О признании незаконным бездействия администрации муниципального образования (2-384/2011)



дело №2-384/2011г

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Бежецкий городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Ильиной Г.В.,

при секретаре Суворовой О.Н.,

с участием прокурора Переверзева С.С.,

представителя заинтересованного лица главы <адрес> сельского поселения <адрес> ФИО1,

представителя ОНД по <адрес> и <адрес> ГУ МЧС РФ по <адрес> ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании 20 апреля 2011 года в г. Бежецк гражданское дело по заявлению Бежецкого межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> и возложении обязанности по расчистке подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, расположенным на территории сельского поселения, организации площадок для установки пожарных машин, организации проезда пожарной техники к зданиям и сооружениям населенных пунктов <адрес> сельского поселения,

у с т а н о в и л:

Бежецкий межрайонный прокурор в порядке ст.245 ГПК РФ обратился в суд с указанным заявлением. Свои требования мотивировал тем, что в Бежецкую межрайонную прокуратуру отделением надзорной деятельности по <адрес> и <адрес> ГУ МЧС РФ по <адрес> была предоставлена информация о недостатках на территории <адрес> сельского поселения в части отсутствия подъездных путей к источникам противопожарного водоснабжения и отсутствия подъезда пожарной техники к зданиям и сооружениям населенных пунктов. В связи с этим ими была проведена проверка соблюдения требований ФЗ №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в следующих населенных пунктах <адрес> сельского поселения: <адрес>. В соответствии с п.9 ч.1 ст.14 ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п.9 ч.1 ст.8 Устава муниципального образования <адрес> сельского поселения к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Согласно п.6 ст.63 и ч.1,2 ст.62 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение беспрепятственного подъезда пожарной техники к месту пожара и надлежащей организации тушения пожара. Здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы. В нарушение действующего законодательства дороги к вышеуказанным населенным пунктам не расчищены от снега, поэтому в случае возникновения пожара может явиться препятствием для проезда пожарной техники. В соответствии с п.94 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. №313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в РФФ» при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации, в населенных пунктах- на органы местного самоуправления. В соответствии со ст.19 ФЗ от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и прилегающих к ним территориях. Однако на территории сельского поселения отсутствуют подъезды к противопожарным водоемам, не расчищены подъезды к зданиям и сооружениям населенных пунктов, поэтому в случае возникновения пожара под угрозой оказывается жизнь людей, проживающих и находящихся в населенных пунктах сельского поселения. В целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> в части организации расчистки подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, организации площадок для установки пожарных машин, организации проезда пожарной техники к зданиям и сооружениям, обязать администрацию муниципального образования «<адрес> сельское поселение» в срок до ***:

- обеспечить проезд к источникам противопожарного водоснабжения, расположенных на территории <адрес> сельского поселения и организовать площадки для установки пожарных машин в следующих населенных пунктах: <адрес>;

- организовать проезд пожарной техники к зданиям и сооружениям следующих населенных пунктов: <адрес>.

В судебном заседании прокурор Переверзев С.С. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица глава <адрес> сельского поселения <адрес> ФИО1 требования Бежецкого межрайонного прокурора признала и пояснила, что необходимые действия администрацией предпринимаются.

Заслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд находит требования Бежецкого межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселений отнесено обеспечение мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности" (с изменениями и дополнениями) угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

В ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности» закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и прилегающих к ним территориях.

Согласно п.6 ст.63 и ч.1,2 ст.62 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара и надлежащей организации тушения пожара. Здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы.

В соответствии с п. 10, 23, 94 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ-01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. №313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в РФ» собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Пунктом 9 ч.1 ст.8 Устава муниципального образования <адрес> сельское поселение предусмотрено, что к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения (л.д.19).

Представитель ОНД по <адрес> и <адрес> ГУ МЧС РФ по <адрес> ФИО2 поддержал заявленные требования. Пояснил, что проверку территорий населенных пунктов <адрес> сельского поселения проводил он, нарушения указал в акте № от ***, вынес предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. До этого ими также выдвигались аналогичные требования, которые в <адрес> сельском поселении исполнялись только эпизодически, когда существовала угроза жизни и здоровью граждан.

Установлено, что в населенных пунктах <адрес> сельского поселения <адрес> дороги от снега не расчищены, не обеспечены подъезды к противопожарным водоемам, не организованы площадки для установки пожарных машин.

Из акта проверки и представления отделения НД по <адрес> и <адрес> ГУ МЧС РФ по <адрес> следует, что при проведении внеплановой выездной проверки *** администрацией <адрес> сельского поселения <адрес> нарушены обязательные требования, установленные муниципальными правовыми актами. Не обеспечен проезд пожарной техники в населенных пунктах к зданиям и сооружениям: <адрес>; пожарные водоемы в населенных пунктах не оборудованы подъездными путями площадками для установки пожарных машин: <адрес> (л.д.7-8,15-16).

По акту проверки было выписано предписание № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (л.д.9-10), глава администрации <адрес> сельского поселения <адрес> ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в отношении администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> в виде штрафа в размере 10000 рублей (л.д.13-14).

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что администрация <адрес> сельского поселения, непосредственно обеспечивающая жизнедеятельность населения муниципального образования, не выполняет требования пожарной безопасности, чем создает потенциальную опасность для жизни и здоровья неопределенного круга граждан.

С учетом объема работ, которые необходимо будет выполнить администрации <адрес> сельского поселения <адрес> по расчистке дорог и проездов к зданиям и сооружениям населенных пунктов и источникам противопожарного водоснабжения, по организации площадок для установки пожарных машин суд полагает необходимым обязать администрацию <адрес> сельского поселения <адрес> в срок до *** предпринять меры для устранения недостатков.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина взысканию с заинтересованного лица не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать бездействие администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> по организации расчистки подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, расположенных на территории <адрес> сельского поселения, организации площадок для установки пожарных машин в населенных пунктах: <адрес>; обеспечения возможного подъезда пожарной техники к зданиям и сооружениям населенных пунктов: <адрес> - незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> в срок до ***:

- обеспечить проезд к источникам противопожарного водоснабжения, расположенных на территории <адрес> сельского поселения, и организовать площадки для установки пожарных машин в следующих населенных пунктах: <адрес>

- обеспечить возможный проезд пожарной техники к зданиям и сооружениям в следующих населенных пунктах: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий городской суд.

Судья