Дело № 2-44/2010 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 февраля 2010 года
Бежецкий городской суд Тверской области
в составе председательствующего Кириллова В.В.,
при секретаре Покровской О.Н.,
с участием прокурора Велима П.С.,
представителя ответчика ФИО1,
представителя третьего лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Бежецке гражданское дело по иску Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации ... сельского поселения Бежецкого района Тверской области о возложении обязанности по принятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций путем приведения сибиреязвенного скотомогильника в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами,
У С Т А Н О В И Л:
Тверской межрайонный природоохранный прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации ... сельского поселения Бежецкого района Тверской области о возложении обязанности по принятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций путем приведения сибиреязвенного скотомогильника в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами. Свои исковые требования прокурор мотивировал тем, что проведенной проверкой исполнения законодательства при утилизации биологических отходов на территории Бежецкого района Тверской области установлено, что сибиреязвенный скотомогильник в районе д.... сельского поселения не соответствует установленным нормам, требуется установка забора и аншлагов в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами. Согласно п.6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации, уничтожения биологических отходов, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. В соответствии с п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Согласно ст.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование сибиреязвенных скотомогильников с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию нормами Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ. Однако, как показала проверка, возложенные законом обязанности администрацией ... сельского поселения не исполняются. В связи с выявленными нарушениями Тверским межрайонным природоохранным прокурором в адрес главы администрации ... сельского поселения *** года внесено представление об устранении нарушений закона, однако до настоящего времени никаких мер по устранению нарушений законодательства не принято. Противоправными действиями администрации Шишковского сельского поселения нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст.42 Конституции РФ. Сибирская язва – особо опасная инфекционная болезнь животных и человека. Контаминированные сибиреязвенными спорами участки почвы и другие объекты внешней среды длительное время являются резервуарами и факторами передачи возбудителя инфекции. При контакте с контаминированной почвой возможно заражение человека. Согласно п.3.1 СП ***-96 болезнь у животных протекает сверхостро, остро и подостро, причем у свиней – бессимптомно, в основном в локальной ангинозной форме. Болезнь у человека чаще всего проявляется как инфекция наружных покровов и лишь изредка осложняется сибиреязвенным сепсисом, вместе с тем может развиться и первичная генерализованная инфекция, проявляющаяся в легочной или кишечной формах.В судебном заседании прокурор Велим П.С. уточнил исковые требования, просил возложить на администрацию ... сельского поселения Бежецкого района Тверской области обязанность по принятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций путем огораживания в срок до *** года территории сибиреязвенного скотомогильника в районе д.... сельского поселения сплошным двухметровым забором и обозначения аншлагами в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Представитель ответчика ФИО1 иск признала, суду пояснил, что требования Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на сибиреязвенном скотомогильнике вблизи д.... будут выполнены к *** года, в настоящее время уже подана соответствующая заявка.
Представитель третьего лица – Управления ветеринарии Тверской области по доверенности ФИО2 просил иск прокурора удовлетворить, подтвердил представленную им информацию о результатах комиссионного обследования данного скотомогильника от *** года.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства и материалы дела в совокупности, суд находит иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.51 ч.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст.11, ст.12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
Согласно п.5.6, п.6.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469, территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 метров с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост. Ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект.
Согласно п.4.1 Санитарных правил СП 3.1.089-96. Ветеринарных правил ВП 13.3.1320-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Сибирская язва», утвержденных Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода РФ и Госкомсанэпиднадзором РФ 31 мая, 18 июня 1996 года, места утилизации животных, павших от сибирской язвы, должны быть ограничены канавами (по всему периметру), обнесены изгородью, исключающей случайный доступ людей и животных, и обозначены табличками с надписью «Сибирская язва».
Согласно п.3.4 методических рекомендаций по обустройству (консервации) сибиреязвенных скотомогильников, обеспечению утилизации и уничтожения биологических отходов в Тверской области, на поверхности захоронения не реже одного раза в год скашиваются травы, срубаются кустарники и поросль деревьев. Трава, стволы и ветви растений складируются на месте захоронения и сжигаются.
Установлено, что сибиреязвенный скотомогильник в районе д.... сельского поселения не соответствует установленным нормам, поскольку требуется установка забора и аншлагов в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Заключением главного ветеринарного инспектора Бежецкого района л.д.10-11) подтверждается, что сибиреязвенный скотомогильник д.... сельского поселения (ответственный – администрация поселения, глава ФИО3) расположен в ... км. от д...., на возвышенном месте, подтопление отсутствует. Последнее захоронение *** года, в настоящее время не используется. Оканавлен. Ограждение и аншлаги отсутствуют (сгорели). Санитарное состояние неудовлетворительное.
Суд считает, что отсутствие ограждения и обозначения аншлагами сибиреязвенного скотомогильника может привести к свободному доступу людей и животных на его территорию и повлечь за собой возникновение опасности инфицирования внешней среды, а также заражение людей.
Иск прокурора направлен на защиту прав и интересов неопределенного круга граждан РФ.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с последующими изменениями, к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно п.6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации, уничтожения биологических отходов, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости возложения на администрацию ... сельского поселения Бежецкого района Тверской области обязанности по принятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций путем огораживания территории сибиреязвенного скотомогильника в районе д.... сплошным двухметровым забором и обозначения аншлагами в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Заявленный прокурором срок для возведения забора и обозначения территории сибиреязвенного скотомогильника аншлагами суд находит разумным.
В связи с тем, что прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, судебные расходы в виде государственной пошлины в соответствии со ст.103 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика. Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, суд определяет в соответствии с требованиями ст.333.19 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Тверского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Возложить на администрацию ... сельского поселения Бежецкого района Тверской области обязанность по принятию мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций путем огораживания в срок до *** года территории сибиреязвенного скотомогильника в районе д.... сельского поселения Бежецкого района Тверской области сплошным двухметровым забором и обозначения аншлагами в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Взыскать с администрации ... сельского поселения Бежецкого района Тверской области государственную пошлину в размере 100 (ста) рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд в течение 10 суток, с подачей жалобы через Бежецкий городской суд.
Председательствующий: