Дело № 2-280/2011 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Бежецкий городской суд Тверской областив составе председательствующего Ильиной Г.В.,
при секретаре Суворовой О.Н.,
с участием истца Гусевой В.П.,
представителя истца Елистратова А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Бежецке 21 марта 2011 года
гражданское дело по исковому заявлению Гусевой В.П. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об обязании регистрации права общей долевой собственности на квартиру,
установил:
Гусева В.П. обратилась в суд с указанными исковыми требованиями к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>. Свои требования мотивировала тем, то *** они вместе с мужем ФИО1 приобрели в общую долевую собственность <адрес> по договору на передачу квартир (домов) в собственность. Указанный договор был зарегистрирован в Бежецком БТИ *** Договор сторонами исполнен. *** муж умер. Постановлением нотариуса ФИО2 от *** ей отказано в совершении нотариального действия – в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на имущество мужа, принадлежащую ему долю в размере 1/2 в праве общей долевой собственности на квартиру. Отказано ей в совершении нотариального действия по той причине, что государственная регистрация прав на долю в праве общей долевой собственности на квартиру на имя умершего мужа не производилась, запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует. Регистрирующий орган согласился зарегистрировать за ней право на приобретенное ею по договору приватизации долю в общей долевой собственности на квартиру. Однако зарегистрировать право на аналогичную долю в общей собственности на квартиру, приобретенную её мужем, в настоящее время невозможно. Ею было получено сообщение начальника отдела регистрации Управления Росреестра по <адрес> ФИО3 о том, что право долевой собственности на основании договора приватизации от 2000г. в установленном законом порядке зарегистрировано не было, ей как пережившей супруге оформить свое право собственности возможно в судебном порядке либо путем заключения нового договора приватизации. Действующим законодательством не урегулирован порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество в случае смерти гражданина, являющегося одной из сторон договора, а также последующей государственной регистрации прав наследника данного лица на приобретенное им по данному договору имущество. На настоящее время по данной категории дел сложилась единообразная практика, требующая применения судами по аналогии норм ст.ст.165, 551 ГК РФ, абз.3 п.1 ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Кроме того, правильное разрешение дела судом возможно не только путем применения аналогии закона (п.1 ст. 6 ГК РФ). Она считает, что исходя из аналогии закона и общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости, государство должно признать и подтвердить переход к ней права на приобретенную её супругом долю в общей собственности на квартиру. Ссылаясь на ст. 2,6,165,551,1142,1152,1153 ГК РФ просила обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> зарегистрировать за ней перешедшее ей от ФИО1 право на долю в размере ? в общей долевой собственности на квартиру <адрес> по адресу: <адрес>
Истец Гусева В.П. в судебном заседании свои требования поддержала. Дополнила, что завещания муж не оставлял, регистрационного удостоверения после приватизации квартиры им не выдавали.
Представитель истца по доверенности Елистратов А.В. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> своего представителя в судебное заседание не направил, представитель по доверенности ФИО5 представила ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Также представитель ответчика по доверенности ФИО5 представила в суд письменные возражения на иск Гусевой В.П., в которых просила отказать в удовлетворении заявленных требований и указала, что выбранный истцом способ защиты гражданских прав как обязание зарегистрировать право общей долевой собственности не предусмотрен действующим законодательством. Следовательно, истцом избран не основанный на законе способ защиты права, заявленные требования незаконны и необоснованны, вследствие чего их рассмотрение невозможно в порядке гражданского судопроизводства. Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Согласно ст. 1111, 1141 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом. Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования, либо лишены наследства, либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства. Таким образом, аналогия закона в данном случае не может быть применена с учетом основания возникновения права истца и в силу вышеуказанных норм закона, а также сложившихся правоотношений на спорную долю в праве на вышеуказанную квартиру между истицей и ее предполагаемым собственником. Право на имущество, приобретенное в результате наследования, возникает вне зависимости от его государственной регистрации, следовательно, отсутствие государственной регистрации права истца на спорную квартиру в результате наследования не может нарушать ее прав, в том числе по владению и распоряжению указанным имуществом, кроме того, для государственной регистрации прав по основаниям и в результате наследования имущества заявление и предоставление иных документов от наследодателя не требуется, следовательно, не включение в наследственную массу спорного имущества нельзя расценивать как уклонение наследодателя от государственной регистрации прав наследника в силу закона.
Выслушав объяснения истца и его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные Гусевой В.П. требования не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 1111, 1141 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ. Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 ГК РФ. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования, либо лишены наследства, либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ст. 36 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993г. №4462 нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, совершают нотариальные действия, предусмотренные ст.35 Основ, а также выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества. Свидетельство о праве собственности в случае смерти одного из супругов выдается государственной нотариальной конторой, в компетенцию которой входит оформление наследственных прав.
Согласно ст. 72 и 73 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус при выдаче свидетельства о праве на наследство по закону путем истребования соответствующих доказательств проверяет факт смерти наследодателя, время и место открытия наследства, наличие отношений, являющихся основанием для призвания к наследованию по закону лиц, подавших заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство, состав и место нахождения наследственного имущества. Нотариус выясняет также круг лиц, имеющих право на обязательную долю в наследстве.
Установлено, что постановлением нотариуса Бежецкого нотариального округа <адрес> ФИО2 от *** об отказе в совершении нотариального действия (л.д.18), Гусевой В.П. отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на ? долю в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес> по адресу: <адрес>, поскольку документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства, а именно отсутствует регистрация права собственности на данную долю в праве общей долевой собственности на квартиру.
В соответствии со ст.218 п.2 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Как видно из свидетельства о браке (л.д.7), ФИО1 и ФИО4 вступили в брак ***, после регистрации брака жене присвоена фамилия ФИО1.
ФИО1 умер *** в <адрес>, что подтверждается свидетельством о смерти № (л.д.11).
Следовательно, в силу ст.1142 ГК РФ истец Гусева В.П. является наследником первой очереди по закону на имущество ФИО1, умершего ***.
Согласно ст.8 п.2 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
На основании ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Право собственности подлежит регистрации.
Согласно ст.164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст.131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со ст.17 ГК РФ права и обязанности граждан возникают при жизни и прекращаются смертью.
Как следует из договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от *** (л.д.8), администрация <адрес> передает в собственность Гусевым В.П. и ФИО1 занимаемую ими квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой – <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>.
Согласно ст.4 п.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», с последующими изменениями (Закон), обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие данного Федерального закона.
Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях (ст.12 п.2 Закона).
Указанный Закон введен в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования (ст.33 п.1 Закона). Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 30 июля 1997 года № 145.
Таким образом, с введением в действие Закона, с 30 января 1998 года право собственности на приобретенное жилье должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним». То есть на момент заключения договора приватизации Гусевыми квартиры *** право собственности подлежало государственной регистрации в порядке, предусмотренном ФЗ №.
Между тем, как видно из уведомлений Бежецкого отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от *** № (л.д.14), в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на объект недвижимого имущества: квартиру по адресу: <адрес>, отсутствуют. При этом сообщается, что Учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество по <адрес>, правопреемником которого является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> приступило к проведению государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с момента своего образования и передачи соответствующих полномочий, то есть с января 2000 года, до этого момента государственную регистрацию прав осуществляли Бюро технической инвентаризации и Комитет по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>.
Таким образом, право собственности ФИО1 на 1/2 долю в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, не зарегистрировано надлежащим образом.
Суд не может принять во внимание ссылки истца и его представителя на судебную практику, поскольку приведены примеры, в которых собственник имущества распорядился им, заключив договор об отчуждении имущества (договор дарения, договор купли- продажи), после чего лицо, приобретшее право собственности на имущество, не может зарегистрировать свое право, поскольку к моменту государственной регистрации перехода права собственности лицо, произведшее отчуждение имущества, умерло (физическое лицо) или ликвидировано (юридическое лицо).
Однако основание возникновения права у истца Гусевой В.П. на спорную долю в праве на квартиру предусмотрено не сделкой с ФИО1, государственную регистрацию которой невозможно провести без предоставления документов одной из сторон (ФИО1), а открытием наследства в связи со смертью её мужа ФИО1
ФИО1 не распоряжался своим имуществом- долей в праве собственности на квартиру, никакой сделки с Гусевой В.П. он не заключал, *** ФИО1 умер. А определение состава, места нахождения наследственного имущества и круга наследников, проверка факта смерти наследодателя, времени и места открытия наследства, наличия отношений, являющихся основанием для призвания к наследованию по закону лиц, подавших заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство, и оформление прав наследника (наследников) не отнесено к компетенции регистрационной службы, это законодателем отнесено к компетенции нотариуса.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований об обязании регистрационной службы зарегистрировать за истцом перешедшее ей от умершего мужа право на долю в размере ? в общей долевой собственности на квартиру следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления Гусевой В.П. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об обязании регистрации права общей долевой собственности на квартиру отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд, с подачей жалобы через Бежецкий городской суд в течение 10 суток со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 25 марта 2011 года.
Председательствующий: