О признании бездействия администрации незаконным



дело № ххх/2010 г.Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Бежецкий городской суд Тверской области

в составе:

председательствующего судьи Цветкова В.В.,

при секретаре судебного заседания Максимовой Е.В.,

с участием заявителя прокурора Григорьевой Е.В.,

представителя заинтересованного лица – администрации муниципального образования «Городское поселение – г. Бежецк Бежецкого района Тверской области» по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Бежецке 28 мая 2010 г. гражданское дело по заявлению Бежецкого межрайонного прокурора в защиту неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Городское поселение - г. Бежецк Бежецкого района Тверской области» о признании бездействия администрации муниципального образования «Городское поселение – город Бежецк Бежецкого района Тверской области» по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора незаконным, возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные между жилыми домами ххх и ххх, ххх и ххх по ... ...,

установил:

Бежецкий межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Городское поселение - г. Бежецк Бежецкого района Тверской области» (далее – администрация г. Бежецк) о признании бездействия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора незаконным, и о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные между жилыми домами ххх и ххх, ххх и ххх по ... ....

Требования мотивированы следующим. В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ и п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п. 1 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Согласно п. 1 ст. 55 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ органы местного самоуправления при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного физического воздействия на окружающую среду в городских поселениях. В соответствии с п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ содержание территорий городских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п. 19 ст. 8 Устава муниципального образования «Городское поселение - г. Бежецк Бежецкого района Тверской области» к вопросам местного значения относится, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Пунктом 19 ч. 2 ст. 32 Устава предусмотрено, что администрация городского поселения организует сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. Согласно п.п. 1.1 муниципального контракта хххБТ от *** г., заключенного между администрацией г. Бежецк и ООО «МПКХ», последнее обязано производить работы по содержанию улиц, парков, скверов, площадей городского поселения, а администрация г. Бежецк - обеспечивать оплату выполненных работ.

В ходе проверки, проведённой прокуратурой района, установлено, что на территории муниципального образования «Городское поселение - г. Бежецк» на участках местности, расположенных между жилыми домами ххх и ххх, ххх и ххх по ... ..., имеются несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора. В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия. Наличие несанкционированной свалки нарушает права граждан (неопределённого круга лиц) на охрану здоровья, поддержание благоприятной окружающей природной среды. До настоящего времени несанкционированная свалка не ликвидирована органами местного самоуправления. Бездействие органов власти муниципального образования в данной сфере является незаконным. В целях обеспечения защиты санитарно-эпидемиологического благополучия населения прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ просил признать бездействие администрации г. Бежецка в части организации вывоза и сбора мусора с территории несанкционированной свалки незаконным и возложить на администрацию г. Бежецк обязанность ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные между жилыми домами между жилыми домами ххх и ххх, ххх и ххх по ... ....

*** г. прокурор уточнил заявленные требования. Просил признать бездействие администрации г. Бежецка в части организации вывоза и сбора мусора с территории несанкционированной свалки незаконным и возложить на администрацию г. Бежецк обязанность в срок до *** г. ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные между жилыми домами ххх и ххх, ххх и ххх по ... ....

В судебном заседании прокурор Григорьева Е.В. заявленные требования в окончательной редакции поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица ФИО2 признала заявленные требования в части незаконности бездействия администрации г. Бежецка по организации сбора и вывоза мусора с территории несанкционированной свалки, расположенной между жилыми домами ххх и ххх по ... ..., и обязанности ликвидировать в указанный срок эту свалку. В части свалки, расположенной между жилыми домами ххх и ххх по ... ..., требование прокурора не признала. Пояснила, что ..., на территории которого расположена свалка, фактически отсутствует, поскольку разрушен в результате пожара. На месте остова дома и образовалась свалка. Этот дом не является муниципальной собственностью .... Собственниками указанного домовладения, по данным БТИ, являются ФИО8 (доля в праве 9/96), ФИО3 (доля в праве 11/96), ФИО9 (доля в праве 1/6), ФИО6 (доля в праве 6/24), домоуправление (доля в праве 9/96), ФИО5 (доля в праве 4/24). По сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... в базе АИС ГКН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером ххх, расположенном по адресу: ..., ..., ..., который на праве пожизненного наследуемого владения принадлежит ФИО7, ФИО4, ФИО9 ФИО8, ФИО3 По данным Федеральной регистрационной службы на указанный земельный участок зарегистрировано право общей долевой собственности ФИО1 (11/96 долей в праве). Поскольку ни домовладение, ни земельный участок муниципальному образованию г. Бежецк не принадлежат, то обязанность по содержанию этих объектов в надлежащей чистоте лежит на законных владельцах, что установлено Правилами благоустройства и санитарного содержания территории г. Бежецка.

Выслушав объяснения прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав представленные материалы и материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ и п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 10, части 1 ст. 39, пункту 1 ст. 55 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные и требования в области охраны окружающей среды; органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного физического воздействия на окружающую среду в городских поселениях.

В соответствии со ст. 10, п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 22, ч. 3 ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания; содержание территорий городских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно абз. 7, 13 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путём присуждения к исполнению обязанности в натуре и иными способами, предусмотренными законом.

Главой 25 ГПК РФ предусмотрена возможность обжалования бездействия органов местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что *** г. на территории г. Бежецка между домами ххх и ххх, ххх и ххх выявлено наличие несанкционированных свалок бытового мусора, что подтверждено актом выхода на место л.д. 6).

Согласно ст. 8 Устава муниципального образования городское поселение – г. Бежецк (далее – Устав) к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, что соответствует положениям п.п. 3, 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ л.д. 36-54).

Пунктом 1 ч. 1 ст. 9 Устава органы местного самоуправления городского поселения в целях решения вопросов местного значения наделены полномочиями по принятию Устава городского поселения и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов, которые в силу ч. 8 ст. 35 Устава подлежат обязательному исполнению на всей территории поселения, что соответствует положениям п. 1 ч. 1 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ л.д. 36-54).

Пунктом 19 ч. 2 ст. 32 Устава на администрацию г. Бежецка возложена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Признание администрацией г. Бежецка заявления прокурора в части незаконности бездействия администрации г. Бежецка по организации сбора и вывоза мусора с территории несанкционированной свалки, расположенной между жилыми домами ххх и ххх по ... ..., и обязанности ликвидировать в указанный срок эту свалку, не противоречит вышеуказанным требованиям гражданского законодательства и не нарушает права и законные интересы других лиц, а потому – подлежит принятию судом.

Представителю заинтересованного лица ФИО2 разъяснены последствия признания заявления, в соответствии с которыми при признании заявленных требований и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований.

Вместе с тем суд не находит оснований для удовлетворения заявления прокурора в части незаконности бездействия администрации г. ... по организации сбора и вывоза мусора с территории несанкционированной свалки, расположенной между жилыми домами ххх и ххх по ... ..., и о возложении на администрацию г. Бежецка обязанности ликвидировать эту свалку, по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что фактически несанкционированная свалка бытового мусора расположена на месте сгоревшего дома ххх, стоявшего на земельном участке с кадастровым № ххх по ..., что подтверждено объяснениями представителя заинтересованного лица и не оспаривалось прокурором.

Представленные участниками процесса в судебное заседание документы (сообщения, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Росреестра по Тверской области, копия распоряжения администрации г. Бежецка и Бежецкого района от *** ххх «О закреплении земельных участков в пожизненное наследуемое владение», справка ГУП «Тверское областное БТИ») свидетельствуют о том, что указанный выше земельный участок принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения ФИО7 (10/24 долей), ФИО4 (11/96 долей), ФИО9 (1/6 доли), ФИО8 (9/96 долей) и на праве общей долевой собственности ФИО1 (11/96 долей в праве) л.д. 89, 94, 95-96, 100), а жилой дом – на праве общей долевой собственности: ФИО8 (9/96 долей), ФИО3 (11/96 долей), ФИО9 (1/6 доли), ФИО6 (11/96 долей), ФИО7 (6/24 долей), домоуправлению (9/96 долей), ФИО5 (4/24 долей) л.д. 93).

Документы, подтверждающие наличие у муниципального образования городское поселение – г. Бежецк, какого-либо права на земельный участок и дом по адресу: ..., ..., суду не представлены, а по сведениям комитета по управлению имуществом городского поселения – ... и Управления Росреестра по Тверской области указанное домовладение ни в реестре муниципальной собственности ..., ни в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не значится как принадлежащее муниципальному образованию городское поселение – ... л.д. 92, 98, 99).

В соответствии с Правилами благоустройства и санитарного содержания территории городского поселения – г. Бежецк Тверской области, утверждёнными решением Совета депутатов городского поселения – г. Бежецк от *** ххх, (далее – Правила благоустройства г. ...) обязанности по организации и производству работ по уборке, содержанию прилегающих и закреплённых территорий возлагаются: по уборке и содержанию территорий, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям и временным объектам – на собственников, владельцев, пользователей объектов; по уборке и содержанию неиспользуемых и неосваиваемых территорий, территорий после сноса строений – на собственников, владельцев, пользователей данной территории, организации, выполняющие работы по сносу строений; по уборке и содержанию территорий частного домовладения и прилегающей территории со стороны дорог, улиц – на собственника соответствующего частного домовладения (п.п. 2, 3, 7 п. 2.1.) л.д. 55-78).

Пунктом 2.2. Правила благоустройства г. Бежецк предусмотрено, что обязанности по уборке и содержанию прилегающих и закреплённых территорий возлагаются: на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, переданных во владение и/или пользование, аренду третьим лицам, и прилегающей к ним территории – на владельцев и/или пользователей, арендаторов этих территорий: граждан и юридических лиц; на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, не переданных во владение и/или в пользование, аренду третьим лицам, - на специализированную организацию по уборке и вывозу мусора; на земельных участках, находящихся в частной собственности, и прилегающей к ним территории – на собственников объектов: граждан и юридических лиц л.д. 55-78).

При таких обстоятельствах при наличии сведений о пользователях и собственниках (физических и юридических лицах) как земельного участка, так и жилого дома, расположенного на нём, обязанность по уборке и содержанию указанной территории не может быть возложена на иное лицо – администрацию г. Бежецка.

С учётом положений ч. 1 ст. 103 ГПК РФ о том, что государственная пошлина, от уплаты которой заявитель был освобождён, взыскивается с заинтересованного лица, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части заявленных требований, суд приходит к выводу о взыскании с заинтересованного лица государственной пошлины в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

заявленные требования Бежецкого межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Городское поселение - г. Бежецк Бежецкого района Тверской области» в части организации вывоза и сбора мусора с территории несанкционированной свалки, расположенной между жилыми домами ххх и ххх по ... ....

Обязать администрацию муниципального образования «Городское поселение - г. Бежецк Бежецкого района Тверской области» в срок до *** г. ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную между жилыми домами ххх и ххх по ... ....

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с администрации муниципального образования «Городское поселение - г. Бежецк Бежецкого района Тверской области» государственную пошлину в сумме 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято *** 2010 г.

Председательствующий