дело № ххх/2010 г.Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Бежецкий городской суд Тверской области
в составе:
председательствующего судьи Цветкова В.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО0,
с участием помощника Тверского межрайонного природоохранного прокурора Олейник А.А.,
представителей ответчика муниципального унитарного предприятия «...» директора ФИО3, по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Бежецке *** 2010 г. гражданское дело по исковому заявлению Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к ...» о возложении обязанности прекратить сброс сточных вод в реку ... в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование и утверждённого в установленном порядке проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу,
установил:
Тверской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к ... о возложении обязанности прекратить сброс сточных вод в реку ... в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование и утверждённого в установленном порядке проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы следующим. При проведении проверки соблюдения требований законов об охране природы установлено, что ... осуществляя деятельность по приёму и очистке промышленных и коммунальных стоков на территории ... ..., эксплуатирует комплекс очистных сооружений, расположенных по адресу: ..., д. ..., с которых производит сброс сточных вод в реку ....
В соответствии со ст. 9, ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами для сброса сточных и (или) дренажных вод на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование. Согласно ч. 4 ст. 11, ч. 2 ст. 21 ВК РФ предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти или органов местного самоуправления. В силу ст. 22 ВК РФ решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать сведения о водопользователе; цель, виды и условия использования водного объекта или его части; сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; срок водопользования.
Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») эксплуатация зданий, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. В соответствии с п. 4 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью для юридических лиц – природопользователей устанавливаются нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (ст.ст. 14, 22 ФЗ «Об охране окружающей среды).
В соответствии с постановлением Правительства РФ «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» № 469 от 23 июля 2007 г. нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной деятельности.
На основании представленных ... в прокуратуру сведений о порядке осуществления сброса сточных вод в водный объект и эксплуатации используемых с этой целью объектов хозяйственной деятельности (статистического отчёта об использовании воды (форма 2тп (водхоз), платёжных поручений за плату за негативное воздействие на окружающую среду за *** г.) установлено, что ... с эксплуатируемых очистных сооружений с ... г. по настоящее время осуществляет сброс сточных вод в реку Остречина в отсутствие права пользования водным объектом, а именно без решения о предоставлении в пользование водного объекта и утверждённых нормативов (лимитов) допустимых сбросов вредных веществ и микроорганизмов, что подтверждено объяснением инженера производственно-технического отдела ... ФИО2 от *** г., постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от *** г., а также постановлением о назначении административного наказания.
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (ч. 6 ст. 56 ВК РФ).
Одной из мер воздействия за нарушение природоохранных требований, предусмотренных ст. 56 ФЗ «Об охране окружающей среды», является ограничение, приостановлении или прекращение деятельности в порядке, установлено законодательством РФ, требование о применении которой рассматриваются судом (ст. 80 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (ч. 4 ст. 35 ВК РФ). Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 1 ст. 44 ВК РФ).
Река Остречина в соответствии со ст. 8 ВК РФ находится в собственности Российской Федерации. На основании ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу ст.ст. 17, 18, 42 Конституции РФ, п. 1 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды.
Сброс сточных вод в реку ... в отсутствие права пользования водным объектом, а именно без решения о предоставлении водного объекта в пользование, а также осуществление сброса в водный объект загрязняющих веществ в отсутствие утверждённого норматива допустимых сбросов нарушают права собственника - Российской Федерации и неопределённого круга лиц, может привести к загрязнению и истощению водного объекта. В связи с изложенным прокурор просил возложить на ... обязанность прекратить сброс сточных вод в реку ... в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование и утверждённого в установленном законом порядке проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Тверского межрайонного природоохранного прокурора Олейник А.А. поддержала заявленное требование и просила его удовлетворить.
Представители ответчика ... ФИО3 и ФИО2 подтвердили, что ... осуществляет сброс сточных вод в реку ... в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование и утверждённого в установленном законом порядке проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ (далее – проект НДС). Пояснили, что в срок, указанный прокурором, не представляется возможным согласовать проект НДС и представить его в уполномоченный орган для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование, т.к. при каждом согласовании указанного проекта выявляются недостатки, на устранение которых требуется дополнительное время. Просили увеличить требуемый прокурором срок до 12 месяцев.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного искового требования по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 5, ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 9 ВК РФ право пользования водотоками (реками, ручьями, каналами) - поверхностными водными объектами, находящимися в собственности Российской Федерации, приобретается юридическими лицами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 ВК РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 2, ч. 4 ст. 11, ч. 2 ст. 21, ст. 22 ВК РФ предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, или частей таких водных объектов в пользование для целей сброса сточных вод осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти о предоставлении водных объектов в пользование, которое должно содержать сведения о водопользователе; цель, виды и условия использования водного объекта или его части; сведения о водном объекте; срок водопользования; указание места сброса сточных вод; объём допустимых сбросов сточных вод; требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод.
Пунктом 4 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» № 469 от 23 июля 2007 г. установлено, что НДС утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты.
С 13 июня 2008 г. действует Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утверждённая приказом Министерства природных ресурсов РФ от 17 декабря 2007 г. № 333.В судебном заседании установлено, что ответчик ... с эксплуатируемых очистных сооружений, расположенных по адресу: ..., ..., д. ..., в нарушение требований действующего законодательства осуществляет сброс сточных вод в реку Остречина, находящуюся в собственности Российской Федерации, не имея права пользования водным объектом, т.е. в отсутствие решения о предоставлении в пользование водного объекта и утверждённых НДС. Данный факт подтверждён в судебном заседании объяснениями представителями ответчика, а также исследованными в судебном заседании копиями письменных объяснений инженера производственно-технического отдела ... ФИО2 от *** г., постановления от *** г. хххЭК/2010 о привлечении ... к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ, формы хххтп (водхоз), листа согласования проекта НДС л.д. 10-11,14-15, 18, 84).
Из сведений об использовании ... воды за *** г. по форме хххтп (водхоз) следует, что за указанный период водоотведение в ... составило 851.630 м? загрязнённых и недостаточно очищенных сточных вод л.д. 19). За такое негативное воздействие на окружающую среду ответчик в *** г. вносил соответствующую плату, что подтверждено копиями платёжных поручений л.д. 19, 20).
Протоколами испытаний сточных вод, проведённых ФГУ «...», результатами анализов сточных вод, заключениями по результатам согласования НДС с ГУ «... подтверждено, что в течение *** г. и *** г. сточные воды ... имеют превышение предельно допустимой концентрации по следующим составляющим: взвешенные вещества – в 2,12 раза, БПКп – в 1,97 раза, фосфор фосфат – в 2,35 раза, нитрит-ион – в 3,08 раза, аммоний-ион – в 3,39 раза, железо общее – в 2,5 раза, медь – в 6 раз л.д. 94-98, 99-104, 56-58, 59-60, 61-63).
Свидетельством о государственной регистрации юридического лица, Уставом, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц подтверждена правоспособность юридического лица - ... с *** г. л.д. 27, 28-31, 32-41).
Согласно ч. 4 ст. 35, ч. 1 ст. 44, ч. 5 ст. 56 ВК РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты; использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды; сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии с абзацами 7, 13 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путём присуждения к исполнению обязанности в натуре и иными способами, предусмотренными законом.
Статьёй 304 ГК РФ собственнику предоставлено право требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» предусмотрена возможность приостановления или прекращения деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области окружающей среды, на основании решения суда (ст. 80).
Поскольку в судебном заседании установлено, что ответчик – юридическое лицо ... осуществляет свою деятельность по сбросу недостаточно очищенных сточных вод в водный объект с грубым нарушением приведённых выше требований законодательства в области окружающей среды, что нарушает гарантированное Конституцией РФ (ст.ст. 17, 18, 42), ФЗ «Об охране окружающей среды» (п. 1 ст. 11) право каждого на благоприятную окружающую среду, то заявленное требование Тверского межрайонного природоохранного прокурора подлежит удовлетворению.
Доводы представителей ответчика о том, что срок, истребуемый прокурором для исполнения требований природоохранного законодательства в шесть месяцев, явно недостаточен ввиду значительного времени, необходимого для согласования НДС и получения решения о предоставлении водного объекта (его части) в пользование, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, п. 1.2. Устава одним из видов производственной деятельности ... является отвод и очистка фекальных, хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод л.д. 30, 33).
Порядок согласования и утверждения НДС, а также методика их разработки действуют с *** г.. *** г. ... заключило с ООО «...» договор на разработку проекта НДС со сроком исполнения до *** г. л.д. 42). Следовательно, ответчик знал о своих обязанностях в части сброса сточных вод и имел достаточное время для того, чтобы привести такую свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды.
Как следует из объяснений представителей ответчика в судебном заседании согласование проекта НДС затягивается в связи с неоднократным выявлением контролирующими органами недостатков разработанного проекта и их устранением. Такие обстоятельства свидетельствуют не об уважительных причинах, объективно препятствующих утверждению НДС и получению решения о предоставлении водного объекта в пользование, а о ненадлежащей организации ответчиком данной работы и отсутствии должного контроля за качеством и сроками выполнения ООО «...» принятых на себя договорных обязательств по разработке для ... проекта НДС, отвечающего требованиям действующего законодательства.
С учётом положений ч. 1 ст. 103 ГПК РФ о том, что государственная пошлина, от уплаты которой заявитель был освобождён, взыскивается с заинтересованного лица, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части заявленных требований, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика ... государственной пошлины в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое требование Тверского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие ... в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу прекратить сброс сточных вод в реку ... в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование и утверждённого в установленном законом порядке проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия ... государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято *** 2010 г.
Председательствующий