дело № 2-383/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Бежецк 21 апреля 2011 г.
Бежецкий городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Абрамовой И. В.
при секретаре Репиной Н. А.,
с участием заявителя прокурора Переверзева С. С.,
представителя заинтересованного лица - главы администрации <адрес> сельского поселения <адрес> ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст.245 ГПК РФ) о признании незаконным бездействия администрации <адрес> сельского поселения <адрес> и возложении обязанностей по расчистке дорог и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, расположенных на территории сельского поселения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Бежецкого района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст.245 ГПК РФ) о признании незаконным бездействия администрации <адрес> сельского поселения <адрес> и возложении обязанности по расчистке дорог и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, расположенных на территории сельского поселения.
Требования мотивировал следующим. Прокуратурой Бежецкого района проведена проверка соблюдения закона РФ №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории <адрес> сельского поселения в части организации расчистки дороги и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, расположенным на территории <адрес> сельского поселения и организации площадок для установки пожарных машин в следующих населенных пунктах: <адрес>, а также проезда пожарной техники к зданиям и сооружениям следующих населенных пунктов: <адрес>
Во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства РФ от 25.02.2011 г. №ИШ-П4-1111 отделение надзорной деятельности по <адрес> и <адрес> ГУ МЧС по <адрес> проведена проверка и в прокуратуру представлена информация о выявленных недостатках в части отсутствия подъездных путей к пожарным водоемам и отсутствия подъезда к зданиям и сооружениям населенных пунктов.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 8 Устава муниципального образования- <адрес> сельское поселение к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения.
В соответствии с п. 6 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
В нарушение указанных норм действующего законодательства дороги в названных населенных пунктах не расчищены от снега, в связи с чем в случае возникновения пожара это может явиться препятствием для проезда пожарной техники.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 62 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться искусственные и естественные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы.
В соответствии с п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ-01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. №313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» при наличии на территории объекта или вблизи него (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейна и т. п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах – на органы местного самоуправления).
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» с изменениями и дополнениями к полномочиям органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В нарушение указанных норм действующего законодательства подъезды к противопожарным водоемам, а также подъезды пожарной техники к зданиям и сооружениям вышеуказанных населенных пунктов сельского поселения не расчищены и не соответствуют требованиям правил пожарной безопасности.
Отсутствие на территории сельского поселения подъездов к противопожарным водоемам, зданиям и сооружениям населенных пунктов ставит под угрозу жизни людей, проживающих и находящихся в населенных пунктах сельского поселения, т. к. может явиться препятствием для проезда пожарной техники и надлежащей организации тушения пожара.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор Бежецкого района просил признать незаконным бездействие администрации <адрес> сельского поселения <адрес> в части расчистки подъездов к противопожарным водоисточникам в названных населенных пунктах, а также в частит организации площадок для установки пожарных машин и проезда пожарной техники к зданиям и сооружениям названных населенных пунктов, а также обязать в срок до *** администрацию <адрес> сельского поселения обеспечить проезд к источникам противопожарного водоснабжения, расположенным в названных населенных пунктах, организовать проезд пожарной техники к зданиям и сооружениям вышеприведенных населенных пунктов и площадки для установки пожарных машин в вышеприведенных населенных пунктах.
В судебном заседании прокурор Переверзев С. С. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что Собрание депутатов сельского поселения вправе пересмотреть бюджет муниципального образования и обеспечить финансирование необходимых мероприятий по устранению нарушений правил пожарной безопасности.
Представитель заинтересованного лица администрации <адрес> сельского поселения <адрес> ФИО1 в судебном заседании требования прокурора признал в полном объеме. Пояснил, что данные нарушения являются следствием отсутствия денег на счету администрации сельского поселения. Показал, что к *** в полном объеме нарушения устранить сложно, однако, будут изыскиваться для этого средства. В *** году в бюджете сельского поселения было заложено всего 50000 рублей на расчистку дорог от снега, в действительности же израсходовали 74000 рублей. Поэтому изыскать средства будет сложно для исполнения требований прокурора, заявленных по настоящему делу.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что в д. <адрес> на территории <адрес> сельского поселения не организована расчистка дорог и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, а в д. <адрес> не организованы площадки для установки пожарных машин, а также не обеспечен проезд пожарной техники к зданиям и сооружениям, чем нарушены требования п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ-01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. №313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», согласно которому при наличии на территории объекта или вблизи него (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейна и т. п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах – на органы местного самоуправления), а также с п. 6 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласно которому первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Согласно акту проверки органом государственного контроля (надзора) № с 29 марта по *** в <адрес> сельском поселении была проведена проверка соблюдения правил пожарной безопасности. В нарушение требований: п.п. 89, 94 ППБ-01-03 («Правил пожарной безопасности в Российской Федерации»), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 г., пожарные водоемы в населенных пунктах не оборудованы подъездными путями и площадками для установки пожарных машин (д. <адрес>); п. 23- не обеспечен проезд пожарной техники к зданиям, сооружениям в населенных пунктах д. <адрес>.
Согласно предписанию № от *** указано на необходимость устранения нарушений правил пожарной безопасности, обнаруженных в ходе проверки органом пожарного надзора, проведенной в период с *** по ***.
Постановлением государственного инспектора <адрес> и <адрес> по пожарному надзору ФИО1- глава администрации <адрес> сельского поселения привлечен к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 1 000 рублей.
Постановлением начальника отделения - главного государственного инспектора <адрес> и <адрес> по пожарному надзору администрация <адрес> сельского поселения привлечена к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Согласно представлению начальника отделения - главного государственного инспектора <адрес> и <адрес> по пожарному надзору предписано главе <адрес> сельского поселения и администрации данного поселения устранить перечисленные в акте проверки органом государственного контроля (надзора) № нарушения правил пожарной безопасности.
Допрошенный в судебном заседании главный специалист отделения надзорной деятельности Бежецкого отделения МЧС инспектор государственного пожарного надзора ФИО2 в судебном заседании пояснил, что в период с *** по *** проводилась проверка соблюдения законодательства в области пожарной безопасности на территории <адрес> сельского поселения. В результате чего были выявлены многочисленные нарушения. В частности, ни в одном населенном пункте, где имеются источники пожарного водоснабжения, не были расчищены подъездные дороги к данным источникам, отсутствовали проруби для забора на случай необходимости воды для тушения пожаров, не расчищены подъездные дороги к зданиям и сооружениям, не оборудованы площадки для установки пожарной техники в целях водозабора из водоисточников. Такие нарушения могут повлечь в случае пожара массовую гибель людей, а также имущества. В связи с чем администрация сельского поселения и глава администрации <адрес> сельского поселения были привлечены к административной ответственности за нарушения правил пожарной безопасности, на них наложено административное наказание в виде штрафа.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности" (с изменениями и дополнениями) угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.В соответствии со ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности» №69 от 10.07.1994 г., граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случаях пожара.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» с изменениями и дополнениями к полномочиям органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 8 Устава муниципального образования <адрес> сельское поселение <адрес> установлено, что к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 62 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться искусственные и естественные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы.
Удовлетворяя требования прокурора <адрес>, суд учитывает, что значительный объём и существенный характер выявленных нарушений требований пожарной безопасности, имеющихся на протяжении длительного времени на территории <адрес> сельского поселения и не устраненных до настоящего времени, свидетельствуют о наличии действительной угрозы здоровью и жизни людей. В населенных пунктах поседления проживает большое количество семей, в том числе, и детей, пенсионеров, жизнь и здоровье которых подвергаются опасности при несоблюдении вышеназванных правил пожарной безопасности. После выявления органами пожарного надзора и прокуратуры нарушений требований пожарной безопасности они до настоящего времени не устранены. Поэтому возложение обязанностей на муниципальное образование по расчистке дорог и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, к зданиям сооружениям в населенных пунктах, по организации площадок для установки пожарной техники в целях водозабора на случаи пожаров на территории <адрес> сельского поселения, сможет обеспечить предупреждение массовой гибели людей, а также уничтожение имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно Уставу муниципального образования <адрес> сельское поселение <адрес> заинтересованное лицо является органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Ввиду изложенного государственная пошлина взысканию с заинтересованного лица не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Требования прокурора Бежецкого района в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст.245 ГПК РФ) удовлетворить:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» в части организации расчистки подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, расположенным на территории <адрес> сельского поселения и организации площадок для установки пожарных машин в следующих населенных пунктах: <адрес>
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» в части организации проезда пожарной техники к зданиям и сооружениям следующих населенных пунктов: <адрес>.
Обязать администрацию <адрес> сельского поселения в срок до *** организовать расчистку подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, расположенным на территории <адрес> сельского поселения и организовать площадки для установки пожарных машин в следующих населенных пунктах: <адрес>
Обязать администрацию <адрес> сельского поселения в срок до *** организовать проезд пожарной техники к зданиям и сооружениям следующих населенных пунктов: <адрес>
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий городской суд.
Председательствующий