19 октября 2010 года государственного ветеринарного инспектора ... филиала РГУ «...» ФИО1 незаконным.
Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проверки прокуратурой района соблюдения положений федерального законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля установлено, что 19 октября 2010 года ... филиалом РГУ «...» на основании распоряжения руководителя органа ФИО5 Номер обезличен от 19 октября 2010 года была проведена проверка соблюдения ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в отношении ... «...», по результатам которой, главе ... «...» ФИО2 государственным ветеринарным инспектором ФИО1 19 октября 2010 года вынесено предписание об устранении нарушений Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов № 13-2-7/469 от 04 декабря 1995 года Номер обезличен, а именно, возложены обязанности: огородить территорию скотомогильника, установить емкость для утилизации биологических отходов, огородить подъездные пути к объекту, вывесить информационную вывеску для населения в срок до 01 июня 2011 года. Данное предписание прокурор считает вынесенным незаконно, поскольку в силу ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. На основании ст. 1 ФЗ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация определена как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, исходя из чего, правовое регулирование данного закона не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников администрациями муниципальных образований, а оборудование и содержание скотомогильников не может быть отнесено к вопросам местного значения муниципального образования в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно ст.ст. 5-6 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 2 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты РФ, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидаций их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В силу пп. 49 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно пп. «ц» п. 2 ст. 26.11 ФЗ от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). Согласно п. 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Согласно информации, представленной ... «...», полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника муниципальному образованию не передавались, в связи с чем, оснований для возложения на администрацию муниципального образования обязанности оборудовать скотомогильник (биотермическую яму) без передачи необходимых полномочий и денежных средств не имеется. Часть 3 ст. 20 данного закона устанавливает ответственность органов местного самоуправления за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Вместе с тем, вынесенное предписание влечет наложение обязанности огородить территорию скотомогильника, установить емкость для утилизации биологических отходов, огородить подъездные пути к объекту, вывесить информационную вывеску для населения, однако, исполнение требований предписания предполагает использование денежных средств муниципального бюджета не по целевому назначению, чем существенно нарушаются права муниципального образования.
В судебном заседании пом. прокурора Бичурского района РБ Марков Б.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, по изложенным в заявлении основаниям.
Глава ... «...» ФИО2 заявленные требования прокурора поддержала в полном объеме, просит предписанное, выданное государственным ветеринарным инспектором ФИО1 признать незаконным, т.к. в обязанности ... «...» оборудование скотомогильника не входит, эта обязанность возложена на администрацию ... «...». Финансовые средства на оборудование скотомогильника в ... «...» не выделялись, ... «...» произведен отвод земельного участка под строительство скотомогильника, выкопан котлован, имеется емкость для утилизации биологических отходов, с окончанием зимнего периода времени ... «...» планирует выполнить работы по обустройству скотомогильника.
Представитель заинтересованного лица – ... филиала РГУ «...»,государственный ветеринарный инспектор ФИО1 с заявленными требованиями прокурора Бичурского района согласна полностью, суду пояснив, что предписание выписано незаконно.
Выслушав прокурора Бичурского района РБ, главу ... «...» ФИО2, представителя заинтересованного лица ФИО1, суд приходит к следующему:
Как следует из представленных материалов, 19 октября 2010 года главным государственным ветеринарным инспектором ... филиала РГУ «...» ФИО5 было вынесено распоряжение Номер обезличен о проведении плановой выездной проверки в отношении ... «...», с целью контроля за соблюдением ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
По результатам плановой выездной проверки скотомогильника ... «...» 19 октября 2010 года государственным ветеринарным инспектором ФИО1 был составлен акт проверки, согласно которому, в ходе проведения проверки скотомогильника были выявлены нарушения Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов № 13-2-7/469 от 04 декабря 1995 года, а именно, было установлено, что: территория скотомогильника не огорожена, емкость для утилизации биологических отходов не установлена, подъездные пути не обозначены, информационной вывески в черте населенного пункта и у самого объекта нет, межевание земель не проведено.
По результатам проверки государственным ветеринарным инспектором ФИО1 19 октября 2010 года было вынесено предписание Номер обезличен, согласно которому, в срок до 01 июня 2011 года было предписано: огородить территорию скотомогильника; установить емкость для утилизации биологических отходов; обозначить подъездные пути к объекту, согласно ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов; вывесить информационную вывеску для населения. Ответственность за исполнение в срок указанных мероприятий возложена на главу ... «...» ФИО2.
В соответствии с п.п.14 п.1 ст.15 Федерального Закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ ( в редакции от 29 декабря 2010 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / принят ГД ФС РФ 16.09.2003г. /с изм. и доп. вступающими в силу с 01.01.2011 года/ к вопросам местного значения относятся: «утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов». В соответствии с п.6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов « ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника возлагаются на местную администрацию, руководителей организаций в ведении которых находятся данные объекты».
Согласно ст.ст. 5-6 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 2 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты РФ, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидаций их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В силу пп. 49 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно пп. «ц» п. 2 ст. 26.11 ФЗ от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). Согласно п. 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Согласно информации, представленной ... «...», полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника муниципальному образованию не передавались, в связи с чем, оснований для возложения на администрацию муниципального образования обязанности оборудовать скотомогильник (биотермическую яму) без передачи необходимых полномочий и денежных средств не имеется. Часть 3 ст. 20 данного закона устанавливает ответственность органов местного самоуправления за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Вместе с тем, вынесенное предписание влечет наложение обязанности огородить территорию скотомогильника, установить емкость для утилизации биологических отходов, огородить подъездные пути к объекту, вывесить информационную вывеску для населения, однако, исполнение требований предписания предполагает использование денежных средств муниципального бюджета не по целевому назначению, чем существенно нарушаются права муниципального образования.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявление прокурора Бичурского района РБ подлежит удовлетворению, предписание Номер обезличен от 19 октября 2010 года государственного ветеринарного инспектора ФИО1 ... филиала РГУ «...» должно быть признано незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора Бичурского района РБ удовлетворить..
Предписание Номер обезличен от 19 октября 2010 года государственного ветеринарного инспектора ФИО1 ... филиала РГУ «...» признать незаконным.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 суток со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Бичурского районного суда РБ: Н.А. Соболева