о понуждении к совершению действий



Дело № 2-2414/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«29» ноября 2011 года город Брянск

Бежицкий районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи

при секретаре

с участием истца

представителя ответчика – ОАО «Брянконфи»

представителя третьего лица – ГКУ «Центр занятости населения г. Брянска»

Моисеевой И.В.,

Ивашкиной Т.В.,

помощника прокурора Бежицкого района города Брянска Сущенко Е.В.,

Пацинской И.А.,

Черненок М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бежицкого района г. Брянска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Брянконфи» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бежицкого района города Брянска в соответствии со статьей 45 ГПК РФ обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов выявлены нарушения в деятельности открытого акционерного общества «Брянконфи» (далее – ОАО «Брянконфи»), а именно выявлено, что ОАО «Брянконфи» не выполняет требований законодательства о занятости населения в части квотирования рабочих мест для инвалидов, среднесписочная численность лиц, работающих на предприятии по состоянию на 09.09.2011 года составляет <данные изъяты> человека, количество работающих в организации инвалидов в счет квоты составляет 3 человека, что менее установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Истец указывает, что ОАО «Брянконфи» не создало 17 рабочих мест для инвалидов в счет квоты, информацию в ГКУ «Центр занятости населения города Брянска» о наличии вакантных рабочих мест для приема на работу инвалидов в счет установленной квоты не предоставило, кроме того, вопреки требованиям закона ОАО «Брянконфи» предоставляет в ГКУ «Центр занятости населения города Брянска» только информацию о фактическом числе работающих на предприятии инвалидов и среднесписочной численности работников предприятия.

Поскольку соблюдение квотирования рабочих мест в организации обеспечивает право на труд лиц с заведомо пониженной конкурентоспособностью на рынке труда, в частности инвалидов, а бездействие ОАО «Брянконфи», выраженное в невыполнении правовых норм о квотировании рабочих мест для инвалидов и непредставление соответствующей информации в центр занятости населения свидетельствует о невысоком уровне социальной ответственности работодателя, нарушает права неопределенного круга лиц, влечет нарушение прав инвалидов, число которых постоянно меняется, истец просит суд признать незаконным бездействие ОАО «Брянконфи», выразившееся в не предоставлении в полном объеме квот для трудоустройства; обязать ОАО «Брянконфи» устранить в полном объеме допущенные нарушения путем выделения квот для трудоустройства инвалидов в установленном размере. оселения свидетельствует о невысоком уровне социальной ответственности работодателя, нарушает права неопределенного круга лиц,

В судебном заседании помощник прокурора Бежицкого района города Брянска Сущенко Е.В. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика – ОАО «Брянконфи» - Пацинская И.А. оставила разрешение спора на усмотрение суда, указав, что квота не выполняется по причине невозможности создания рабочих мест в связи со спецификой работы предприятия – производство кондитерских изделий, осуществляемому на автоматизированных поточных линиях, работа же контролеров, уборщиц и других работников кондитерского производства, столовой осуществляется при сменном 12-часовом режиме работы, в том числе и в ночное время. Тем не менее, предприятие неоднократно проявляло собственную инициативу по вопросу трудоустройства инвалидов, но при непосредственном контакте с лицами с ограниченными трудовыми функциями ОАО «Брянконфи» получало отказ от трудоустройства по причине плохого состояния здоровья, выхода на пенсию по общим основаниям, быстрой утомляемости и тому подобным причинам.

Представитель третьего лица – ГКУ «Центр занятости населения города Брянска» - Черненок М.И. поддержала исковые требования.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Ст. 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной поддержкой инвалидов понимается система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

В силу ст. 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения инвалидов новым профессиям.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Ст. 1.1 Закона Брянской области от 09.03.2005 г. № 7-З «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в организации, расположенные на территории Брянской области» предусмотрено, что квота устанавливается в отношении инвалидов, имеющих рекомендации к труду в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и проживающих на территории Брянской области.

Также ст. 1.2 Закона Брянской области от 09.03.2005 г. № 7-З «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в организации, расположенные на территории Брянской области» предусматривает, что организациям, расположенным на территории Брянской области, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере четырех процентов от среднесписочной численности работников. Работодатель самостоятельно рассчитывает квоту в соответствии с настоящим Законом, исходя из среднесписочной численности работников данной организации. Округление значения размера квоты производится в сторону уменьшения до целого значения.

Согласно с. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Как видно из сообщения КГУ «Центр занятости населения города Брянска» от 07.11.2011 года по состоянию на 11 октября 2011 года численность работающих на предприятии ОАО «Брянконфи» составляет <данные изъяты> человека, в том числе инвалидов – 3 человека, количество рабочих мест на предприятии для трудоустройства в счет квоты – 21; не выполнена квота – 18.

Ранее в 2010 году в адрес ОАО «Брянконфи» выносилось представление о принятии действенных мер к устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, при этом численность работающих на предприятии составляла <данные изъяты> человека, количество работающих инвалидов – 1 человек.

Также из материалов дела видно, что ОАО «Брянконфи» в 2010 году предпринимались меры по устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, так в адрес КГУ «Центр занятости населения города Брянска» дважды направлялась заявка на квотируемое рабочее место для инвалида-конфетчика, но подходящих кандидатов на вакансию среди безработных инвалидов подобрано не было.

В сообщении КГУ «Центр занятости населения города Брянска» от 07.11.2011 года указано также, что в течение истекшего 2011 года сведения о наличии свободных рабочих мест в счет установленной квоты от ОАО «Брянконфи» не поступали; информация о количестве рабочих мест и численности, работающих на предприятии инвалидов, предоставляется ежемесячно.

При указанных обстоятельствах суд находит иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Учитывая, что истец согласно п. 9 ч. 1 статьи 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, суд в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ взыскивает ее с ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Бежицкого района г. Брянска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Брянконфи» о понуждении к совершению действий - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие открытого акционерного общества «Брянконфи», выразившееся в непредоставлении в полном объеме квот для трудоустройства инвалидов.

Обязать открытое акционерное общество «Брянконфи» устранить в полном объеме допущенные нарушения путем выделения квот для трудоустройства инвалидов в установленном размере.

Взыскать с открытого акционерного общества «Брянконфи» государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Брянский областной суд через Бежицкий районный суд города Брянска.

Председательствующий по делу,

Судья Бежицкого районного суда г. Брянска И.В. Моисеева