О признании права собственности на квартиру в порядке приватизации



Дело № 2-401/2010 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 октября 2010 года

Бежецкий городской суд Тверской области

в составе председательствующего Кириллова В.В.,

при секретаре Покровской О.Н.,

с участием истца Комарова В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Бежецке

гражданское дело по иску Комарова В.И. и Комаровой О.Н., действующей в интересах несовершеннолетней Комаровой А.В., к администрации <адрес> сельского поселения <адрес> о признании права общей долевой собственности на квартиру в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Комаров В.И. и Комарова О.Н., действующая в интересах несовершеннолетней Комаровой А.В., обратились в суд с иском к администрации <адрес> сельского поселения <адрес> о признании права общей долевой собственности на квартиру в порядке приватизации, в обоснование которого указали, что *** муниципальным образованием «<адрес> сельское поселение <адрес>» им была передана бесплатно в собственность трехкомнатная <адрес>. Данная квартира находится в двухквартирном жилом доме, который представляет собой одноэтажное панельное строение, общая площадь квартиры <данные изъяты> кв.м. В *** года они обратились в Бежецкий отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> для получения свидетельства о государственной регистрации права собственности на квартиру. В этом им было отказано, так как муниципальное образование «<адрес> сельское поселение <адрес>», передавшее ей квартиру в собственность по договору от ***, свое право собственности на указанную квартиру в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировало. В настоящее время государственная регистрация перехода права невозможна в виду ликвидации СПК «<адрес>». В соответствии п.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Согласно выписке из Единого реестра муниципальной собственности <адрес> сельского поселения <адрес> находится в собственности <адрес> сельского поселения <адрес>. Просили признать за Комаровым В.И. и Комаровой А.В. право общей долевой собственности на вышеуказанную квартиру, по 1\2 доли за каждым.

В судебном заседании истец Комаров В.И. пояснил, что *** у них с супругой родился сын М.. В этой связи истец уточнил заявленные исковые требования, просил суд внести изменения в договор № безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от ***: включить в число граждан, принимающих в собственность квартиру по адресу: <адрес>, новорожденного сына - Комарова М. определить доли его и детей в равной мере, по 1/3 каждому, а также признать за ним и его детьми право общей долевой собственности на указанную квартиру по 1\3 доли за каждым. Суду пояснил, что данную квартиру он получил в *** году от колхоза «<адрес>», когда работал там <данные изъяты>. О предоставлении квартиры было принято решение общего собрания. В дальнейшем колхоз «<адрес>» был реорганизован в ТОО «<адрес>», а затем в СПК «<адрес>», который в настоящее время ликвидирован. Жена в приватизации жилья участвовать не желает.

Законный представитель Комарова О.Н. в судебное заседание не явилась, о слушании дела уведомлена надлежащим образом, представила в суд заявление об уточнении исковых требований о признании за мужем и двумя детьми права общей долевой собственности на квартиру по 1\3 доли за каждым, просила рассмотреть дело в ее отсутствие в связи с тем, что ухаживает за грудным ребенком.

Представитель ответчика – глава <адрес> сельского поселения <адрес> ФИО1 в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, уточненный иск признает в полном объеме.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст.218 п.2 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии со ст.131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.

Согласно уведомлению о передаче жилищного фонда социального использования в собственность муниципального образования «<адрес> сельское поселение <адрес>» от *** и постановлению главы <адрес> сельского поселения от *** № «О приеме в муниципальную собственность жилого фонда социального назначения от СПК «<адрес>» (л.д.11-12) сельскохозяйственный производственный кооператив «<адрес>» передал в муниципальную собственность муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> в числе прочих объектов <адрес> в <адрес>.

Выпиской из Единого реестра муниципальной собственности <адрес> сельского поселения <адрес> подтверждается, что по состоянию на *** <адрес>, расположенная по адресу: <адрес> <адрес>, является муниципальной собственностью <адрес> сельского поселения <адрес> и внесена в Единый реестр муниципальной собственности <адрес> сельского поселения (л.д.16). Реестровый №.

Как усматривается из договора № безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от *** (л.д.8), муниципальное образование «<адрес> сельское поселение» <адрес> в лице главы сельского поселения ФИО1 передает отдельную трехкомнатную <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой – <данные изъяты> кв.м. в собственность Комарову В.И., *** года рождения, и Комаровой А.В., *** года рождения.

Справкой администрации <адрес> сельского поселения <адрес> № от *** (л.д.17) подтверждается, что Комаров В.И. зарегистрирован по месту жительства и проживает по адресу: <адрес> <адрес>. Состав семьи: жена – Комарова О.Н. *** года рождения, дочь – Комарова А.В. *** года рождения.

Согласно справке Бежецкого филиала ГУП «Тверское областное БТИ» от *** № (л.д.54), Комаров В.И. и Комарова А.В. по данным учета приватизированного жилья в <адрес> и <адрес> не имеют.

Из договора социального найма жилого помещения № от *** (л.д.9-10), заключенного между собственником жилья – <адрес> сельским поселением (наймодателем) в лице заместителя главы администрации <адрес> и Комаровым В.И. (нанимателем) следует, что наймодатель передает нанимателю в бессрочное владение и пользование жилое помещение по адресу: <адрес>, состоящая из 3 комнат, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются в качестве членов семьи: жена – Комарова О.Н., дочь – Комарова А.В..

Согласно техническому паспорту на <адрес>, кадастровый номер №, общая площадь составляет <данные изъяты> кв.м., жилая – <данные изъяты> кв.м. (л.д.24-26).

Таким образом, площадь квартиры, указанная в техническом паспорте, а также в договоре безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан не соответствует площади квартиры, указанной в договоре социального найма жилого помещения № от ***.

Между тем, в суд представлена справка Бежецкого филиала ГУП <адрес> «Тверское областное БТИ» от *** № (л.д.55), из которой усматривается, что площадь изменилась в результате проведения технической инвентаризации по состоянию на *** и в результате введения новой методики расчета на основании ст.15 п.5 ЖК РФ (площадь холодных пристроек включена в общую площадь), и составила, соответственно, <данные изъяты> кв.м. (общая) и <данные изъяты> кв.м. (жилая). При проведении технической инвентаризации использовались современные средства измерения, которые являются более точными, чем ранее используемые ленточные рулетки.

При таких обстоятельствах изменение технических характеристик объекта недвижимости суд принимает во внимание, находит обоснованными и достоверными.

Из сообщения об отказе в государственной регистрации прав от ***, выданного Бежецким отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (л.д.18-20) следует, что зарегистрировать право общей долевой собственности Комарова В.И. и Комаровой А.В. на заявленный объект недвижимого имущества не представляется возможным, так как правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации перехода данного права.

Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от *** подтверждается, что деятельность сельскохозяйственного производственного кооператива «<адрес>», находящегося по адресу: <адрес>, прекращена с *** (л.д.22-23).

Согласно свидетельству о рождении (л.д.27), родителями несовершеннолетней Комаровой А.В., *** года рождения, являются Комаров В.И. и Морозова О.Н..

Как усматривается из свидетельства о заключении брака (л.д.56), Комаров В.И. и Морозова О.Н. заключили брак ***, жене присвоена фамилия Комарова.

Судом также установлено, что *** родился Комаров М.В..

Родителями несовершеннолетнего Комарова М., *** года рождения, являются Комаров В.И. и Комарова О.Н., что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.69).

Таким образом, Комаров В.И. и Комарова О.Н. являются законными представителями несовершеннолетних Комаровой А.В. и Комарова М., в силу ст.52 ГПК РФ вправе совершать от их имени все процессуальные действия.

В соответствии со ст.20 п.2 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.

Следовательно, местом жительства несовершеннолетних Комаровой А.В. и Комарова М. является <адрес>.

В соответствии со ст.7 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «о приватизации жилищного фонда в РФ», с последующими изменениями, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Несовершеннолетний Комаров М.В. родился после заключения договора № безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от ***. Вместе с тем суд, учитывая мнение (согласие) сторон этого договора, принимая во внимание, что несовершеннолетний Комаров М.В. имеет право пользования указанным жилым помещением и проживает совместно со своими родителями, находит справедливым и полагает необходимым внести изменения в указанный договор, включить Комарова М.В. в число граждан, принимающих в собственность спорную квартиру, и определить доли этих граждан в равной мере, то есть по 1\3 за каждым.

Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, приобретено истцами в силу Закона.

Установлено, что право собственности СПК «<адрес>» на указанную квартиру и переход этого права к муниципальному образованию «<адрес> сельское поселение» <адрес> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрированы не были. В настоящее время СПК «<адрес>» ликвидирован. Однако поскольку договор от *** о передаче муниципальным образованием «<адрес> сельское поселение» <адрес> в д.<адрес> в собственность Комарову В.И., Комаровой А.В. и Комарову М.В. фактически исполнен сторонами, никем не оспаривается, и по настоящее время истцы проживают и пользуются указанным жилым помещением, в соответствии с п.2 ст.218 и ст.12 ГК РФ суд полагает возможным признать за ними право общей долевой собственности на данное жилое помещение.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Внести изменения в договор № безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от ***: включить в число граждан, принимающих в собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес> <адрес>, с кадастровым номером №, Комарова М., *** года рождения; определить доли Комарова В.И., *** года рождения, Комаровой А.В., *** года рождения, и Комарова М., *** года рождения, в равной мере, по 1/3 каждому.

Признать за Комаровым В.И. *** года рождения, Комаровой А.В., *** года рождения, и Комаровым М.В., *** года рождения, право общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, по 1\3 доли за каждым.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 суток в Тверской областной суд, с подачей жалобы через Бежецкий городской суд.

Председательствующий: