дело № 2-544/2010 г. Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Бежецкий городской суд Тверской области
в составе:
председательствующего судьи Цветкова В.В.,
при секретаре судебного заседания Максимовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Бежецке 7 декабря 2010 г. гражданское дело по иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Бархатовой С.А. о взыскании транспортного налога за *** г. и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по <адрес> (далее - межрайонная ИФНС России № по <адрес>, налоговый орган) обратилась в суд с иском к Бархатовой С.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу за *** г. и пени.
Требования мотивированы следующим. По сведениям МРЭО ГИБДД ОВД <адрес> за Бархатовой С.А. зарегистрированы транспортные средства: с *** - грузовой автомобиль <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № с мощностью двигателя 135 лошадиных сил, с *** - легковой автомобиль <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № с мощностью двигателя 74,6 лошадиных сил, которые согласно ст. 358 НК РФ являются объектами налогообложения.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Данный налог вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (ст. 356 НК РФ). На основании ст. 363 гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ, ст. 2 Закона Тверской области «О транспортном налоге в Тверской области» № 75-ЗО от 6 ноября 2002 г. (с учётом изменений и дополнений) налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами не позднее 15 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии с п. 1 ст. 360 гл. 28 НК РФ отчётным налоговым периодом по транспортному налогу признаётся календарный год. Налоговым органом в соответствии с действующим законодательством *** Бархатовой С.А. было направлено налоговое уведомление № о необходимости уплаты транспортного налога за *** г. на сумму 5.819 руб. 62 коп. В установленные сроки данный налог не был уплачен. За неуплату налога в соответствии со ст. 75 НК РФ налогоплательщику Бархатовой С.А. были начислены пени в сумме 106 руб. 64 коп. В соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ в связи с наличием недоимки налогоплательщику было направлено заказным письмом требование № об уплате налога за *** г. по сроку исполнения не позднее *** Данное требование в установленный срок не исполнено и задолженность не уплачена.
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> просила взыскать с Бархатовой С.А. недоимку по транспортному налогу в сумме 5.819 руб. 62 коп. и пени в размере 106 руб. 64 коп.
Истец межрайонная ИФНС России № по <адрес> о времени и месте судебного заседания извещён заранее и надлежащим образом. Представитель истца в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик Бархатова С.А. о времени и месте судебного заседания извещалась заранее и надлежащим образом, корреспонденция, направленная в её адрес вернулась с отметкой почты «истёк срок хранения», что свидетельствует об уклонении ответчика от получения судебной корреспонденции, и не является, по мнению суда, препятствием к рассмотрению настоящего дела.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п. 3 ст. 12, п. 3 ст. 14 НК РФ региональный транспортный налог установлен гл. 28 НК РФ и законом Тверской области от 6 ноября 2002 г. № 75-ЗО «О транспортном налоге в Тверской области» (далее – закон «О транспортном налоге в Тверской области»).
Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (абз. 1 ст. 357 НК РФ).
Объектом обложения транспортным налогом признаётся транспортное средство, зарегистрированное в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 358 НК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ» обязанность по регистрации автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час., и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, возложена на подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ.
Ответчик является налогоплательщиком транспортного налога, т.к. по сведениям РЭО ГИБДД ОВД по <адрес> на неё были зарегистрированы транспортные средства: с *** по *** - грузовой автомобиль <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № с мощностью двигателя 180 лошадиных сил, с *** по *** -легковой автомобиль <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком №, *** г. выпуска, с мощностью двигателя 74,6 лошадиных сил (л.д. 10, 17-18).
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база для транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя в лошадиных силах. Налоговым периодом признаётся календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ).
Налоговая ставка, установленная в соответствии со ст. 361 НК РФ, законом «О транспортном налоге в <адрес>», для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно составляет 10 руб. с каждой лошадиной силы, для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 150 л.с. и до 200 л.с. включительно составляет 50 руб. с каждой лошадиной силы.
В силу п. 2 ст. 3 закона «О транспортном налоге в Тверской области» уплачивают налог в размере 75 процентов от суммы налога, налогоплательщики - физические лица, на которых зарегистрированы легковые автомобили ГАЗ, ВАЗ, УАЗ, ИЖ, "Москвич", "Таврия", "Запорожец", "Ока", "ЛуАЗ" с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, выпущенные в период от 3 до 7 лет до наступления налогового периода, за который исчисляется налог.
Налоговым органом неверно исчислена сумма транспортного налога, подлежащая уплате ответчиком за *** г. за грузовой автомобиль <данные изъяты> (л.д. 5, 9), т.к. при её исчислении ошибочно были использованы мощность двигателя, равная 135 л.с., вместо 180 л.с., и ставка налога, равная 40 руб., вместо 50 руб. с каждой лошадиной силы.
Размер указанного налога должен был определяться как произведение налоговой базы (180 л.с.), налоговой ставки (50 руб.), коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на ответчика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (12/12), что составляет сумму, равную 9.000 руб.
Налоговым органом верно исчислена сумма транспортного налога, подлежащая уплате ответчиком за *** г. за легковой автомобиль <данные изъяты> (л.д. 5, 9), как произведение налоговой базы (74,6 л.с.), налоговой ставки (10 руб.), коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на ответчика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (12/12), что с учётом льготы в размере 25%, установленной п. 2 ст. 3 закона «О транспортном налоге в Тверской области», составляет сумму, равную 419 руб. 62 коп.
Таким образом, общая сумма транспортного налога за *** г. к уплате ответчиком должна была составить 9.419 руб. 62 коп. (9.000 руб. + 419 руб. 62 коп.).
В п. 3 ст. 363 НК РФ установлено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Абзацем 2 ст. 52 НК РФ (в редакции, действовавшей до ФЗ от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ) предусматривалось, что налоговый орган обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление, которое может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Налоговое уведомление № на уплату транспортного налога за *** г. в сумме 5.819 руб. 62 коп. (л.д. 5) с указанием срока уплаты (***) направлено Бархатовой С.А. *** заказным письмом, что подтверждено копией списка почтовых отправлений с отметкой почты (л.д. 6).
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ).
Пунктами 2, 6 ст. 69 НК РФ (в редакции, действовавшей до ФЗ от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ) предусматривалось, что налоговый орган обязан направить налогоплательщику при наличии у него недоимки требование об уплате налога, которое может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки.
*** у налогоплательщика Бархатовой С.А. выявлена недоимка по транспортному налогу в сумме 5.819 руб. 62 коп. (л.д. 15), в связи с чем *** ей было направлено заказным письмом требование № об уплате указанного налога в сумме 5.819 руб. 62 коп. и пени в размере 5.075 руб. 2 коп. (л.д. 7), что подтверждено копией списка почтовых отправлений с отметкой почты (л.д. 8).
Направление налогового уведомления, требования об уплате налога в адрес Бархатовой С.А. заказными письмами соответствует требованиям абз. 2 ст. 52 НК РФ, п.п. 2, 6 ст. 69 НК РФ (в редакциях, действовавших до ФЗ от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ).
Согласно абз. 3 п. 4 ст. 69 НК РФ (в редакции, действовавшей до ФЗ от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ) требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В требовании № на имя Бархатовой С.А. срок его исполнения установлен до *** (л.д. 8).
С учётом положений п. 6 ст. 69 (в редакции, действовавшей до ФЗ от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ), п. 6 ст. 6.1 НК РФ требование № считается полученным Бархатовой С.А. *** (по истечении шести рабочих дней с даты направления заказным письмом ***), а срок его исполнения составлял до *** включительно. Учитывая, что НК РФ предусмотрено право налогового органа только на увеличение установленного срока для исполнения требования об уплате налога, то в данном случае налоговый орган сократил этот срок для Бархатовой С.А. на 4 календарных дня, определив его до ***, что является незаконным, и не влекущим каких-либо юридических последствий.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Исковое заявление в таком случае может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Исковое заявление к Бархатовой С.А. подано налоговым органом ***, т.е. в пределах установленного для этого срока (л.д. 2).
Таким образом, соответствующие налоговые процедуры были исполнены межрайонной ИФНС России № по <адрес> в полном объёме в соответствии с действующим законодательством, а у налогоплательщика Бархатовой С.А. возникла обязанность по уплате транспортного налога за *** г. с *** – по истечении шести рабочих дней с даты направления налогового уведомления № заказным письмом (***).
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 75 НК РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начисляется пеня, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога, которая должна быть уплачена налогоплательщиком в случае уплаты налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки.
Налоговое уведомление № на уплату транспортного налога за *** г., которое считается полученным Бархатовой С.А. ***, содержало сведения о сроке уплаты налога – *** (л.д. 5). В указанный срок обязанность по уплате налога ответчиком исполнена не была.
Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора, при этом процентная ставка пени принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Налоговым органом неверно рассчитана сумма пеней, равная 106 руб. 64 коп. (л.д. 9), т.к. при её исчислении ошибочно использована сумма недоимки в размере 5.819 руб. 62 коп., вместо 9.419 руб. 62 коп.
С учётом размера ставки рефинансирования Центрального Банка России (8,25% - с *** по ***, 8% - с *** по ***, 7,75% - с ***) и требований ст. 75 НК РФ сумма пеней, подлежащих начислению на образовавшуюся у ответчика Бархатовой С.А. недоимку по транспортному налогу за *** г., за период просрочки, указанный истцом (с *** по ***) составляет 172 руб. 62 коп., в том числе: 36 руб. 27 коп. - за период с *** по ***, как произведение количества дней просрочки (14), суммы недоимки налога (9.419 руб. 62 коп) и процентной ставки пени (0,0275%); 80 руб. 38 коп. - за период с *** по ***, как произведение количества дней просрочки (32), суммы недоимки налога (9.419 руб. 62 коп.) и процентной ставки пени (0,0266667%); 55 руб. 97 коп. – за период с *** по ***, как произведение количества дней просрочки (23), суммы недоимки налога (9.419 руб. 62 коп.) и процентной ставки пени (0,0258333%).
Поскольку в силу п.п. 1, 2 ст. 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах лишь тех сумм, которые указаны в требовании об уплате налога, а суд не вправе выйти за пределы требований, заявленных истцом, то иск налогового органа подлежит удовлетворению, и с Бархатовой С.А. надлежит взыскать недоимку по транспортному налогу за *** г. в размере 5.819 руб. 62 коп. и пени в размере 106 руб. 64 коп.
В связи с тем, что истец освобождён от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, в соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы в виде государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика. Размер подлежащей взысканию государственной пошлины суд определяет в соответствии с требованиями ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования межрайонной ИФНС России № по <адрес> удовлетворить.
Взыскать с Бархатовой С.А. транспортный налог за *** г. в сумме 5.819 (пять тысяч восемьсот девятнадцать) рублей 62 копейки и пени в размере 106 (сто шесть) рублей 64 копейки, а всего 5.926 (пять тысяч девятьсот двадцать шесть) рублей 26 копеек.
Взыскать с Бархатовой С.А. государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий городской суд.
Председательствующий