О возложении обязанности прекратить сброс сточных вод



дело №2-212/2010Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Бежецкий городской суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Ильиной Г.В.,

при секретаре Суворовой О.Н.,

с участием помощника Тверского межрайонного природоохранного прокурора Олейник А.А.,

представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью «...» ФИО1 (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Бежецке 21 июня 2010 г. гражданское дело по иску Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «...» о возложении обязанности прекратить сброс сточных вод в ручей ... в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование и утверждённого в установленном порядке проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу,

установил:

Тверской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «...» (далее – ООО »...») о возложении обязанности прекратить сброс сточных вод в ручей ... в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование и утверждённого в установленном порядке проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что при проведении проверки соблюдения требований законов об охране природы установлено, что ООО »...», осуществляя производственную деятельность территории ... области, эксплуатирует комплекс очистных сооружений по адресу: ..., ..., ...., с которых производит сброс сточных вод в ручей ..., впадающий в реку ....

В соответствии со ст. 9, ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами для сброса сточных и (или) дренажных вод на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование.

Согласно ч. 4 ст. 11, ч. 2 ст. 21 ВК РФ предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти или органов местного самоуправления. В силу ст. 22 ВК РФ решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать сведения о водопользователе; цель, виды и условия использования водного объекта или его части; сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; срок водопользования.

Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») эксплуатация зданий, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. В соответствии с п. 4 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью для юридических лиц – природопользователей устанавливаются нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (ст.ст. 14, 22 ФЗ «Об охране окружающей среды).

В соответствии с постановлением Правительства РФ «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» № 469 от 23 июля 2007 г. нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной деятельности.

На основании представленных ООО »...» в прокуратуру сведений о порядке осуществления предприятием сброса сточных вод в водный объект и эксплуатации используемых с этой целью объектов хозяйственной деятельности (копии статистического отчёта об использовании воды (форма 2тп (водхоз), копии платёжных поручений за плату за негативное воздействие на окружающую среду за *** *** г.) установлено, что ООО »...» с эксплуатируемых очистных сооружений с *** г. по настоящее время осуществляет сброс сточных вод в ручей ..., впадающий в реку ..., в отсутствие права пользования водным объектом, а именно без решения о предоставлении в пользование водного объекта и утверждённых нормативов (лимитов) допустимых сбросов вредных веществ и микроорганизмов, что подтверждено объяснением главного инженера ООО »...» ФИО1 от *** года, постановлением отдела охраны окружающей среды ... лесничества Департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды ... об административном правонарушении от *** г. ххх.

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (ч. 6 ст. 56 ВК РФ).

Одной из мер воздействия за нарушение природоохранных требований, предусмотренных ст. 56 ФЗ «Об охране окружающей среды», является ограничение, приостановление или прекращение деятельности в порядке, установленном законодательством РФ, требование о применении которой рассматриваются судом (ст. 80 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (ч. 4 ст. 35 ВК РФ). Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 1 ст. 44 ВК РФ).

Ручей Безымянный в соответствии со ст. 8 ВК РФ находится в собственности Российской Федерации. На основании ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу ст.ст. 17, 18, 42 Конституции РФ, п. 1 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды.

Сброс сточных вод в ручей ... в отсутствие права пользования водным объектом, а именно без решения о предоставлении водного объекта в пользование, а также осуществление сброса в водный объект загрязняющих веществ в отсутствие утверждённого норматива допустимых сбросов нарушают права собственника - Российской Федерации и неопределённого круга лиц, может привести к загрязнению и истощению водного объекта. В связи с изложенным прокурор просил возложить на ответчика обязанность прекратить сброс сточных вод в ручей ... в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование и утверждённого в установленном законом порядке проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник Тверского межрайонного природоохранного прокурора Олейник А.А. поддержала заявленное требование и просила его удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «...» ФИО1 полностью признал предъявленные требования и подтвердил, что ООО «...» осуществляет сброс сточных вод в ручей ... в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование и утверждённого в установленном законом порядке проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ (далее – проект НДС). Пояснил, что за 6 месяцев- срок, указанный прокурором- ООО, возможно, не успеет пройти последние согласования в Московско-Окском Бассейновом Водном Управлении (МОБВУ).

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 5, ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 9 ВК РФ право пользования водотоками (реками, ручьями, каналами) - поверхностными водными объектами, находящимися в собственности Российской Федерации, приобретается юридическими лицами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 ВК РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 2, ч. 4 ст. 11, ч. 2 ст. 21, ст. 22 ВК РФ предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, или частей таких водных объектов в пользование для целей сброса сточных вод осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти о предоставлении водных объектов в пользование, которое должно содержать сведения о водопользователе; цель, виды и условия использования водного объекта или его части; сведения о водном объекте; срок водопользования; указание места сброса сточных вод; объём допустимых сбросов сточных вод; требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод.

Пунктом 4 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» № 469 от 23 июля 2007 г. установлено, что НДС утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты.

С 13 июня 2008 г. действует Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утверждённая приказом Министерства природных ресурсов РФ от 17 декабря 2007 г. № 333.

В судебном заседании установлено, что ответчик ООО «...» с эксплуатируемых очистных сооружений, расположенных по адресу: ..., ..., ..., ..., в нарушение требований действующего законодательства осуществляет сброс сточных вод в ручей ..., впадающий в реку ..., находящиеся в собственности Российской Федерации, при этом не имеет права пользования водным объектом, т.е. в отсутствие решения о предоставлении в пользование водного объекта и утверждённых НДС. Данный факт подтверждён в судебном заседании объяснениями представителя ответчика, а также исследованными в судебном заседании письменными объяснениями главного инженера ООО «...» ФИО1 от *** года л.д.12), постановлением №14 от 08.12.2009 г. о привлечении ООО «...» к административной ответственности по ст. ст.8,1, 8.14, 8.21 КоАП РФ, формой № 2-тп (водхоз) л.д.18), справкой ООО «...» и договором между ООО «...» и ответчиком л.д.28).

Из сведений об использовании ООО »...» воды за ... г. по форме № 2-тп (водхоз) следует, что за указанный период водоотведение в р. ... составило 36,8 м? сточных вод. За негативное воздействие на окружающую среду ответчик в *** г. вносил соответствующую плату, что подтверждено копиями платёжных поручений на 4694.09 рублей и 246.96 рублей за *** года л.д. 19-20).

Свидетельством о государственной регистрации юридического лица, Уставом, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц подтверждена правоспособность юридического лица – ООО «...» с *** г. л.д. 30-49).

Согласно ч. 4 ст. 35, ч. 1 ст. 44, ч. 5 ст. 56 ВК РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты; использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды; сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В соответствии с абзацами 7, 13 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путём присуждения к исполнению обязанности в натуре и иными способами, предусмотренными законом.

Статьёй 304 ГК РФ собственнику предоставлено право требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» предусмотрена возможность приостановления или прекращения деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области окружающей среды, на основании решения суда (ст. 80).

Поскольку в судебном заседании установлено, что ответчик – юридическое лицо ООО »...» осуществляет свою деятельность по сбросу недостаточно очищенных сточных вод в водный объект с грубым нарушением приведённых выше требований законодательства в области окружающей среды, что нарушает гарантированное Конституцией РФ (ст.ст. 17, 18, 42), ФЗ «Об охране окружающей среды» (п. 1 ст. 11) право каждого на благоприятную окружающую среду, то заявленное требование Тверского межрайонного природоохранного прокурора подлежит удовлетворению.

Довод представителя ответчика о том, что шестимесячного срока, истребуемого прокурором для выполнения ими требований природоохранного законодательства, возможно, будет недостаточно, суд не может принять во внимание, поскольку этот довод носит предположительный характер. Кроме того, *** года ООО «...» заключило договор с ООО «...» для разработки тем проекта НДС и подготовки, защиты материалов для оформления Решения на водопользование в согласующих органах, определено окончание выполнения работ- *** года л.д.29).

С учётом положений ч. 1 ст. 103 ГПК РФ о том, что государственная пошлина, от уплаты которой заявитель был освобождён, взыскивается с заинтересованного лица, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части заявленных требований, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика ООО »...» государственной пошлины в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое требование Тверского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «...» в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу прекратить сброс сточных вод в ручей ... в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование и утверждённого в установленном законом порядке проекта нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «...» государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий