О взыскании недоимки и пени по транспортному налогу



дело № 2-729/2010 г. Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Бежецкий городской суд Тверской области

в составе:

председательствующего судьи Цветкова В.В.,

при секретаре судебного заседания Максимовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Бежецке 20 декабря 2010 г. гражданское дело по иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Степаненко В.А. о взыскании транспортного налога за *** г. и пени,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по <адрес> (далее - межрайонная ИФНС России № по <адрес>, налоговый орган) обратилась в суд с иском к Степаненко В.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу за *** г. и пени.

Требования мотивированы следующим. По сведениям МРЭО ГИБДД ОВД <адрес> за Степаненко В.А. зарегистрированы транспортные средства: с *** - <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № с мощностью двигателя 63 лошадиные силы, с *** - <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № с мощностью двигателя 64 лошадиных силы, которые согласно ст. 358 НК РФ являются объектами налогообложения. В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Данный налог вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (ст. 356 НК РФ). На основании ст. 363 гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ, ст. 2 Закона Тверской области «О транспортном налоге в Тверской области» № 75-ЗО от 6 ноября 2002 г. (с учётом изменений и дополнений) налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами не позднее 15 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии с п. 1 ст. 360 гл. 28 НК РФ отчётным налоговым периодом по транспортному налогу признаётся календарный год. Межрайонной ИФНС № по <адрес> в соответствии с действующим законодательством *** Степаненко В.А. было направлено налоговое уведомление № о необходимости уплаты транспортного налога за *** г. на сумму 501 руб. 66 коп. В установленный срок налог не был уплачен. За неуплату налога в соответствии со ст. 75 НК РФ налогоплательщику Степаненко В.А. были начислены пени в сумме 3 руб. 94 коп. В соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ в связи с наличием недоимки налогоплательщику было направлено заказным письмом требование № об уплате налога за *** г. по сроку исполнения не позднее *** Данное требование в установленный срок не исполнено и задолженность не уплачена.

Межрайонная ИФНС России № по <адрес> просила взыскать со Степаненко В.А. недоимку по транспортному налогу в сумме 501 руб. 66 коп. и пени в сумме 3 руб. 94 коп.

Истец межрайонная ИФНС России № по <адрес> о времени и месте судебного заседания извещён заранее и надлежащим образом. Представитель истца в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, в связи с чем на основании ч. 5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Ответчик Степаненко В.А. о времени и месте судебного заседания извещался заранее и надлежащим образом, корреспонденция, направленная в его адрес вернулась с отметкой почты «истёк срок хранения», что свидетельствует об уклонении ответчика от получения судебной корреспонденции, и не является, по мнению суда, препятствием к рассмотрению настоящего дела.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с п. 3 ст. 12, п. 3 ст. 14 НК РФ региональный транспортный налог установлен гл. 28 НК РФ и законом Тверской области от 6 ноября 2002 г. № 75-ЗО «О транспортном налоге в Тверской области» (далее – закон «О транспортном налоге в Тверской области»).

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (абз. 1 ст. 357 НК РФ).

Объектом обложения транспортным налогом признаётся транспортное средство, зарегистрированное в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 358 НК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ» обязанность по регистрации автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час., и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, возложена на подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ.

Ответчик является налогоплательщиком транспортного налога, т.к. по сведениям РЭО ГИБДД ОВД по <адрес> на него были зарегистрированы транспортные средства: с *** легковой автомобиль <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком №, *** г. выпуска, с мощностью двигателя 69 лошадиных сил, с *** по *** - легковой автомобиль <данные изъяты>, 1986 г. выпуска, с государственным регистрационным знаком № с мощностью двигателя 63,5 лошадиных сил (л.д. 10-11, 30-31).

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база для транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя в лошадиных силах. Налоговым периодом признаётся календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ).

Налоговая ставка, установленная в соответствии со ст. 361 НК РФ, законом «О транспортном налоге в Тверской области», для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно составляет 10 руб. с каждой лошадиной силы.

В силу абзаца 1 п. 2 ст. 3 закона «О транспортном налоге в Тверской области» уплачивают налог в размере 50 процентов от суммы налога, налогоплательщики - физические лица, на которых зарегистрированы легковые автомобили ГАЗ, ВАЗ, УАЗ, ИЖ, «Москвич», «Таврия», «Запорожец», «Ока», «ЛуАЗ» с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, выпущенные за 7 и более лет до наступления налогового периода, за который исчисляется налог.

Налоговым органом неверно исчислена сумма транспортного налога, подлежащая уплате ответчиком за *** г. за легковой автомобиль <данные изъяты> (л.д. 5, 9), т.к. при её исчислении ошибочно была использована мощность двигателя, равная 63 л.с., вместо 69 л.с.

Размер налога по указанному автомобилю должен был определяться как произведение налоговой базы (69 л.с.), налоговой ставки (10 руб.), коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на ответчика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (12/12), что с учётом льготы в размере 50%, установленной абзацем 1 п. 2 ст. 3 закона «О транспортном налоге в Тверской области», составляет сумму, равную 345 руб.

Налоговым органом неверно исчислена сумма транспортного налога, подлежащая уплате ответчиком за *** г. за легковой автомобиль <данные изъяты> (л.д. 5, 9), т.к. при её исчислении ошибочно была использована мощность двигателя, равная 64 л.с., вместо 63,5 л.с.

Размер налога по указанному автомобилю должен был определяться как произведение налоговой базы (63,5 л.с.), налоговой ставки (10 руб.), коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на ответчика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (7/12), что с учётом льготы в размере 50%, установленной абзацем 1 п. 2 ст. 3 закона «О транспортном налоге в Тверской области», составляет сумму, равную 185 руб. 21 коп.

Таким образом, общая сумма транспортного налога за *** г. к уплате ответчиком должна была составить 530 руб. 21 коп. (345 руб. + 185 руб. 21 коп.).

В п. 3 ст. 363 НК РФ установлено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Абзацем 2 ст. 52 НК РФ (в редакции, действовавшей до ФЗ от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ) предусматривалось, что налоговый орган обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление, которое может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Налоговое уведомление № на уплату транспортного налога за *** г. в сумме 501 руб. 66 (л.д. 5) с указанием срока уплаты (***) направлено Степаненко В.А. *** заказным письмом, что подтверждено копией списка почтовых отправлений с отметкой почты (л.д. 6).

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ).

Пунктами 2, 6 ст. 69 НК РФ (в редакции, действовавшей до ФЗ от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ) предусматривалось, что налоговый орган обязан направить налогоплательщику при наличии у него недоимки требование об уплате налога, которое может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Поскольку в установленный срок обязанность по уплате транспортного налога ответчиком исполнена не была, то *** ему было направлено заказным письмом требование № об уплате указанного налога в сумме 501 руб. 66 коп. и пени в размере 352 руб. 68 коп. (л.д. 7), что подтверждено копией списка почтовых отправлений с отметкой почты (л.д. 8).

Направление налогового уведомления, требования об уплате налога в адрес Степаненко В.А. заказными письмами соответствовало требованиям абз. 2 ст. 52 НК РФ, п.п. 2, 6 ст. 69 НК РФ (в редакциях, действовавших до ФЗ от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ).

Согласно абз. 3 п. 4 ст. 69 НК РФ (в редакции, действовавшей до ФЗ от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ) требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В требовании № на имя Степаненко В.А. срок его исполнения был установлен до *** (л.д. 7).

С учётом положений п. 6 ст. 69 (в редакции, действовавшей до ФЗ от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ), п. 6 ст. 6.1 НК РФ требование № считается полученным Степаненко В.А. *** (по истечении шести дней с даты направления заказным письмом ***), а, срок его исполнения составлял до *** включительно. Учитывая, что НК РФ предусмотрено право налогового органа только на увеличение установленного срока для исполнения требования об уплате налога, то в данном случае налоговый орган сократил этот срок для Степаненко В.А. на 2 календарных дня, определив его до ***, что является незаконным, и не влекущим каких-либо юридических последствий.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Исковое заявление в таком случае может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Исковое заявление к Степаненко В.А. подано налоговым органом ***, т.е. в пределах установленного для этого срока (л.д. 2).

Таким образом, соответствующие налоговые процедуры были исполнены межрайонной ИФНС России № по <адрес> в полном объёме в соответствии с действующим законодательством, а у налогоплательщика Степаненко В.А. возникла обязанность по уплате транспортного налога за *** г. с *** – по истечении шести рабочих дней с даты направления налогового уведомления № заказным письмом (***).

В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 75 НК РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начисляется пеня, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога, которая должна быть уплачена налогоплательщиком в случае уплаты налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки.

Налоговое уведомление № на уплату транспортного налога за *** г., которое считается полученным Степаненко В.А. ***, содержало сведения о сроке уплаты налога – *** (л.д. 5). В указанный срок обязанность по уплате налога ответчиком исполнена не была.

Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора, при этом процентная ставка пени принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Налоговым органом неверно рассчитана сумма пеней, равная 3 руб. 94 коп. (л.д. 9), т.к. при её исчислении была ошибочно использована сумма недоимки в размере 501 руб. 66 коп., вместо 530 руб. 21 коп.

С учётом размера ставки рефинансирования Центрального Банка России (8,25% - с *** по ***, 8% - с *** по ***) и требований ст. 75 НК РФ сумма пеней, подлежащих начислению на образовавшуюся у ответчика Степаненко В.А. недоимку по транспортному налогу за *** г., за период просрочки, указанный истцом (с *** по ***), должна составлять 4 руб. 16 коп., в том числе: 2 руб. 4 коп. - за период с *** по ***, как произведение количества дней просрочки (14), суммы недоимки налога (530 руб. 21 коп) и процентной ставки пени (0,0275%); 2 руб. 12 коп. - за период с *** по ***, как произведение количества дней просрочки (15), суммы недоимки налога (530 руб. 21 коп.) и процентной ставки пени (0,0266667%).

Поскольку в силу п.п. 1, 2 ст. 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах лишь тех сумм, которые указаны в требовании об уплате налога, а суд не вправе выйти за пределы требований, заявленных истцом, то иск налогового органа подлежит удовлетворению, и со Степаненко В.А. надлежит взыскать недоимку по транспортному налогу за *** г. в размере 501 руб. 66 коп. и пени в размере 3 руб. 94 коп.

В связи с тем, что истец освобождён от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, в соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы в виде государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика. Размер подлежащей взысканию государственной пошлины суд определяет в соответствии с требованиями ст. 333.19 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> удовлетворить.

Взыскать со Степаненко В.А. транспортный налог за *** г. в сумме 501 (пятьсот один) рубль 66 коп. и пени в размере 3 (три) рубля 94 копейки.

Взыскать со Степаненко В.А. государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий городской суд.

Председательствующий