РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 4 марта 2011 года Дело № 2-735/11 Бежицкий районный суд г. Брянска в составе: Председательствующего судьи Моисеевой И.В. При секретаре Ивашкиной Т.В. С участием сторон: представителя истицы – Леоненко представителя третьего лица – главного специалиста отдела жилищных субсидий и сертификатов департамента по строительству Брянской области – Кургузовой Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шпакова к Бежицкой районной администрации г. Брянска о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным и признании права на получение мер социальной поддержки в виде предоставления субсидии на приобретение жилья УСТАНОВИЛ: Шпаков обратился с указанными требованиями, ссылаясь на то, что он является ветераном, участником Великой Отечественной войны. Проживает в доме общей площадью 36,6 кв.м., 1958 года постройки, в доме вместе с ним зарегистрированы и проживают жена и сын. В 2009 году сыном была оформлена в собственность квартира по адресу: <адрес>, <адрес> общей площадью 35, 7 кв.м. по договору долевого участия, в которой до настоящего времени невозможно проживать, так как в ней оборудования и отделки. В декабре 2010 года он обратился в Бежицкую районную администрацию с заявлением о постановке его на жилищный учет в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Однако, распоряжением ДД.ММ.ГГГГ № ему в постановке на учет было отказано. Истец считает такой отказ незаконным, поскольку он проживает в жилом помещении без необходимых инженерных систем и коммуникаций. В доме нет горячего водоснабжения и канализации, водопровод проводился за счет собственных средств. Данные обстоятельства, по мнению истца, являются основанием быть признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в иске. Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, представив суду ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав одновременно о том, что исковые требования не признает. Представитель третьего лица – Департамента по строительству Брянской области считает заявленные требования обоснованными, ссылаясь на то, что ветераны Великой Отечественной войны, проживающие в неблагоустроенных жилых помещениях, находящихся в поселениях с централизованными инженерными сетями, имеют основание быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Поскольку у истца в доме отсутствует горячее водоснабжение и канализация, занимаемое им жилое помещение не соответствует санитарным требованиям. Выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ч. 1 п.п. 4 ст. 21 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ ( в редакции Федерального закона 27.07.2010 N 237-ФЗ) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30), в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". предложить высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа. Из материалов дела усматривается, что Шпаков зарегистрирован в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> общей площадью 36,6 кв.м. Вместе с ним в квартире зарегистрирована жена – Шпакова и сын – Шпаков Выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним подтверждено, что указанная квартира принадлежит Шпакову на праве собственности. Кроме того, согласно свидетельству о государственной регистрации права Шпакову (сыну истца) принадлежит на праве собственности квартира, общей площадью 35,7 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> <адрес> Обращаясь в Бежицкую районную администрацию с заявлением о постановке на учет, Шпаков в качестве основания в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении указал на проживание в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений нормами. Распоряжением Бежицкой районной администрации г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, в связи с тем, что предоставленные документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ). В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (п.1); проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (п.3). В силу п.п. 2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Часть 4 статьи 50 ЖК РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения (далее - учетной нормы), которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 статьи 51 ЖК РФ осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности. Поскольку Шпакову и его сыну – Шпакову А.И. проживающему с истцом совместно принадлежат два жилых помещения общей площадью 36,6 + 35,7 = 72,3 кв.м., что подтверждает обеспеченность членов семьи истца (24,1 кв.м.) более учетной нормы (14 кв.м.). Суд не соглашается с доводами представителя истца о том, что квартира, принадлежащая Шпакову приобретена без отделки и сантехнического оборудования, поэтому проживание в ней невозможно, поскольку согласно свидетельству о государственной регистрации права квартира является жилым помещением и после его приобретения на собственнике лежит бремя его обустройства. Что касается доводов о том, что жилое помещение, в котором проживает истец не отвечает требованиям, установленным для жилых помещений, поскольку в нем отсутствует горячее водоснабжение, канализация, то суд также не может согласиться с ними. По сведениям ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» жилой <адрес> построен в 1958 году. Износ инженерных систем жилого дома определялся визуальным обследованием в 1978 году и составлял 20 %. На ДД.ММ.ГГГГ жилой дом имел следующие виды благоустройства: водяное отопление, сетевое газоснабжение, электроосвещение, радио. Из акта обследования жилищных условий заявителя, произведенном комиссией в составе работников Бежицкой районной администрации г. Брянска: Березовской, Зацепиловым и Кирюхиной усматривается, что в квартире истца имеется местное газовое отопление, холодное водоснабжение, центральная канализация. Есть в наличии ванная с туалетом совмещенные, расположенные в прихожей, где установлена семисекционная батарея. В квартире установлены пластиковые стеклопакеты. По результатам визуального осмотра квартиры комиссией сделан вывод о пригодности дома для проживания. Письмом Министерства регионального развития РФ от 18 января 2010 г. N 809-СК/07 установлено, что основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение). На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания. Согласно пункту 12 указанного Положения в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Таким образом, если решением вышеназванной комиссии жилое помещение не будет признано непригодным для проживания, а проживающие в нем граждане не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, то обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета они не подлежат. Поскольку квартира, в котором проживает истец, в установленном законом порядке не признана непригодной для проживания, в квартире имеется как водопровод, так и централизованная канализация, газоснабжение, что свидетельствует о возможности проведения горячего водоснабжения в квартире путем установки газовой колонки, у суда не имеется оснований при определении уровня обеспеченности жильем истца, не принимать во внимание занимаемое им жилое помещение. При изложенных обстоятельствах, суд находит, что ответчиком правомерно отказано истцу в постановке на жилищный учет, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований суд не находит. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Шпакова к Бежицкой районной администрации г. Брянска о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным и признании права на получение мер социальной поддержки в виде предоставления субсидии на приобретение жилья – ОТКАЗАТЬ. Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 дней. Председательствующий по делу, Судья Бежицкого районного суда г. Брянска Моисеева И.В.