об оспаривании отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 ноября 2011 года дело № 2-2357 /11

Бежицкий районный суд г. Брянска в составе:

Председательствующего судьи Моисеевой И.В.

При секретаре Ивашкиной Т.В.

С участием сторон: представителя истицы – Яшиной Л.А., представителя ответчика – заведующей сектором правового обеспечения территориальных органов правового управления Бежицкой районной администрации – Березовской Н.И.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макеевой М.А. к Бежицкой районной администрации г. Брянска о признании отказа в постановке на жилищный учет незаконным

УСТАНОВИЛ:

Макеева М.А. обратилась в суд с указанными требованиями, ссылаясь на то, что она, 1924 года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Указывает, что она дважды обращалась к ответчику с просьбой о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в последний раз 21.09.2011 года. Однако, на ее заявления получила отказ, который считает нарушающим ее права в получении жилья. Указывает, что она вступила в наследство на однокомнатную квартиру <адрес>, в марте 2008 года, после смерти ее 35-летней дочери. В апреле 2008 года квартира была продана. После продажи квартиры была зарегистрирована в квартире <адрес>, которую в настоящее время собственники хотят продать. В настоящее время зарегистрирована в общежитии в комнате <адрес>, в своей личной собственности ничего не имеет. Просит признать за ней право на обеспечение жильем.

В судебном заседании представитель истицы исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в иске. Также пояснила, что она является дочерью истицы. Мать проживает сейчас в общежитии, в комнате, которая принадлежит ее знакомой, по найму. До этого проживала вместе с ней в квартире по <адрес>, которая принадлежит внукам истицы – несовершеннолетнему ФИО1 и ФИО1 В настоящее время собственники квартиры хотят ее продать, поэтому истица была зарегистрирована в общежитии, в котором фактически проживала около 5 лет. Изначально Яшина Л.А. являлась собственником 1/2 этой квартиры в соответствии с договором на передачу квартиры в собственность, но в апреле 2008 года подарила свою долю ФИО1 – своему внуку. Истица имеет возможность обслуживать себя сама, поэтому в общежитии проживает одна. Считает, что регистрация в комнате не может быть расценена как намеренное ухудшение жилищных условий, поскольку квартиру, в которой она была зарегистрирована, собственники намерены продать, иного жилого помещения в пользовании либо в собственности истица не имеет. Просила удовлетворить заявленные требования.

Представитель Бежицкой районной администрации исковые требования не признала. Пояснила, что истица при первичном обращении, согласно представленным ею документам, учетной нормой жилья обеспечена, в связи с чем отказ в постановке ее на учет является правомерным. При вторичном обращении с учетом регистрации ее в сентябре 2011 года в комнате общежития с заключение договора найма жилого помещения,, является, по ее мнению, умышленным ухудшением жилищных условий.

Истица в судебное заседание не явилась. Со слов представителя она доверяет ей представление ее интересов в суде, лично присутствовать в судебном заседании не желает.

Выслушав объяснения представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 п.п. 4 ст. 21 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ ( в редакции Федерального закона 27.07.2010 N 237-ФЗ) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30), в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". предложить высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа.

В силу п.п. 2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Судом установлено, что 31.08.2011 года Макеева М.А. обратилась впервые в к ответчику с заявлением, в котором просила признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Распоряжением от 01.02.2011 года ей было отказано по тем основаниям, что она была зарегистрирована на момент подачи заявления в квартире <адрес> общей площадью <данные изъяты> В квартире зарегистрированы два человека- сама истица и ее дочь Яшина Л.А. Согласно представленным документам указанная квартира принадлежит в равных долях ФИО1 и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.

09.09.2011 года Макеева М.А. была зарегистрирована в комнате <адрес>, которая принадлежит ФИО 3 Согласно заявлению о сдаче жилой площади в наем ФИО 3 сдала в наем Макеевой М.А. указанное жилое помещение сроком на 36 месяцев с оплатой 600 рублей в месяц. Данные обстоятельства также подтверждает соответствующий договор найма жилого помещения, представленный в материалы дела.

16.09.2011 года она вновь обращается с заявлением к ответчику о постановке ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещений и внесении изменений в учетное дело.

Распоряжением -р от 21.09.2011 года Макеевой М.А. отказано в постановке на учет в связи с тем, что не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (п.1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 292 Гражданского кодекса РФ члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.

В соответствии с положениями статьи 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

Согласно пункту 3 статьи 292 Гражданского кодекса РФ члены семьи собственника жилого помещения могут требовать устранения нарушений их прав на жилое помещение от любых лиц, включая собственника помещения.

Оценивая представлены доказательства, суд учитывает, что истица была вселена в квартиру <адрес> на занимаемую жилую площадь с соблюдением требований жилищного законодательства, в указанной квартире зарегистрирована и проживает ее дочь Яшина Л.А. (имевшая до 2008 года право собственности на ? долю в квартире согласно договора на передачу квартиры в собственность), что, по мнению суда, свидетельствует, что в указанную квартиру Макеева М.А. была вселена в качестве члена семьи и приобрела право пользования указанным жилым помещением.

В связи с чем отказ в признании Макееву М.А. не нуждающейся в улучшении жилищных условий от 01.09.2011 года оснований считать незаконным не имеется.

Также материалами дела подтверждено, что 09.09.2011 года Макеева М.А. была зарегистрирована в комнате общежития по договору найма.

Оценивая указанные обстоятельства, суд приходит к следующему.

Свидетель ФИО1 – внук истицы и один из сособственников квартиры по <адрес>, допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля в судебном заседании пояснил, что он является предпринимателем и из-за тяжелых сложившихся обстоятельств, он намерен продать принадлежащую ему часть квартиры по <адрес>, поскольку сам он жильем обеспечен, проживая в квартире в Советском районе с женой и тремя детьми общей площадью <данные изъяты> Где фактически будет проживать его мать – Яшина Л.А., ему не известно. В настоящее время бабушка проживает в общежитии, собственница комнаты, вместе с матерью осуществляет за ней уход. Считает, что у него, как собственника, имеется право пользования, владения и распоряжения принадлежащей ему собственности.

Свидетель ФИО 3 суду пояснила, что она давно знает Яшину Л.А. и по ее просьбе зарегистрировала в принадлежащей ей комнате в общежитии ее мать – Макееву М.А., которая ранее в комнате проживала без регистрации около 5 лет без регистрации. Подтвердила, что Макеева М.А. пользуется ее комнатой длительное время, однако зарегистрирована была только в сентябре 2011 года. Она сама в общежитии не проживает, за бабушкой ухода не осуществляет. Кто за ней смотрит, ей не известно.

К указанным показаниям свидетелей, суд относится критически, поскольку они не согласованны и противоречат иным обстоятельствам, установленным в судебном заседании.

Судом по месту регистрации истицы было проведено выездное судебное заседание. При посещении комнаты, было установлено, что в комнате никого не находилось. Вещи, которые в ней находились: как то: два дивана, детские игрушки, фотографии молодой семьи, халаты, косметика, и другие вещи обихода, которые свидетельствуют о том, что в указанной комнате не проживает престарелый человек, ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Как пояснила при проведении выездного судебного заседания Яшина Л.А., Макеева М.А. отсутствовала дома, могла пойти в магазин или поехать ко внуку, так как является «бодрой бабушкой».

Вместе с тем, при проведении досудебной подготовки при рассмотрении настоящего дела, сама истица присутствовала, и из ее состояния здоровья видно, что передвигаться без посторонней помощи, она не в состоянии и нуждается в постороннем уходе.

Указанные обстоятельства свидетельствуют только о наличии регистрации в комнате ФИО 3, но не о фактическом проживании Макеевой М.А. в указанной комнате в общежитии.

В силу ст. 53 ЖК ГФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд находит, что регистрация в комнате в общежитии Макеевой М.А. является умышленным ухудшением ее жилищных условий, поскольку произведена после вступления в силу (09.01.2010 года) новой редакции Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», а также после получения первого отказа ответчика в признании ее нуждающейся в жилых помещениях. Кроем того, факт проживания истицы в указанной комнате своего подтверждения не нашел. Также не нашел достоверного подтверждения и факт намерений реализации квартиры по <адрес> его собственниками.

При изложенных обстоятельствах, суд находит, что ответчиком правомерно отказано истцу в постановке на жилищный учет, на момент рассмотрения спора суд также не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований иску Макеевой М.А. к Бежицкой районной администрации г. Брянска о признании отказа в постановке на жилищный учет незаконным – ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий по делу,

Судья Бежицкого районного суда г. Брянска Моисеева И.В.