О взыскании недоимки и пени по транспортному налогу



дело № 2-674/2010 г. Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Бежецкий городской суд Тверской области

в составе:

председательствующего судьи Цветкова В.В.,

при секретаре судебного заседания Максимовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Бежецке 16 декабря 2010 г. гражданское дело по иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Комарницкому Р.Л. о взыскании транспортного налога за *** г. и пени,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по <адрес> (далее - Межрайонная ИФНС России № по <адрес>, налоговый орган) обратилась в суд с иском к Комарницкому Р.Л. о взыскании задолженности по транспортному налогу за *** г. и пени.

Требования мотивированы следующим. По сведениям МРЭО ГИБДД ОВД <адрес> за Комарницким Р.Л. зарегистрированы следующие транспортные средства: с *** - <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № с мощностью двигателя 75 лошадиных сил, с *** - <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № с мощностью двигателя 77 лошадиных сил, которые согласно ст. 358 НК РФ являются объектами налогообложения. В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Данный налог вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (ст. 356 НК РФ). На основании ст. 363 гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ, ст. 2 Закона Тверской области «О транспортном налоге в Тверской области» № 75-ЗО от 6 ноября 2002 г. (с учётом изменений и дополнений) налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами не позднее 15 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии с п. 1 ст. 360 гл. 28 НК РФ отчётным налоговым периодом по транспортному налогу признаётся календарный год. Межрайонной ИФНС № по <адрес> в соответствии с действующим законодательством *** Комарницкому Р.Л. было направлено налоговое уведомление № о необходимости уплаты транспортного налога за *** г. на сумму 1.707 руб. 50 коп. В установленные сроки данный налог не был уплачен. За неуплату налога в соответствии со ст. 75 НК РФ налогоплательщику Комарницкому Р.Л. были начислены пени в сумме 31 руб. 29 коп. В соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ в связи с наличием недоимки налогоплательщику было направлено заказным письмом требование № об уплате налога за *** г. по сроку исполнения не позднее *** Данное требование в установленный срок не исполнено и задолженность не уплачена.

Межрайонная ИФНС России № по <адрес> просила взыскать с Комарницкого Р.Л. недоимку по транспортному налогу в сумме 1.707 руб. 50 коп. и пени в сумме 31 руб. 29 коп.

Истец межрайонная ИФНС России № по <адрес> о времени и месте судебного заседания извещён заранее и надлежащим образом. Представитель истца в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, в связи с чем на основании ч. 5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Ответчик Комарницкий Р.Л..Л. о времени и месте судебного заседания извещён заранее и надлежащим образом, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, возражений по существу иска не представил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, в связи с чем на основании ч. 3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с п. 3 ст. 12, п. 3 ст. 14 НК РФ региональный транспортный налог установлен гл. 28 НК РФ и законом Тверской области от 6 ноября 2002 г. № 75-ЗО «О транспортном налоге в Тверской области» (далее – закон «О транспортном налоге в Тверской области»).

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (абз. 1 ст. 357 НК РФ).

Объектом обложения транспортным налогом признаётся транспортное средство, зарегистрированное в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 358 НК РФ).

Из смысла приведённых положений закона следует, что на обязанность по уплате транспортного налога не имеет значения, использует лицо или нет по прямому назначению зарегистрированное на него транспортное средство, поскольку такая обязанность связана лишь с самим фактом регистрации за конкретным лицом транспортного средства.

Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ» обязанность по регистрации автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час., и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, возложена на подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ.

Ответчик является налогоплательщиком транспортного налога, т.к. согласно сведениям РЭО ГИБДД ОВД по <адрес> на него зарегистрированы транспортные средства: с *** – грузовой автомобиль <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком №, *** г. выпуска, с мощностью двигателя 75 лошадиных сил, с *** – легковой автомобиль <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком №, *** г. выпуска, с мощностью двигателя 76,7 лошадиных сил (л.д. 11, 18-19).

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база для транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя в лошадиных силах. Налоговым периодом признаётся календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ).

Налоговая ставка, установленная в соответствии со ст. 361 НК РФ, законом «О транспортном налоге в Тверской области», для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно составляет 10 руб. с каждой лошадиной силы, для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно составляет 25 руб. с каждой лошадиной силы.

В силу абзаца 4 п. 2 ст. 3 закона «О транспортном налоге в Тверской области» уплачивают налог в размере 50 процентов от суммы налога налогоплательщики - физические лица, на которых зарегистрированы грузовые автомобили ВАЗ, ИЖ, "Москвич" с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, с разрешённой максимальной массой менее 2.000 кг, выпущенные за 5 и более лет до наступления налогового периода, за который исчисляется налог.

Налоговым органом неверно исчислена сумма транспортного налога, подлежащая уплате ответчиком за *** г. за легковой автомобиль <данные изъяты> (л.д. 6, 10), т.к. при её исчислении ошибочно были использована мощность двигателя, равная 77 л.с., вместо 76,7 л.с.

Размер указанного налога должен был определяться как произведение налоговой базы (76,7 л.с.), налоговой ставки (10 руб.), коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на ответчика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (12/12), что составляет сумму, равную 767 руб.

Налоговым органом верно исчислена сумма транспортного налога, подлежащая уплате ответчиком за *** г. за грузовой автомобиль <данные изъяты> *** г. выпуска (л.д. 6, 10), как произведение налоговой базы (75 л.с.), налоговой ставки (25 руб.), коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на ответчика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (12/12), что с учётом льготы в размере 50%, установленной абз. 4 п. 2 ст. 3 закона «О транспортном налоге в Тверской области», составляет сумму, равную 937 руб. 50 коп.

Таким образом, общая сумма транспортного налога за *** г. к уплате ответчиком должна была составить 1.704 руб. 50 коп. (767 руб. + 937 руб. 50 коп.).

В п. 3 ст. 363 НК РФ установлено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Абзацем 2 ст. 52 НК РФ (в редакции, действовавшей до ФЗ от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ) предусматривалось, что налоговый орган обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление, которое может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Налоговое уведомление № на уплату транспортного налога за *** г. в сумме 1.707 руб. 50 коп. (л.д. 6) с указанием срока уплаты (***) направлено Комарницкому Р.Л. *** заказным письмом, что подтверждено копией списка почтовых отправлений с отметкой почты (л.д. 7).

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ).

Пунктами 2, 6 ст. 69 НК РФ (в редакции, действовавшей до ФЗ от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ) предусматривалось, что налоговый орган обязан направить налогоплательщику при наличии у него недоимки требование об уплате налога, которое может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки.

*** у налогоплательщика Комарницкого Р.Л. выявлена недоимка по транспортному налогу в сумме 1.707 руб. 50 коп. (л.д. 5), в связи с чем *** ему было направлено заказным письмом требование № об уплате указанного налога в сумме 1.707 руб. 50 коп. и пени в размере 11.841 руб. 27 коп. (л.д. 8), что подтверждено копией списка почтовых отправлений с отметкой почты (л.д. 9).

Направление налогового уведомления, требования об уплате налога в адрес Комарницкого Р.Л. заказными письмами соответствует требованиям абз. 2 ст. 52 НК РФ, п.п. 2, 6 ст. 69 НК РФ (в редакциях, действовавших до ФЗ от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ).

Согласно абз. 3 п. 4 ст. 69 НК РФ (в редакции, действовавшей до ФЗ от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ) требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В требовании № на имя Комарницкого Р.Л. срок его исполнения установлен до *** (л.д. 8).

С учётом положений п. 6 ст. 69 (в редакции, действовавшей до ФЗ от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ), п. 6 ст. 6.1 НК РФ требование № считается полученным Комарницким Р.Л. *** (по истечении шести рабочих дней с даты направления заказным письмом ***), а срок его исполнения составлял до *** включительно. Учитывая, что НК РФ предусмотрено право налогового органа только на увеличение установленного срока для исполнения требования об уплате налога, то в данном случае налоговый орган сократил этот срок для Комарницкого Р.Л. на 4 календарных дня, определив его до ***, что является незаконным, и не влекущим каких-либо юридических последствий.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Исковое заявление в таком случае может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Исковое заявление к Комарницкому Р.Л. подано налоговым органом ***, т.е. в пределах установленного для этого срока (л.д. 2).

Таким образом, соответствующие налоговые процедуры были исполнены межрайонной ИФНС России № по <адрес> в полном объёме в соответствии с действующим законодательством, а у налогоплательщика Комарницкого Р.Л. возникла обязанность по уплате транспортного налога за 2009 г. с *** – по истечении шести рабочих дней с даты направления налогового уведомления № заказным письмом (***).

В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 75 НК РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начисляется пеня, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога, которая должна быть уплачена налогоплательщиком в случае уплаты налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки.

Налоговое уведомление № на уплату транспортного налога за *** г., которое считается полученным Комарницким Р.Л. ***, содержало сведения о сроке уплаты налога – *** (л.д. 6). В указанный срок обязанность по уплате налога ответчиком исполнена не была.

Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора, при этом процентная ставка пени принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Налоговым органом неверно рассчитана сумма пеней, равная 31 руб. 29 коп. (л.д. 10), т.к. при её исчислении ошибочно использована сумма недоимки в размере 1.707 руб. 50 коп., вместо 1.704 руб. 50 коп.

С учётом размера ставки рефинансирования Центрального Банка России (8,25% - с *** по ***, 8% - с *** по ***, 7,75% - с ***) и требований ст. 75 НК РФ сумма пеней, подлежащих начислению на образовавшуюся у ответчика Комарницкого Р.Л. недоимку по транспортному налогу за *** г., за период просрочки, указанный истцом (с *** по ***) составляет 31 руб. 24 коп., в том числе: 6 руб. 56 коп. - за период с *** по ***, как произведение количества дней просрочки (14), суммы недоимки налога (1.704 руб. 50 коп.) и процентной ставки пени (0,0275%); 14 руб. 55 коп. - за период с *** по ***, как произведение количества дней просрочки (32), суммы недоимки налога (1.704 руб. 50 коп.) и процентной ставки пени (0,0266667%); 10 руб. 13 коп. – за период с *** по ***, как произведение количества дней просрочки (23), суммы недоимки налога (1.704 руб. 50 коп.) и процентной ставки пени (0,0258333%).

Учитывая изложенное, иск налогового органа подлежит частичному удовлетворению, и с Комарницкого Р.Л. надлежит взыскать недоимку по транспортному налогу за *** г. в размере 1.704 руб. 50 коп. и пени в размере 31 руб. 24 коп.

В связи с тем, что истец освобождён от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, в соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы в виде государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика. Размер подлежащей взысканию государственной пошлины суд определяет в соответствии с требованиями ст. 333.19 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования межрайонной ИФНС России № по <адрес> удовлетворить частично.

Взыскать с Комарницкого Р.Л. транспортный налог за *** г. в сумме 1.704 руб. 50 коп. (одна тысяча семьсот четыре) рубля 50 копеек и пени в размере 31 (тридцать один) рубль 24 копейки, а всего 1.735 (одна тысяча семьсот тридцать пять) рублей 74 копейки. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Комарницкого Р.Л. государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий городской суд.

Председательствующий