дело № 2-181/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Бежецкий городской суд Тверской области
в составе:
председательствующего судьи Цветкова В.В.,
при секретаре судебного заседания Максимовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Бежецке 7 февраля 2011 г. гражданское дело по иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Щелкину В.А. о взыскании транспортного налога за *** г.,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по <адрес> (далее - межрайонная ИФНС России № по <адрес>, налоговый орган) обратилась в суд с иском к Щелкину В.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу за *** г. и пени.
Требования мотивированы следующим. По сведениям РЭО ГИБДД ОВД <адрес> за Щелкиным В.А. зарегистрированы транспортные средства: с *** - <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № с мощностью двигателя 36 лошадиных сил, с *** - <данные изъяты>) с государственным регистрационным знаком № с мощностью двигателя 32 лошадиные силы, которые согласно ст. 358 НК РФ являются объектами налогообложения. В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Данный налог вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (ст. 356 НК РФ). На основании ст. 363 гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ, ст. 2 Закона Тверской области «О транспортном налоге в Тверской области» № 75-ЗО от 6 ноября 2002 г. налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами не позднее 15 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии с п. 1 ст. 360 гл. 28 НК РФ отчётным налоговым периодом по транспортному налогу признаётся календарный год. Межрайонной ИФНС № по <адрес> в соответствии с действующим законодательством *** налогоплательщику было направлено налоговое уведомление № об уплате транспортного налога за *** г. на сумму 600 руб. В установленный срок налог не был уплачен. За неуплату налога в соответствии со ст. 75 НК РФ Щелкину В.А. были начислены пени в сумме 11 руб. 93 коп. В соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ в связи с наличием недоимки налогоплательщику было направлено заказным письмом требование № об уплате налога за *** г. не позднее *** Данное требование в установленный срок не исполнено и задолженность не уплачена.
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> просила взыскать с Щелкина В.А. недоимку по транспортному налогу в сумме 600 руб. и пени в сумме 11 руб. 93 коп.
Истец межрайонная ИФНС России № по <адрес> о времени и месте судебного заседания извещён заранее и надлежащим образом. Представитель истца в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем на основании ч. 5 ст.167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Ответчик Щелкин В.А. о времени, дате и месте судебного заседания извещён заранее и надлежащим образом, в судебное заседание не явился, возражений по существу иска не представил, об уважительных причинах неявки суд не известил, об отложении разбирательства дела не ходатайствовал, в связи с чем на основании ч. 3 ст.167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п. 3 ст. 12, п. 3 ст. 14 НК РФ региональный транспортный налог установлен гл. 28 НК РФ и законом Тверской области от 6 ноября 2002 г. № 75-ЗО «О транспортном налоге в Тверской области» (далее – Закон «О транспортном налоге в Тверской области»).
Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (абз. 1 ст. 357 НК РФ).
Объектом обложения транспортным налогом признаётся транспортное средство, зарегистрированное в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 358 НК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ» обязанность по регистрации автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час., и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, возложена на подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ.
Ответчик является налогоплательщиком транспортного налога, т.к. согласно сведениям РЭО ГИБДД ОВД по <адрес> на него зарегистрированы транспортные средства: с *** – <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № с мощностью двигателя 32 лошадиные силы, с *** – автомобиль <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком ***, *** г. выпуска, с мощностью двигателя 32 лошадиные силы (л.д. 19).
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база для транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя в лошадиных силах. Налоговым периодом признаётся календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ).
Налоговая ставка, установленная в соответствии со ст. 361 НК РФ, законом «О транспортном налоге в Тверской области», для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно составляет 10 руб. с каждой лошадиной силы, для мотоциклов с мощностью двигателя свыше 20 л.с. до 35 л.с. - 4 руб. с каждой лошадиной силы.
В силу п. 2 ст. 3 закона «О транспортном налоге в Тверской области» уплачивают налог в размере 75 процентов от суммы налога, налогоплательщики - физические лица, на которых зарегистрированы легковые автомобили «Ока» с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, выпущенные в период от 3 до 7 лет до наступления налогового периода, за который исчисляется налог.
Налоговым органом неверно исчислена сумма транспортного налога, подлежащая уплате ответчиком за *** г. за мотоцикл Днепр в размере 360 руб. (л.д. 5, 6), т.к. при её исчислении ошибочно были использованы мощность двигателя, равная 36 л.с., вместо 32 л.с., а также налоговая ставка, равная 10 руб. с каждой лошадиной силы, вместо 4 руб.
Размер указанного налога должен был определяться как произведение налоговой базы (32 л.с.), налоговой ставки (4 руб.), коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на ответчика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (12/12), что составляет сумму, равную 128 руб.
Налоговым органом верно исчислена сумма транспортного налога, подлежащая уплате ответчиком за *** г. за автомобиль <данные изъяты> <данные изъяты> (л.д. 5, 6), как произведение налоговой базы (32 л.с.), налоговой ставки (10 руб.), коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на ответчика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (12/12), что, с учётом льготы в размере 25%, установленной абз. 2 п. 2 ст. 3 Закона «О транспортном налоге в Тверской области», составляет сумму, равную 240 руб.
Таким образом, общая сумма транспортного налога за *** г. к уплате ответчиком составляла 368 руб. (128 руб. + 240 руб.).
В п. 3 ст. 363 НК РФ установлено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Абзацем 2 ст. 52 НК РФ (в редакции, действовавшей до ФЗ от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ) предусматривалось, что налоговый орган обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление, которое может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Налоговое уведомление № на уплату транспортного налога за *** г. в сумме 600 руб. (л.д. 6) с указанием срока уплаты (***) направлено Щелкину В.А. *** заказным письмом, что подтверждено реестром с отметкой почты (л.д. 7).
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ).
Пунктами 2, 6 ст. 69 НК РФ (в редакции, действовавшей до ФЗ от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ) предусматривалось, что налоговый орган обязан направить налогоплательщику при наличии у него недоимки требование об уплате налога, которое может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки.
*** у налогоплательщика Щелкина В.А. межрайонной ИФНС России № по <адрес> выявлена недоимка по транспортному налогу в сумме 600 руб. (л.д. 17), в связи с чем, *** ему было направлено заказным письмом требование № об уплате указанного налога и пени в размере 49 руб. 43 коп. (л.д. 8), что подтверждено реестром с отметкой почты (л.д. 9).
Направление налогового уведомления, требования об уплате налога в адрес Щелкина В.А. заказными письмами соответствует требованиям абз. 2 ст. 52 НК РФ, п.п. 2, 6 ст. 69 НК РФ (в редакциях, действовавших до ФЗ от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ).
Согласно абз. 3 п. 4 ст. 69 НК РФ (в редакции, действовавшей до ФЗ от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ) требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В требовании № на имя Щелкина В.А. срок его исполнения установлен до *** (л.д. 8).
С учётом положений п. 6 ст. 69 (в редакции, действовавшей до ФЗ от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ), п. 6 ст. 6.1 НК РФ требование № считается полученным Щелкиным В.А. *** (по истечении шести рабочих дней с даты направления заказным письмом ***), а, срок его исполнения составлял до ***. Учитывая, что НК РФ предусмотрено право налогового органа только на увеличение установленного срока для исполнения требования об уплате налога, то в данном случае налоговый орган сократил этот срок для Щелкина В.А. на два календарных дня, определив его до ***, что является незаконным, и не влекущим каких-либо юридических последствий.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Исковое заявление в таком случае может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Исковое заявление к Щелкину В.А. подано налоговым органом ***, т.е. в пределах установленного для этого срока (л.д. 2).
Таким образом, соответствующие налоговые процедуры были исполнены межрайонной ИФНС России № по <адрес> в полном объёме в соответствии с действующим законодательством, а у налогоплательщика Щелкина В.А. возникла обязанность по уплате транспортного налога за *** г. с *** – по истечении шести рабочих дней с даты направления налогового уведомления № заказным письмом (***).
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 75 НК РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начисляется пеня, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога, которая должна быть уплачена налогоплательщиком в случае уплаты налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки.
Налоговое уведомление № на уплату транспортного налога за *** г., которое считается полученным Щелкиным В.А. ***, содержало сведения о сроке уплаты налога – *** (л.д. 6). В указанный срок обязанность по уплате налога ответчиком исполнена не была.
Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора, при этом процентная ставка пени принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Налоговым органом неверно рассчитана сумма пеней – 11 руб. 93 коп. (л.д. 5), т.к. при её исчислении был использован ошибочно определённый размер недоимки в 600 руб., вместо 368 руб.
С учётом размера ставки рефинансирования Центрального Банка России (8,25% - с *** по ***, 8% - с *** по ***, 7,75% - с ***) и требований ст. 75 НК РФ сумма пеней, подлежащих начислению на образовавшуюся у ответчика Щелкина В.А. недоимку по транспортному налогу за *** г., за период просрочки, указанный истцом (с *** по ***) составляет 7 руб. 32 коп., в том числе: 1 руб. 42 коп. – за период с *** по *** - как произведение количества дней просрочки (14), суммы недоимки налога (368 руб.) и процентной ставки пени (0,0275%); 3 руб. 14 коп. – за период с *** по *** - как произведение количества дней просрочки (32), суммы недоимки налога (368 руб.) и процентной ставки пени (0,0266667%); 2 руб. 76 коп. – за период с *** по *** - как произведение количества дней просрочки (29), суммы недоимки налога (368 руб.) и процентной ставки пени (0,0258333%).
Учитывая изложенное, исковые требования налогового органа подлежат частичному удовлетворению, и с ответчика Щелкина В.А. взысканию транспортный налог за *** г. в размере 368 руб. и пени в размере 7 руб. 32 коп.
В связи с тем, что истец освобождён от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, в соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы в виде государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика. Размер подлежащей взысканию государственной пошлины суд определяет в соответствии с требованиями ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования межрайонной ИФНС России № по <адрес> удовлетворить частично.
Взыскать с Щелкина В.А. транспортный налог за *** г. в размере 368 (триста шестьдесят восемь) рублей и пени в размере 7 (семь) рублей 32 копейки. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Щелкина В.А. государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Бежецкий городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 11 февраля 2011 г.
Председательствующий