Об устранении нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства



дело № 2-249/2010 г.Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Бежецкий городской суд Тверской области

в составе:

председательствующего судьи Цветкова В.В.,

при секретаре судебного заседания Максимовой Е.В.,

с участием помощника Бежецкого межрайонного прокурора Переверзева С.С.,

представителя ответчика отдела образования администрации Бежецкого района по доверенности ФИО2,

представителя ответчика муниципального общеобразовательного учреждения – ... средняя общеобразовательная школа Бежецкого района Тверской области директора ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Бежецке 12 августа 2010 г. гражданское дело по иску Бежецкого межрайонного прокурора в защиту неопределённого круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению – ... средняя общеобразовательная школа Бежецкого района Тверской области, отделу образования администрации Бежецкого района Тверской области о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о противодействии терроризму,

установил:

Бежецкий межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределённого круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению – ... средняя общеобразовательная школа Бежецкого района Тверской области (далее - МОУ «... СОШ»), отделу образования администрации Бежецкого района Тверской области о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о противодействии терроризму.

Требования мотивированы следующим. Бежецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения МОУ «... СОШ» законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и противодействия терроризму в части соблюдения требований к земельному участку образовательного участка.

Согласно ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 41 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии с преамбулой Закона РФ «Об образовании» образование в РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права.

Согласно п.п. 3 п. 3 ст. 32, ч.ч. 1, 7 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несёт в установленном законодательством порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников; за создание необходимых условий для учёбы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения.

Согласно ст.ст. 11, 28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии с п.п. 2.2.1., 2.2.2., 2.2.3. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённых постановлением Главного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44, для общеобразовательного учреждения предусматривается самостоятельный земельный участок с расстоянием от здания учреждения до красной линии не менее 25 м; площадь земельных участков зависит от вместимости учреждения и принимается в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений; участок ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него – зелёными насаждениями.

В ходе проверки установлено, что в нарушение указанных требований территория МОУ «... СОШ» не огорожена. В связи с этим администрацией образовательного учреждения не обеспечивается безопасность учащихся во время их пребывания в данном учреждении, поскольку отсутствие ограждения способствует нахождению на его территории посторонних лиц, а также свободному проезду на территорию МОУ «... СОШ» транспорта.

Кроме того, выявленные нарушения не отвечают требованиям ст. 2 ФЗ «О противодействии терроризму», где в качестве одного из принципов противодействия терроризму определено обеспечение прав и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также свидетельствуют о неисполнении предусмотренной ст. 3 данного закона деятельности по предупреждению (профилактике) терроризма.

Отсутствие требуемого ограждения и возможность свободного доступа посторонних лиц способствуют совершению на территории МОУ «... СОШ» общественно-опасных деяний, в том числе террористических актов, поскольку именно образовательные учреждения становятся объектами террора, что крайне недопустимо.

Вместе с тем, в МОУ «... СОШ» в рамках приоритетного национального проекта «Образование» было поставлено компьютерное оборудование, оргтехника, оборудование для учебных классов. Нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства может создать реальную угрозу сохранности вышеуказанных материальных ценностей и повлечь их порчу или уничтожение, тем самым воспрепятствовать реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Согласно п.п. 2.1, 2.2, 8.3 Устава МОУ «... СОШ» его учредителем является отдел образования администрации ...; отношения между учредителем и МОУ «... СОШ» определяются договором между ними; деятельность образовательного учреждения финансируется учредителем.

В целях защиты жизни и здоровья граждан и имущества, ссылаясь на ст.ст. 32, 51 Закона РФ «Об образовании, ст.ст. 11, 28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ просил обязать отдел образования администрации Бежецкого района и МОУ «... СОШ» в срок до *** г. устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о противодействии терроризму – огородить территорию земельного участка МОУ «... СОШ» забором.

В судебном заседании помощник Бежецкого межрайонного прокурора Переверзев С.С. представил уточнённое исковое заявление и просил обязать отдел образования администрации Бежецкого района и МОУ «... СОШ» в срок до *** г. устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о противодействии терроризму – огородить территорию земельного участка МОУ «... СОШ» забором высотой 1,5 метра.

Представитель отдела образования администрации Бежецкого района ФИО2 пояснила, что отдел образования Бежецкого района требование прокурора признаёт в полном объёме, возражений не имеет, представила соответствующее заявление.

Представитель ответчика МОУ «... СОШ» директор ФИО1 в судебном заседании исковое требование прокурора признала, представила заявление о признании иска.

Суд принимает признание искового требования ответчиками, поскольку оно не противоречит закону, поэтому на основании ч. 3 ст. 173 ГПК РФ принимает решение об удовлетворении заявленного требования.

При этом суд полагает необходимым разграничить ответственность МОУ «... СОШ» и отдела образования администрации Бежецкого района, который является учредителем и собственником имущества образовательного учреждения.

В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несёт собственник его имущества.

С учётом изложенного МОУ «... СОШ» по своим обязательствам несёт самостоятельную ответственность, которая ограничена имеющимися у него денежными средствами, и лишь в случае недостаточности этих средств субсидиарную ответственность по его обязательствам должен нести собственник имущества – отдел образования администрации Бежецкого района.

На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 руб. подлежат взысканию с ответчиков в равных долях, т.е. по 100 руб. с каждого.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое требование Бежецкого межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение – ... средняя общеобразовательная школа Бежецкого района Тверской области в срок до *** г. огородить территорию земельного участка муниципального общеобразовательного учреждения – ... средняя общеобразовательная школа Бежецкого района Тверской области забором высотой 1,5 метра.

При недостаточности денежных средств у муниципального общеобразовательного учреждения – ... средняя общеобразовательная школа Бежецкого района Тверской области возложить субсидиарную ответственность по исполнению настоящего решения на отдел образования администрации Бежецкого района Тверской области.

Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения – ... средняя общеобразовательная школа Бежецкого района Тверской области, отдела образования администрации Бежецкого района Тверской области государственную пошлину в сумме 200 (двести) руб. в равных долях, т.е. по 100 (сто) руб. с каждого.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий городской суд.

Председательствующий