дело № 2-32/2009 г.Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
гор. Бежецк 28 января 2009 года
Бежецкий городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Кустова А.В.,
при секретаре Репиной Н.А.,
с участием истицы Троценко Г.И.,
представителя истицы ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Троценко Г.И. к Территориальному отделу социальной защиты населения Бежецкого района Тверской области и Военному комиссариату города Бежецка, Бежецкого и Краснохолмского районов Тверской области о признании права члена семьи военнослужащего, потерявшего кормильца, на получение средств на проведение ремонта жилого дома,
у с т а н о в и л:
Троценко Г.И. обратилась в суд с иском к Территориальному отделу социальной защиты населения Бежецкого района Тверской области и Военному комиссариату города Бежецка, Бежецкого и Краснохолмского районов Тверской области о признании права членов семьи военнослужащего, потерявших кормильца, на получение средств на проведение ремонта жилого дома, расположенного по адресу: ..., ..., д. ..., ..., ..., ....
В обоснование заявленных требований истица в исковом заявлении указала, что является вдовой умершего военнослужащего, в новый брак не вступившая. ФИО3, являвшийся ей мужем, умер *** года в период прохождения военной службы. Из письма Территориального отдела социальной защиты населения Бежецкого района истица узнала, что имеет право на получение средств на ремонт дома, в котором проживает. Однако после предоставления необходимых документов Территориальный отдел социальной защиты населения Бежецкого района сообщил ей, что она не имеет права на получение средств на ремонт дома, т.к. дом является многоквартирным жилым домом, выделение средств на ремонт которого Правилами обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семьи военнослужащих, потерявших кормильца, не предусмотрено. В связи с этим вынуждена обратиться в суд, предъявив следующие обоснования. Согласно п. 2 указанных Правил право на получение средств, выделяемых из федерального бюджета на проведение ремонта жилых домов, имеют, в частности, члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы. Согласно п. 3 Правил к членам семей погибших (умерших) военнослужащих относятся вдовы, не вступившие в новый брак. Следовательно, к ним относится и истица. Жилой дом, в котором проживает истица, отвечает критериям, предъявляемым Правилами к жилому дому, на ремонт которого выделяются средства, поскольку Правила не распространяются лишь на жилые дома государственного и муниципального жилищных фондов и жилые помещения, находящиеся в собственности граждан и расположенные в многоквартирных домах. Истица проживает в одном из автономных жилых блоках (квартир) в блокированном жилом доме, который в силу ч. 2 ст. 16 ЖК РФ не является квартирой в многоквартирном жилом доме и сам дом не является многоквартирным. Об этом также свидетельствует правовой статус земельного участка, занятого объектом недвижимости, который находится в муниципальной собственности и арендуется ею на основании Постановления Главы Бежецкого района от 12.04.2007 года № 11 (с учетом изменений от 06.12.2007 года № 313). Если бы данный дом являлся многоквартирным, в силу ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ этот участок находился бы в собственности истицы. Право на получение средств на проведение ремонта жилого дома также подтверждается справкой, выданной военным комиссариатом г. Бежецка. Просит суд признать за нею право на получение средств на проведение ремонта жилого дома.
В судебном заседании истица Троценко Г.И. и ее представитель ФИО1 исковые требования поддержали в полном объеме.
Ответчик Территориальный отдел социальной защиты населения Бежецкого района Тверской области в возражениях на иск и представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признали, указав, что в целях реализации Постановления Правительства РФ от 27.05.2006 года № 313 ТОСЗН запросил в военном комиссариате сведения о членах семей военнослужащих, потерявших кормильца, проживающих в индивидуальных жилых домах и имеющих право на получение выплат на проведение ремонта, получив данные сведения, направил этим лицам информацию о правилах получения средств. В июне 2007 года Троценко Г.И. представила в ТОСЗН необходимые документы, в том числе свидетельство о государственной регистрации права собственности за ней квартиры, расположенной в двухквартирном жилом доме по адресу: ..., ..., д. ..., ..., ..., .... В Постановлении Правительства РФ от 27.05.2006 года № 313 указано, что правила обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, не распространяются на граждан, проживающих в жилых домах государственного и муниципального жилищных фондов, а также в жилых помещениях, находящихся в собственности граждан и расположенных в многоквартирных жилых домах. В соответствии с Правилами справки, подтверждающие право на получение средств на проведение ремонта оформляются и выдаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в котором умерший военнослужащий проходил военную службу (по последнему месту службы) – в данном случае районным военным комиссариатом. Военным комиссариатом г. Бежецка. Бежецкого и Краснохолмского районов в адрес ТОСЗН было направлено письмо, в котором указано, что ранее выданную Троценко Г.И. справку серии ххх следует признать недействительной.
Ответчик Военный комиссариат гор. Бежецка, Бежецкого и Краснохолмского районов Тверской области просил рассмотреть дело без участия своего представителя, в представленном отзыве просил в удовлетворении иска отказать, указав, что истица проживает не в индивидуальном жилом доме, а в квартире в многоквартирном доме. Это обусловлено тем, что исходя из конструктивных особенностей дома, имеющего общую крышу, чердачное помещение не разделено и является помещением общего пользования. Проведение капитального ремонта только в жилом помещении, в котором проживает истица, без ремонта соседнего жилого помещения невозможно согласно постановлению государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от *** года ххх. Наличие у Троценко Г.И. земельного участка в аренде связано с тем, что дом расположен на части единого земельного участка, которая не может быть самостоятельным объектом права собственности. Поэтому данный земельный участок и был передан Истцу и СПК «...» в аренду.
Суд, заслушав истца, представителей сторон, исследовав материалы дела, полагает необходимым удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 ФЗ «О статусе военнослужащих» одной из мер социальной защиты членов семей военнослужащих, потерявших кормильца является право на ремонт принадлежащих им индивидуальных жилых домов по нормам и в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно п. 2 Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семьи военнослужащих, потерявших кормильца, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2006 года № 313, право на получение средств, выделяемых из федерального бюджета на проведение ремонта жилых домов имеют члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы. К членам семей погибших (умерших) военнослужащих (далее - члены семей) в соответствии с п. 3 Правил относятся, в частности, вдовы (вдовцы), за исключением вступивших в новый брак. Согласно абз. 2 п. 1 Правил, они не распространяются на граждан, проживающих в жилых домах государственного и муниципального жилищных фондов, а также в жилых помещениях, находящихся в собственности граждан и расположенных в многоквартирных домах.
Судом установлено, что общая продолжительность службы ФИО3 в вооруженных силах РФ составляет 27 лет, он умер в период прохождения военной службы, что подтверждается справкой Военного комиссариата г. Бежецка л.д.52).
Как видно из свидетельства о смерти ххх, ФИО3 умер *** года л.д. 10).
Троценко Г.И. является вдовой умершего военнослужащего, относится к членам его семьи, имеет в собственности ... в ... по ... в д. ... ..., что подтверждается исследованными судом свидетельством о браке, свидетельством о смерти ФИО3, техническим паспортом и свидетельством о праве собственности на квартиру.
Ответчики оспаривают право на получение компенсации Троценко Г.И. только в связи с тем, что она проживает в жилом помещении, не являющемся индивидуальным жилым домом, признают, что по остальным критериям, установленным законодательством, она подпадает под категорию лиц, имеющих право на получение один раз в 10 лет средств на проведение ремонта за счет федерального бюджета. При этом Закон не содержит требования обоснования необходимости ремонта, отчета о его проведении, т.е. никак не обуславливает право на получение денежных средств необходимостью затрат на ремонт жилого помещения. Приводимые ответчиком Военным комиссариатом доводы невозможности проведения капитального ремонта только жилого помещения истицы исходя из конструктивных особенностей жилого дома, не имеют правового значения при разрешении дела, поскольку Закон не ограничивает право получателя компенсации только проведением капитального ремонта, не исключает при этом проведение любого вида ремонта (текущего, косметического и др.)
Поскольку предусмотренное Законом выделение средств на проведение ремонта является одной из форм социальной поддержки государством членов семьи военнослужащего, потерявших кормильца, суд при разрешении вопроса о наличии такого права исходит из положений Конституции РФ. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
В соответствии с п. 2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8"О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" (с изменениями от 6 февраля 2007 г.) Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия. В частности, суд может применить Конституцию, когда федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции, противоречит ее положениям.
Оценивая норму ч. 2 ст. 24 ФЗ «О статусе военнослужащих», суд приходит к убеждению о ее противоречии ст. 19 Конституции РФ, запрещающей ограничение прав граждан по признакам имущественного положения, в той части, в которой она обуславливает право члена семьи военнослужащего, потерявшего кормильца на получение предусмотренных законом средств материальной поддержки проживанием только в индивидуальном жилом доме, исключая такое право у лица, занимающего часть обособленного жилого дома.
Норма абз. 2 п. 1 Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.03.2006 года (с изменениями от 02.06.2008 года) оспаривалась в судебном порядке и Решением Верховного Суда РФ от 30.06.2008 года признана соответствующей действующему законодательству. Однако поскольку данная норма основана на положениях ч. 2 ст. 24 ФЗ «О статусе военнослужащих», с учетом вышеизложенного вывода суда относительно последней нормы, суд при рассмотрении настоящего дела не может руководствоваться абз. 2 п. 1 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.03.2006 г.
Член семьи военнослужащего, потерявшая кормильца Троценко Г.И. проживает в находящемся в собственности жилом помещении в двухквартирном отдельном жилом доме с изолированным входом, самостоятельно обеспечивает содержание и ремонт занимаемого жилого помещения, в связи с чем компенсации по оплате ремонта жилого помещения, предусмотренной ч. 4 ст. 24 ФЗ «О статусе военнослужащих», она лишена. Поэтому суд приходит к выводу, что норма ч. 2 ст. 24 ФЗ «О статусе военнослужащих», а также Правила обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2006 года № 313, должны быть распространены на истицу.
Судебные расходы истицы в виде государственной пошлины подлежат взысканию с ответчиков на основании ст. 98 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление удовлетворить, признать за Троценко Г.И. право на получение средств, выделяемых из федерального бюджета на проведение ремонта принадлежащего ей жилого помещения по норме, установленной на одиноко проживающего гражданина в размере ... кв.метров общей площади в порядке, предусмотренном Правилами обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2006 года № 313 (с изменениями от 02.06.2008 года).
Судебные расходы в виде государственной пошлины взыскать с Территориального отдела социальной защиты населения Бежецкого района и Военного комиссариата гор. Бежецка, Бежецкого и Краснохолмского районов в равных долях в пользу Троценко Г.И. в сумме 100 (ста) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий городской суд.
Председательствующий