№2-291/2010г
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Бежецкий городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Ильиной Г.В.,
при секретаре Суворовой О.Н.,
с участием прокурора Григорьевой Е.В.,
представителя ответчика администрации Бежецкого района ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 июля 2010 года в г. Бежецк гражданское дело по иску прокурора Максатихинского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации Бежецкого района об устранении нарушений пожарной безопасности в помещениях загородного оздоровительного лагеря «...» отдела образования администрации Бежецкого района,
у с т а н о в и л:
Прокурор Максатихинского района в соответствии со ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к администрации Бежецкого района об устранении нарушений пожарной безопасности в помещениях загородного оздоровительного лагеря «...» отдела образования администрации Бежецкого района. Свои требования мотивировал тем, что в соответствии со ст.34 ФЗ от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В соответствии со ст.20 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года №69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Согласно п.1 ч.9 раздела 2 Указа Президента РФ от 11.07.2004 года №868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных обстоятельствах, обеспечения пожарной безопасности и осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №315 утверждены Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03). Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 года №323 утверждены Нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03). Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года №313 утверждены Правила пожарной безопасности РФ (ППБ 01-03). В ходе проведения проверки *** года Главным государственным инспектором ОГПН п.Максатиха и Максатихинского района по пожарному надзору в деятельности загородного оздоровительного лагеря «...» в д.... выявлены нарушения правил пожарной безопасности и норм пожарной безопасности. Согласно акту проверки соблюдения требований пожарной безопасности ххх от *** года в лагере «...» выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:1) лагерь «...» не обеспечен прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов (ППБ 01-03 п.39); 2) административное здание, а также здания клуба и столовой не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03 табл.3 п.38); 3) административное здание, а также здания клуба и столовой не оборудованы СОУЭ (системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) (НПБ 104-03табл.2 п.13); 4) не произведены замеры сопротивления изоляции проводов до 1000 Вт (ППБ 01.03 п.3 п.57,ПУЭ). Несоблюдение правил и норм пожарной безопасности в загородном оздоровительном лагере «...» отдела образования администрации Бежецкого района влечет за собой нарушение установленных ст.34 ФЗ от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» прав несовершеннолетних детей, приезжающих на отдых в лагерь, иных посещающих лагерь лиц. Кроме того, в случае пожара и загородном лагере «...» может произойти возгорание расположенных в непосредственной близости от лагеря жилых домов в д...., т.е. по причине несоблюдения требований пожарной безопасности могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц. Просит обязать администрацию Бежецкого района Тверской области в срок до *** года устранить указанные нарушения.
В судебном заседании прокурор Григорьева Е.В. представила уточнение иска по последнему пункту, а именно: произвести замеры сопротивления изоляции проводов до 1000 Вт в административном здании, а также зданиях клуба и столовой, уточнение иска принято судом. Уточненные исковые требования прокурор поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО1 исковые требования признала частично, пояснила, что после проведенной ОГПН *** года проверки к открытию первой смены *** года в лагере «...» были выполнены следующие работы: монтаж пожарной сигнализации в административном здании, монтаж СОУЭ в административном здании и зданиях отрядов, проведена проверка сопротивлений изоляции проводов, кабелей, обмоток электрических машин и аппаратов во всех зданиях лагеря. *** года отдел образования администрации Бежецкого района заключил договор подряда с ООО «...» на монтаж системы оповещения людей о пожаре и монтаж автоматической пожарной сигнализации в зданиях клуба и столовой лагеря «...».
Третье лицо ОГПН ... и ... своего представителя в судебное заседание не направили, просили рассмотреть иск в их отсутствие.
Заслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд находит требования прокурора Максатихинского района обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии со ст.34 ФЗ от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В соответствии со ст.20 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года №69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно ст.37 ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности и выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, а также разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии с п.1 ч.9 раздела 2 Указа Президента РФ от 11.07.2004 года №868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных обстоятельствах, обеспечения пожарной безопасности и осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №315 утверждены Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03). Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 года №323 утверждены Нормы пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03). Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года №313 утверждены Правила пожарной безопасности РФ (ППБ 01-03).
Как указано в п.1.3 и п.1.4 Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ – интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (далее ППБ-101-89), утвержденных Госкомобразованием СССР *** года, ответственность за обеспечение пожарной безопасности детских учреждений несут их руководители - директора, заведующие. Руководитель детского учреждения обязан обеспечить выполнение настоящих Правил и осуществлять контроль за соблюдением установленного противопожарного режима всеми работниками, учащимися и воспитанниками, принимать срочные меры по устранению отмеченных недостатков.
Согласно п.***. ППБ 101-89 здания детских учреждений должны быть оборудованы средствами оповещения людей о пожаре. Для оповещения людей о пожаре могут быть использованы внутренняя телефонная и радиотрансляционная сети, специально смонтированные сети вещания, звонки и другие звуковые сигналы.
Согласно п.п.39 и 57 Правил пожарной безопасности РФ (ППБ 01-03) организации с массовым пребыванием людей необходимо обеспечивать прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов; проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.
Всё вышеизложенное свидетельствует о том, что в загородном оздоровительном лагере «...» должны соблюдаться нормативные требования в области пожарной безопасности, а именно, стандарты, нормы и правила пожарной безопасности. Соблюдение требований пожарной безопасности является обязательным в целях защиты жизни и здоровья отдыхающих в лагере детей, а также приезжающих к ним родителей и близких.
Как видно из п.1 Положения о загородном оздоровительном лагере «...», лагерь «...» является структурным подразделением отдела образования администрации Бежецкого района л.д.12-13).
Достоверно установлено, что *** года проверкой ОГПН ... и ... деятельности загородного оздоровительного лагеря «...» в д.... выявлены нарушения правил пожарной безопасности и норм пожарной безопасности. Согласно акту проверки соблюдения требований пожарной безопасности ххх от *** года в лагере «...» выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- лагерь «...» не обеспечен прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов, что является нарушением п.39 ППБ 01-03;
- административное здание, а также здания клуба и столовой не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, что является нарушением требования табл.3 п.38 НПБ 110-03;
- административное здание, а также здания клуба и столовой не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), что является нарушением требования табл.2 п.13 НПБ 104-03;
- не произведены замеры сопротивления изоляции проводов до 1000 Вт, что является нарушением п.п.3, 57 ППБ 01.03, ПУЭ.
При разрешении заявленных исковых требований по существу суд учитывает доводы представителя ответчика ФИО1 об устранении ими некоторых нарушений пожарной безопасности.
Актом о приемке выполненных работ от *** года подтверждается довод представителя ответчика о том, что ООО «...» по заказу отдела образования администрации Бежецкого района к *** года выполнило монтаж системы оповещения в административном здании и зданиях 1-го,2-го и 3-го отрядов лагеря «...».
Как видно из протоколов №№ххх, *** года ООО «...» по заказу отдела образования администрации Бежецкого района провело проверку сопротивлений изоляции проводов, кабелей, обмоток электрических машин и аппаратов в административном задании, зданиях 1,2,3 отрядов, зданиях клуба и столовой лагеря «...» в ....
Таким образом, на момент подачи иска в суд указанные нарушения правил и требований пожарной безопасности администрацией Бежецкого района были устранены, поэтому оснований для удовлетворения иска в этой части не имеется.
Однако суд не может согласиться с доводом представителя ответчика ФИО1 о том, что административное здание лагеря «...» оборудовано пожарной сигнализацией.
Как видно из двух актов о приемке выполненных работ, с ***г. по *** года общество с ограниченной ответственностью «...» выполнило заказ отдела образования администрации Бежецкого района на монтаж пожарной сигнализации в лагере «...» .... Однако из представленных документов не следует, что пожарной сигнализацией оборудовано именно административное здание.
Кроме того, после выполненных *** года работ по монтажу пожарной сигнализации в лагере «...» ..., проверкой ОГПН установлено отсутствие на *** года пожарной сигнализации в административном здании лагеря, проверка проводилась с участием директора лагеря ФИО2, которая с актом проверки была ознакомлена, копию акта с приложениями получила; замечаний, дополнений или возражений не имела л.д.8).
По результатам проверки ОГПН ... и ... выдано предписание начальнику лагеря «...» ФИО2 об устранении обнаруженных нарушений, в том числе предписано оборудовать административное здание лагеря автоматической пожарной сигнализацией. Предписание начальник лагеря ФИО2 получила *** года, о чем свидетельствует её подпись, возражений при этом она не имела л.д.9).
С учетом изложенного, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, а администрации Бежецкого района надлежит в срок до *** года устранить имеющиеся нарушения правил и норм пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден на основании п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Максатихинского района удовлетворить частично.
Обязать администрацию Бежецкого района в срок до *** года устранить нарушение правил пожарной безопасности в загородном оздоровительном лагере «...» ...:
- обеспечить загородный оздоровительный лагерь «...» прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов;
- оборудовать административное здание, а также здания клуба и столовой автоматической пожарной сигнализацией;
- оборудовать здания клуба и столовой системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ).
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору Максатихинского района отказать.
Взыскать с администрации Бежецкого района государственную пошлину в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 29 июля 2010 года
Судья