О признании незаконным бездействия администрации (2-427/2011)



дело № 2-428/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Бежецк 05 мая 2011 г.

Бежецкий городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Абрамовой И. В.

при секретаре Репиной Н. А.,

с участием заявителя прокурора Шебанина О. С.,

представителя заинтересованного лица - главы администрации муниципального образования «Сукроменское сельское поселение» <адрес> ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бежецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст.245 ГПК РФ) о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> и возложении обязанности по оборудованию площадок для установки пожарных машин и установке указателей местоположения источников противопожарного водоснабжения на территории сельского поселения,

у с т а н о в и л:

Бежецкий межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст.245 ГПК РФ) о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> и возложении обязанности по оборудованию площадок для установки пожарных машин и установке указателей местоположения источников противопожарного водоснабжения на территории сельского поселения.

Требования мотивировал следующим. <адрес> проведена проверка соблюдения закона РФ №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории <адрес> сельского поселения в части организации площадок для установки пожарных машин в следующих населенных пунктах: <адрес>, размещения и наличия указателей местоположения источников противопожарного водоснабжения в д. <адрес>

Во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства РФ от 25.02.2011 г. №ИШ-П4-1111 отделение надзорной деятельности по <адрес> и <адрес> ГУ МЧС по <адрес> проведена проверка и в прокуратуру представлена информация о выявленных недостатках в части отсутствия площадок для установки пожарных машин и указателей местоположения источников противопожарного водоснабжения в <адрес> сельском поселении.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 8 Устава муниципального образования- <адрес> сельское поселение к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 62 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться искусственные и естественные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы.

В соответствии с п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ-01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. №313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» при наличии на территории объекта или вблизи него (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейна и т. п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах – на органы местного самоуправления).

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» с изменениями и дополнениями к полномочиям органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

В соответствии с п. 8.6 Свода правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. №178 у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

В нарушение указанных норм действующего законодательства в населенных пунктах сельского поселения отсутствуют площадки для установки пожарных машин у пожарных водоемов и указатели местоположения источников противопожарного водоснабжения.

Отсутствие на территории сельского поселения площадок и указателей в случае возникновения пожара ставит под угрозу жизни людей, проживающих и находящихся в населенных пунктах сельского поселения.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Бежецкий межрайонный прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> и возложить на нее обязанности по оборудованию площадок для установки пожарных машин и установке указателей местоположения источников противопожарного водоснабжения на территории сельского поселения в срок до ***.

В судебном заседании прокурор Шебанин О. С. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица администрации <адрес> сельского поселения <адрес> ФИО1 в судебном заседании требования прокурора признала. Пояснила, что данные нарушения являются следствием отсутствия денег на счету администрации сельского поселения. Показала, что к *** в полном объеме нарушения устранить сложно, однако, будут изыскиваться для этого средства.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что на территории <адрес> сельского поселения не организованы площадки для установки пожарных машин в д. <адрес>, не размещены указатели местоположения источников противопожарного водоснабжения в д. <адрес>, чем нарушаются требования п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ-01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. №313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», согласно которому при наличии на территории объекта или вблизи него (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейна и т. п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах – на органы местного самоуправления), п. 90 ППБ 01-03, в соответствии с которым у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели, а также п. 8.6 Свода правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. №178, согласно которому у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Согласно акту проверки органом государственного контроля (надзора) № от *** в <адрес> сельском поселении была проведена проверка соблюдения правил пожарной безопасности. В нарушение требований: п. 94 ППБ-01-03 («Правил пожарной безопасности в Российской Федерации»), утвержденных Приказом МЧС России от ***, пожарные водоемы в населенных пунктах не оборудованы площадками для установки пожарных машин (для установки пожарных машин в д. <адрес>), п. 90 ППБ 01-03 - не размещены указатели местоположения источников противопожарного водоснабжения в не размещены указатели местоположения источников противопожарного водоснабжения в д. <адрес>.

Согласно предписанию № от *** указано на необходимость устранения нарушений правил пожарной безопасности, обнаруженных в ходе проведенной проверки органом пожарного надзора.

Постановлением государственного инспектора <адрес> и <адрес> по пожарному надзору № от ***- глава администрации <адрес> сельского поселения привлечена к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 1 000 рублей.

Постановлением начальника отделения - главного государственного инспектора <адрес> и <адрес> по пожарному надзору № от *** администрация <адрес> сельского поселения привлечена к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Согласно представлению начальника отделения - главного государственного инспектора <адрес> и <адрес> по пожарному надзору от *** предписано главе <адрес> сельского поселения и администрации данного поселения устранить перечисленные в акте проверки органом государственного контроля (надзора) нарушения правил пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности" (с изменениями и дополнениями) угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

В соответствии со ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности» №69 от 10.07.1994 г., граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случаях пожара.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» с изменениями и дополнениями к полномочиям органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 8 Устава муниципального образования <адрес> сельское поселение <адрес> установлено, что к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения.

Удовлетворяя требования прокурора, суд учитывает, что значительный объём и существенный характер выявленных нарушений требований пожарной безопасности, имеющихся на протяжении длительного времени на территории <адрес> сельского поселения и не устраненных до настоящего времени, свидетельствуют о наличии действительной угрозы здоровью и жизни людей. В населенных пунктах поселения проживает большое количество семей, в том числе, и детей, пенсионеров, жизнь и здоровье которых подвергаются опасности при несоблюдении вышеназванных правил пожарной безопасности. После выявления органами пожарного надзора и прокуратуры нарушений требований пожарной безопасности они до настоящего времени не устранены. Поэтому возложение обязанностей на муниципальное образование по оборудованию площадок для установки пожарных машин и установке указателей местоположения источников противопожарного водоснабжения на территории сельского поселения, сможет обеспечить предупреждение массовой гибели людей, а также уничтожение имущества.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно Уставу муниципального образования <адрес> сельское поселение <адрес> заинтересованное лицо является органом местного самоуправления.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Ввиду изложенного государственная пошлина взысканию с заинтересованного лица не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Требования Бежецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст.245 ГПК РФ) удовлетворить:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» в части организации площадок для установки пожарных машин в д. <адрес> и отсутствия указателей местоположения источников противопожарного водоснабжения в д. <адрес>.

Обязать администрацию <адрес> сельского поселения в срок до *** организовать площадки для установки пожарных машин в д. <адрес> и разместить указатели местоположения источников противопожарного водоснабжения в д. <адрес>

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий городской суд.

Председательствующий