Дело № 2-320/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации
Бежецкий городской суд Тверской области
в составе:
председательствующего судьи Цветкова В.В.,
при секретаре судебного заседания Суворовой О.Н.,
с участием истца Лихачёвой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Бежецке 2 сентября 2010 г. гражданское дело по иску Лихачевой М.В. к комитету по управлению имуществом городского поселения – г. Бежецк Тверской области о признании права собственности на жилые комнаты в порядке наследования,
установил:
Лихачёва М.В. обратилась в суд с иском к комитету по управлению имуществом городского поселения – ... области о признании права собственности в порядке наследования на жилые комнаты ххх и ххх общей площадью ... кв.м, расположенные в квартире ххх дома ххх по ... городского поселения – ... области.
Требование мотивировано следующим. После смерти *** г. её матери ФИО2 открылось наследство, состоящее из двух комнат ххх и ххх в квартире ххх дома ххх по ... в .... Завещание ФИО2 не составляла. Она, являясь единственным наследником по закону, своевременно обратилась к нотариусу с заявлением о вступлении в наследство после смерти матери и фактически вступила в наследство, так как зарегистрирована по указанному адресу. Однако *** г. нотариус в выдаче свидетельства о праве на наследство отказал в связи с невозможностью установления состава наследственного имущества и расхождениями в описании объекта наследования: квартира или две комнаты. Согласно договору на передачу квартир в собственность граждан от *** г., регистрационного удостоверения, выданного БТИ исполнительного комитета Бежецкого городского Совета народных депутатов ххх от *** г., в собственность её матери передана квартира, состоящая из двух жилых комнат общей площадью ... кв.м, расположенная по адресу: ..., ..., ..., ..., .... Однако согласно данным Бежецкого филиала ГУП «Тверское областное БТИ» (справка от *** г. ххх) на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от *** г., регистрационного удостоверения БТИ от *** г. ххх за ФИО2 зарегистрированы две комнаты ххх в указанной квартире, что фактически соответствует действительности, так как она всю жизнь проживала в этой квартире, и проживает в ней в настоящее время. Квартира ххх является коммунальной и состоит из четырёх комнат. Две комнаты ххх в этой квартире занимала их семья, а в двух других проживали посторонние граждане. При заполнении договора приватизации на стандартном бланке не было исправлено слово «квартира» на «комнаты». Однако в договоре указано, что общая площадь квартиры составляет ... кв.м. Также в регистрационном удостоверении указано, что ФИО2 передана квартира, состоящая из двух комнат общей площадью ... кв.м. данное обстоятельство соответствует техническому и кадастровому паспортам на квартиру. Поскольку все возможные способы внесудебного решения спора ею исчерпаны, а признание права собственности на комнаты необходимо для последующей государственной регистрации права, истец Лихачёва М.В., ссылаясь на ч. 2 ст. 218, ст.ст. 1152, 1153 ГК РФ, просила признать за ней право собственности на жилые комнаты ххх и ххх общей площадью ... кв.м, расположенные в квартире ххх дома ххх по ... городского поселения – ... области.
В судебном заседании истец Лихачёва М.В. заявленное требование поддержала и просила его удовлетворить.
Ответчик комитет по управлению имуществом городского поселения – ... области о времени, дате и месте судебного заседания извещён заранее и надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, указав, что возражений относительно заявленных требований не имеет.
Заслушав истца, принимая во внимание отсутствие возражений ответчика по существу иска, исследовав представленные доказательства в совокупности, суд находит исковое требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что фактически по договору на передачу квартир (домов) в собственность граждан от *** г. ФИО2 от акционерного общества «...» получила в собственность две комнаты общей площадью ... кв.м по адресу: ..., ..., .... ....
Данный вывод суда основан на следующих доказательствах.
Согласно договору на передачу квартир (домов) в собственность граждан от *** г. акционерное общество «...» передало в собственность ФИО1 квартиру общей площадью ... кв.м по адресу: ..., ..., .... ... л.д. 11).
Однако как следует из приложенной к этому договору экспликации плана четырёхкомнатной квартиры, расположенной на 1 этаже ... г. постройки с инвентарным номером ххх, на нём обозначены идентифицирующими признаками лишь две комнаты: ххх площадью ... кв.м и ххх площадью ... кв.м, а всего ... кв.м. л.д. 12).
Сведения в экспликации плана передаваемых помещений в целом соответствуют сведениям технического паспорта на комнаты ххх (кадастровый номер ххх) в квартире ххх дома ххх по ... в ... по состоянию на *** г. и сведениям кадастрового паспорта по состоянию на *** г. в части года постройки здания – *** г. и его инвентарного номера – ххх, места расположения комнат ххх – 1 этаж и их площади – ... кв. м и ... кв.м (всего – ... кв.м), общего количества комнат – 4 л.д. 13-19, 20-21).
Распоряжением администрации городского поселения – ... от *** г. ххх комнатам, принадлежащим ФИО2, присвоен адрес: ..., ..., ..., ..., ..., комната 3, 4 л.д. 23).
Таким образом, объяснения истца Лихачёвой М.В. о техническом недостатке договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от *** г. объективно подтверждены совокупностью приведённых выше доказательств, свидетельствующих о том, что фактически ФИО2 в собственность были переданы две комнаты общей площадью ... кв.м в квартире ххх дома ххх по ... в ..., а указание в договоре на передачу ей квартиры той же площади является ошибочным.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившего в силу 31 января 1998 г., права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в порядке, введённом этим законом. Государственная регистрация таких прав производится по желанию их обладателей. При этом из абз. 2 п. 1 указанной статьи следует, что ранее возникшие права признаются юридически действительными независимо от того, осуществлялась ли их государственная регистрация в порядке, действовавшем в отдельных субъектах РФ.
В силу п. 1 ст. 8 ГК РСФСР (в редакции, действовавшей на момент заключения договора от 24 декабря 1993 г.) гражданские права и обязанности возникали из оснований, предусмотренных законом. Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 8 ГК РСФСР гражданские права и обязанности возникали из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Учитывая приведённые положения законодательства, действовавшего на момент заключения ФИО2 договора приватизации комнат, суд приходит к выводу о том, что она при жизни приобрела право собственности на эти комнаты в установленном законом порядке, несмотря на отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей как о правах ФИО2 на какие-либо объекты недвижимого имущества, так и записей о правах какого-либо лица на указанные комнаты л.д. 24, 25).
*** г. ФИО2 умерла, что подтверждено свидетельством о смерти л.д. 5). Следовательно, принадлежавшие ей комнаты ххх в квартире ххх дома ххх по ... в ..., подлежат включению в состав наследства, открывшегося с её смертью.
В соответствии с п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В судебном заседании установлено, что единственным наследником первой очереди после смерти наследодателя ФИО2 являлась её дочь – Лихачёва (ФИО2 до брака) М.В. *** г. рождения, что подтверждено свидетельствами о рождении л.д. 6), справками, свидетельством о заключении и расторжении браков л.д. 7, 8, 9), свидетельством о смерти супруга ФИО2 – ФИО3, умершего *** г. л.д. 47).
В соответствии с п. 1 ст. 1152, ст. 1153, ч. 1 п. 1 ст. 1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник в течение шести месяцев со дня открытия наследства должен его принять путём подачи по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления о принятии наследства (выдаче свидетельства о праве на наследство) либо путём совершения действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства.
В судебном заседании установлено, что дочь наследодателя ФИО2 – Лихачёва М.В. после открытия наследства в установленный срок приняла наследственное имущество умершей матери способом, предусмотренным абзацем 1 п. 1 ст. 1153 ГК РФ, т.е. путём подачи заявления нотариусу, что подтверждено справкой нотариуса л.д. 26).
Поскольку в состав наследственного имущества входили комнаты ххх в квартире ххх дома ххх по ... в ..., то эти комнаты в соответствии с п. 4 ст. 1152 ГК РФ признаются принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Лихачёва М.В. приобрела право собственности на указанные комнаты с кадастровым номером ххх в порядке наследования по закону, в связи с чем право собственности на это имущество подлежит признанию за ней, а исковое требование – удовлетворению в полном объёме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое требование Лихачевой М.В. удовлетворить: признать право собственности Лихачевой М.В., родившейся *** г., на жилые комнаты ххх и ххх общей площадью ... кв.м с кадастровым номером ххх, расположенные в квартире ххх дома ххх на ... в ... области.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Бежецкий городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 7 сентября 2010 г.
Председательствующий