Дело № 2-2414/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «29» ноября 2011 года город Брянск Бежицкий районный суд г. Брянска в составе: председательствующего судьи при секретаре с участием истца представителя ответчика – ОАО «Брянконфи» представителя третьего лица – ГКУ «Центр занятости населения г. Брянска» Моисеевой И.В., Ивашкиной Т.В., помощника прокурора Бежицкого района города Брянска Сущенко Е.В., Пацинской И.А., Черненок М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бежицкого района г. Брянска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Брянконфи» о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Бежицкого района города Брянска в соответствии со статьей 45 ГПК РФ обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов выявлены нарушения в деятельности открытого акционерного общества «Брянконфи» (далее – ОАО «Брянконфи»), а именно выявлено, что ОАО «Брянконфи» не выполняет требований законодательства о занятости населения в части квотирования рабочих мест для инвалидов, среднесписочная численность лиц, работающих на предприятии по состоянию на 09.09.2011 года составляет <данные изъяты> человека, количество работающих в организации инвалидов в счет квоты составляет 3 человека, что менее установленной квоты для приема на работу инвалидов. Истец указывает, что ОАО «Брянконфи» не создало 17 рабочих мест для инвалидов в счет квоты, информацию в ГКУ «Центр занятости населения города Брянска» о наличии вакантных рабочих мест для приема на работу инвалидов в счет установленной квоты не предоставило, кроме того, вопреки требованиям закона ОАО «Брянконфи» предоставляет в ГКУ «Центр занятости населения города Брянска» только информацию о фактическом числе работающих на предприятии инвалидов и среднесписочной численности работников предприятия. Поскольку соблюдение квотирования рабочих мест в организации обеспечивает право на труд лиц с заведомо пониженной конкурентоспособностью на рынке труда, в частности инвалидов, а бездействие ОАО «Брянконфи», выраженное в невыполнении правовых норм о квотировании рабочих мест для инвалидов и непредставление соответствующей информации в центр занятости населения свидетельствует о невысоком уровне социальной ответственности работодателя, нарушает права неопределенного круга лиц, влечет нарушение прав инвалидов, число которых постоянно меняется, истец просит суд признать незаконным бездействие ОАО «Брянконфи», выразившееся в не предоставлении в полном объеме квот для трудоустройства; обязать ОАО «Брянконфи» устранить в полном объеме допущенные нарушения путем выделения квот для трудоустройства инвалидов в установленном размере. оселения свидетельствует о невысоком уровне социальной ответственности работодателя, нарушает права неопределенного круга лиц, В судебном заседании помощник прокурора Бежицкого района города Брянска Сущенко Е.В. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика – ОАО «Брянконфи» - Пацинская И.А. оставила разрешение спора на усмотрение суда, указав, что квота не выполняется по причине невозможности создания рабочих мест в связи со спецификой работы предприятия – производство кондитерских изделий, осуществляемому на автоматизированных поточных линиях, работа же контролеров, уборщиц и других работников кондитерского производства, столовой осуществляется при сменном 12-часовом режиме работы, в том числе и в ночное время. Тем не менее, предприятие неоднократно проявляло собственную инициативу по вопросу трудоустройства инвалидов, но при непосредственном контакте с лицами с ограниченными трудовыми функциями ОАО «Брянконфи» получало отказ от трудоустройства по причине плохого состояния здоровья, выхода на пенсию по общим основаниям, быстрой утомляемости и тому подобным причинам. Представитель третьего лица – ГКУ «Центр занятости населения города Брянска» - Черненок М.И. поддержала исковые требования. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Ст. 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной поддержкой инвалидов понимается система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. В силу ст. 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения инвалидов новым профессиям. В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Ст. 1.1 Закона Брянской области от 09.03.2005 г. № 7-З «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в организации, расположенные на территории Брянской области» предусмотрено, что квота устанавливается в отношении инвалидов, имеющих рекомендации к труду в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и проживающих на территории Брянской области. Также ст. 1.2 Закона Брянской области от 09.03.2005 г. № 7-З «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в организации, расположенные на территории Брянской области» предусматривает, что организациям, расположенным на территории Брянской области, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере четырех процентов от среднесписочной численности работников. Работодатель самостоятельно рассчитывает квоту в соответствии с настоящим Законом, исходя из среднесписочной численности работников данной организации. Округление значения размера квоты производится в сторону уменьшения до целого значения. Согласно с. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Как видно из сообщения КГУ «Центр занятости населения города Брянска» от 07.11.2011 года № по состоянию на 11 октября 2011 года численность работающих на предприятии ОАО «Брянконфи» составляет <данные изъяты> человека, в том числе инвалидов – 3 человека, количество рабочих мест на предприятии для трудоустройства в счет квоты – 21; не выполнена квота – 18. Ранее в 2010 году в адрес ОАО «Брянконфи» выносилось представление о принятии действенных мер к устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, при этом численность работающих на предприятии составляла <данные изъяты> человека, количество работающих инвалидов – 1 человек. Также из материалов дела видно, что ОАО «Брянконфи» в 2010 году предпринимались меры по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, так в адрес КГУ «Центр занятости населения города Брянска» дважды направлялась заявка на квотируемое рабочее место для инвалида-конфетчика, но подходящих кандидатов на вакансию среди безработных инвалидов подобрано не было. В сообщении КГУ «Центр занятости населения города Брянска» от 07.11.2011 года № указано также, что в течение истекшего 2011 года сведения о наличии свободных рабочих мест в счет установленной квоты от ОАО «Брянконфи» не поступали; информация о количестве рабочих мест и численности, работающих на предприятии инвалидов, предоставляется ежемесячно. При указанных обстоятельствах суд находит иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме. Учитывая, что истец согласно п. 9 ч. 1 статьи 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, суд в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ взыскивает ее с ответчика. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Бежицкого района г. Брянска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Брянконфи» о понуждении к совершению действий - удовлетворить. Признать незаконным бездействие открытого акционерного общества «Брянконфи», выразившееся в непредоставлении в полном объеме квот для трудоустройства инвалидов. Обязать открытое акционерное общество «Брянконфи» устранить в полном объеме допущенные нарушения путем выделения квот для трудоустройства инвалидов в установленном размере. Взыскать с открытого акционерного общества «Брянконфи» государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Брянский областной суд через Бежицкий районный суд города Брянска. Председательствующий по делу, Судья Бежицкого районного суда г. Брянска И.В. Моисеева