дело № 2-317/2010 г.Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Бежецкий городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Ильиной Г.В.,
при секретаре Суворовой О.Н.,
с участием старшего помощника прокурора Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры Пушкиной М.Н.,
представителя ответчика и.о. главы администрации ... сельского поселения ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 августа 2010 года в г. Бежецк гражданское дело по иску Тверского межрайонного природоохранного прокурора к администрации ... сельского поселения о возложении обязанностей по принятию мер по постановке на учет гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйной недвижимой вещи,
у с т а н о в и л:
Тверской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации ... сельского поселения о возложении обязанностей по принятию мер по постановке на учет гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.
В обоснование заявленных требований истец указал, как установлено проведенной проверкой, на ручье ... у д.... на территории ... сельского поселения Бежецкого района находится бесхозяйное гидротехническое сооружение (далее-ГТС). ГТС является источником повышенной опасности и может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации, нанеся ущерб окружающей среде и жизнедеятельности людей. В соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.07.1997 года №117 «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности ГТС осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий ГТС, представление деклараций безопасности ГТС, госнадзор за безопасностью ГТС, непрерывность эксплуатации ГТС, осуществление мер по обеспечению безопасности ГТС, необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС. Согласно п.6 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на которое аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 №237, при обнаружении гидротехнического сооружения, не имеющего собственника, орган госнадзора сообщает данные о нем в орган местного самоуправления и направляет предложения в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения. В силу ст. 225 ГК РФ вещи, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, являются бесхозяйными. Бесхозяйные недвижимые вещи по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Кроме того, постановлением администрации Тверской области от 27.01.2003 №14-па «О мерах по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений», главам муниципальных образований рекомендовано определить порядок и провести комплекс мероприятий, направленных на выявление собственников гидротехнических сооружений, находящихся на территории муниципальных образований Тверской области, обеспечить постановку на учет в органы, осуществляющие государственную регистрацию права на недвижимое имущество, гидротехнических сооружений, являющихся бесхозными. Согласно п.п.1,8,23 ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 №131, к вопросам местно значения поселения относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Постановка на учет в органах государственной регистрации органом местного самоуправления- администрацией ... сельского поселения Бежецкого района позволит в дальнейшем включить ГТС в реестр муниципальной собственности, обеспечит принятие собственником мер безопасности по его эксплуатации, предотвращению аварий и техногенных катастроф. Просил обязать администрацию ... сельского поселения Бежецкого района Тверской области поставить на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи ГТС на ручье ... у д.....
В судебном заседании старший помощник прокурора Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры Пушкина М.Н. исковые требования уточнила и просила возложить на ответчика обязанность обратиться с заявлением в УФРС по Тверской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества ГТС на ручье ... у д.... в срок до *** года.
Представитель ответчика- и.о. главы администрации ... сельского поселения Бежецкого района ФИО1 исковые требования признала в полном объеме. Пояснила, что постановка на учет указанного ГТС действительно является обязанностью администрации, и все необходимое для этого она делает. *** года ей пришел ответ на последний из её запросов о том, что собственника ГТС нет. Осталось найти деньги около 17 тысяч рублей и сделать в БТИ технический паспорт на ГТС, после этого можно обращаться с заявлением в УФРС по Тверской области.
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Тверской области, будучи извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил, представил ходатайство о рассмотрении иска в отсутствие их представителя, заявленные требования поддержал.
Заслушав прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела в их совокупности, суд считает исковые требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу положений ст. 225 ГК РФ вещи, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, являются бесхозяйными. Бесхозяйные недвижимые вещи по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
В соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.07.1997 года №117 «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений, представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений, государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений, непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений, осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
Согласно п.6 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на которое аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 №237, при обнаружении гидротехнического сооружения, не имеющего собственника, орган государственного надзора сообщает данные о нем в орган местного самоуправления и направляет предложения в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.
Постановлением администрации Тверской области от 27.01.2003 №14-па «О мерах по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений», главам муниципальных образований рекомендовано определить порядок и провести комплекс мероприятий, направленных на выявление собственников гидротехнических сооружений, находящихся на территории муниципальных образований Тверской области, обеспечить постановку на учет в органы, осуществляющие государственную регистрацию права на недвижимое имущество, гидротехнических сооружений, являющихся бесхозными.
Согласно п.п.1,8,23 ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 №131, к вопросам местно значения поселения относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Как следует из ст. 1 ФЗ от 21.12.1994 года №68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предупреждение чрезвычайных ситуаций- это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременного и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Постановлением Правительства РФ от 06.06.2003 года №353 (в редакции Постановления. Правительства РФ от 22.04.2009 года №351) утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов РФ, муниципальной собственности и бесхозяйных гидротехнических сооружений.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Статьей 18 Конституции РФ установлено, что прав и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяю смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
Одним из таких прав является право каждого на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции РФ, а также право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, закрепленные ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В ст. 12 ГК РФ, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Пунктами 23 и 27 статьи 32 Устава муниципального образования «...» Бежецкого района Тверской области предусмотрено, что администрация сельского поселения организует осуществление мероприятия по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Из акта ХХХ проверки соблюдений требований законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений следует, что на территории ... сельского поселения на ручье ... у д.... имеется гидротехническое сооружение полным объемом 0,316 млн.куб.м., максимальным напором 5,.0 м, 4-го класса гидротехнического сооружения, веденное в эксплуатацию в *** году, со времени ввода текущий ремонт и проведение восстановительных работ осуществлялись персоналом СПК «...», на момент проверки уровень воды в водохранилище ниже проектного на 0,5 м, собственник ГТС на момент проверки не установлен, объект является бесхозяйным л.д.9-10).
Департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области *** года направил письмо ХХХ об имеющемся бесхозяйном гидротехническом сооружении в администрацию ... сельского поселения Бежецкого района.
Таким образом, судом достоверно установлено, что гидротехническое сооружение на территории ... сельского поселения Бежецкого района на ручье ... у д.... является бесхозяйным и несмотря на информирование администрации ... сельского поселения о необходимости постановки на учет как бесхозяйного, на учет не ставит, что создает угрозу нарушения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку в случае непостановки ГТС на учет как бесхозяйного, отсутствует в дальнейшем возможность решения вопроса о его собственнике, отсутствие которого, как и систематического и надлежащего обслуживания ГТС, ввиду невозможности получения субсидий из федерального бюджета, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 июня 2003 года №353, может повлечь ухудшение его (ГТС) технического состояния, вплоть до разрушения и возникновения чрезвычайной ситуации, нанесения ущерба окружающей среде и жизнедеятельности людей, в связи с чем суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Тверского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить: возложить на администрацию ... сельского поселения Бежецкого района Тверской области обязанность обратиться в срок до *** года в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения на ручье ... у д.....
Взыскать с администрации ... сельского поселения Бежецкого района государственную пошлину в размере 200 (двухсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Бежецкий городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий: