Дело №2-1628/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2010 г. г. Брянск
Бежицкий районный суд г.Брянска
в составе председательствующего судьи Масленниковой А.В.
при секретаре Сафенковой Т.А.
с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Безродной Е.В., представителей ответчиков: МОУ СОШ № 18 г. Брянска – Маевского С.С., отдела управления образования Брянской городской администрации по Бежицкому району - Жовтовой О.В., представителя третьего лица - ОГПН по Бежицкому району г. Брянска ГУ МЧС России по Брянской области -Амелиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бежицкого района г. Брянска к Брянской городской администрации, Управлению образования Брянской городской администрации, Отделу управления образования Брянской городской администрации по Бежицкому району г. Брянска, муниципальному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 18 г. Брянска о понуждении к совершению действий в защиту неопределенного круга лиц,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бежицкого района г. Брянска обратился в суд с указанным выше иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ответчикам о понуждении к совершению действий по исполнению комплекса мер пожарной безопасности, а именно:
- отделку пола на путях эвакуации выполнить с требуемыми пожарно-техническими характеристиками (Г2, РП2, Д2, Т2 или В2, РП2, Д3, Т2);
- установить двери лестничных клеток, оборудованные устройствами для самозакрывания с уплотнением в притворах.
Мотивировали свои требования тем, что указанные нарушения требований правил пожарной безопасности неоднократно отражались в актах проверок ОГПН по Бежицкому району г. Брянска, однако не устранены и в настоящее время, что нарушает права неопределенного числа лиц (детей, сотрудников учреждения), находящихся в МОУ СОШ № 18 на защиту их жизни и здоровья в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
МОУ СОШ № 18 не имеет собственных финансовых средств, необходимых для выполнения вышеназванных противопожарных мероприятий, и на 2010 год средства на это в городском бюджете не предусмотрены для МОУ СОШ № 18. Данная школа расположена в здании, относящемся к муниципальной собственности. Учредителем школы является управление образования Брянской городской администрации. Ранее нарушения требований указанного законодательства в этой части имели место, их устранение требует значительных финансовых затрат.
Управление является главным распорядителем бюджетных средств, участвует в формировании бюджета города Брянска в части расходов на образование, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным получателям бюджетных средств, оно обязано формировать и вносить предложения о внесении изменений в решение о бюджете города Брянска в части расходов на образование.
В судебном заседании старший прокурор Безродная Р.Н. уточнила исковые требования, просила исключить из иска требование об установке дверей лестничных клеток, оборудованных устройствами для самозакрывания с уплотнением в притворах, в связи с их добровольным выполнением.
Представитель ответчика Брянской городской администрации в суд не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представила в суд заявление, в котором иск не признала, просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель третьего лица - ОГПН по Бежицкому району г. Брянска ГУ МЧС России по Брянской области исковые требования поддержала по мотивам, изложенным в иске.
Представитель отдела управления образования Брянской городской администрации по Бежицкому району Жовтова О.В. иск признала обоснованным, пояснив, что отдел образования является получателем денежных средств, для финансирования образовательных учреждений района. Финансирование мер пожарной безопасности, указанных в иске прокурора, не было предусмотрено на текущий год, при поступлении достаточного финансирования в 2010 г. эти мероприятия будут выполнены.
Представитель ответчика директор МОУ СОШ № 18 Маевский С.С. иск признал, пояснив, что принимает все зависящие от него меры по соблюдению Правил пожарной безопасности, но ввиду отсутствия собственных финансовых средств решить вопросы по устранению нарушений, указанных в иске и в предписании государственного инспектора по пожарному надзору, не может, так как проведение указанных мероприятий требует значительных денежных средств, которых в школе нет.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 151 Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» отделка полов на путях эвакуации должна быть выполнена с требуемыми пожарно-техническими характеристиками (Г2, РП2, Д2, Т2 или В2, РП2, ДЗ, Т2).
В судебном заседании установлено и подтверждено документально, что в нарушение указанной правовой нормы в здании, в котором находится МОУ средняя общеобразовательная школа № 18, полы на путях эвакуации покрыты материалом (линолеумом) с пожарно-техническими характеристиками, которые не соответствуют указанным выше требованиям закона.
Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, а также своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся в зоне действия пожара, взрыва или последствий террористического акта.
Следовательно, это угрожает нарушением прав неопределенного круга граждан (детей, сотрудников учреждения), находящихся в здании МОУ СОШ № 18, на защиту их жизни и здоровья при чрезвычайных ситуациях и нарушает также ст. 18 ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ, согласно которой граждане имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Статьей № 1 ППБ 01-03 Правил пожарной безопасности установлено, что требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно ст. 51 Федерального Закона «Об образовании» ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. Ст. 32 этого же Закона к компетенции образовательного учреждения относит оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах собственных финансовых средств.
МОУ «СОШ №18 им. Братьев Могилевцевых г. Брянска с углубленным изучением отдельных предметов» является муниципальным, гражданским, некоммерческим средним общеобразовательным учреждением, финансируемым полностью за счет городского бюджета.
В соответствии с Уставом школа выступает по своим обязательствам в пределах находящихся в ее распоряжении денежных средств. Источниками формирования имущества школы помимо бюджетных средств предусмотрены доходы, полученные от платных услуг и предпринимательской деятельности, разрешенных в школе; безвозмездные взносы организаций, учреждений и граждан; средства родителей, добровольные пожертвования физических и юридических лиц; иные источники в соответствии с законодательством РФ.
Как установлено в судебном заседании, школа не имеет средств на выполнение работ по отделке пола на путях эвакуации с требуемыми пожарно-техническими характеристиками (Г2, РП2, Д2, Т2 или В2, РП2, Д3, Т2).
В силу ст. 120 ГК РФ при недостаточности у учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Имущество школы является муниципальной собственностью города Брянска, которое закреплено за школой на праве оперативного управления.
Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131 -ФЗ к компетенции органов местного самоуправления городского округа относится формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В соответствии со ст.ст. 44, 45 Устава города Брянска Брянская городская администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе: управления и распоряжения в установленном порядке имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Бюджет города Брянска (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Предусмотренные в бюджете г. Брянска по отрасли «Образование» денежные средства поступают в отраслевой орган Брянской городской администрации -Управление образования.
Управление образования Брянской городской администрации является учредителем школы.
В соответствии с «Положением об управлении образования Брянской городской администрации», утвержденным решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 г. № 981 управление образования является главным распорядителем бюджетных средств, участвует в формировании бюджета города Брянска в части расходов на образование, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным получателям бюджетных средств, обязано формировать и вносить предложения о внесении изменений в решение о бюджете города Брянска в части расходов на образование.
Получателем бюджетных средств является отдел управления образования по Бежицкому району, который обеспечивает целенаправленное использование финансовых средств, для образовательных учреждений района; несет ответственность за состояние финансовой деятельности в них.
В суде установлено, что выделенные в 2010г. финансовые средства, не позволили МОУ СОШ №18 устранить все нарушения, указанные в предписании государственного инспектора по пожарному надзору.
При указанных обстоятельствах суд находит иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Иск удовлетворить.
Обязать муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18 г. Брянска, Брянскую городскую администрацию, Управление образования Брянской городской администрации, Отдел управления образования Брянской городской администрации по Бежицкому району г. Брянска, в пределах предоставленных полномочий исполнить комплекс мер пожарной безопасности по МОУ СОШ № 18, расположенному по адресу: Адрес, Адрес. а именно: выполнить отделку пола на путях эвакуации с требуемыми пожарно-техническими характеристиками (Г2, РП2, Д2, Т2 или В2, РП2, Д3, Т2).
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Бежицкий районный суд г. Брянска в течение 10 дней.
Судья Масленникова А.В.