дело № 2-259/2011 г.Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Бежецкий городской суд Тверской области
в составе:
председательствующего судьи Цветкова В.В.,
при секретаре судебного заседания Максимовой Е.В.,
с участием истца Гогина С.Л.,
представителя истца по доверенности Николаевой Е.А.,
представителя ответчика государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) <адрес> по доверенности Маяковой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Бежецке 11 апреля 2011 г. гражданское дело № 2–259/2011 г. по иску Гогина С.Л. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) <адрес> о признании незаконным решения комиссии государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) <адрес> об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и зачёте трудового стажа,
установил:
Гогин С.Л. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) <адрес> (далее - пенсионный орган, ответчик) о признании незаконным решения комиссии пенсионного органа об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и зачёте трудового стажа.
Требования мотивированы следующим. *** он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от *** № в назначении пенсии ему было отказано, как не имеющему требуемого стажа работы 30 лет. По сведениям пенсионного органа его стаж лечебной деятельности составил 25 лет 1 месяц, в который не были засчитаны: период с *** по *** в должности <данные изъяты>; с *** по *** - в должности <данные изъяты>, а также с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** – курсы повышения квалификации. В указанные периоды он занимался лечебной деятельностью, в том числе в качестве хирурга, что подтверждается представленными документами. В соответствии с п.п. «ж» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 и действовавшего в период его работы, врачам и другим работникам здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается время обучения на курсах повышения квалификации по специальности. С *** по *** он проходил военную службу по медицинскому профилю. *** ему было присвоено воинское звание <данные изъяты> Согласно послужному списку и приказу КЗакВО от *** № он проходил службу в войсковой части <данные изъяты> в должности <данные изъяты>. В период с *** по *** свидетельство о прохождении повышения квалификации Министерства обороны СССР <данные изъяты> подтверждает его работу в качестве хирурга. В силу ст. 117 Устава внутренней службы Вооруженных сил РФ начальник медицинской службы обязан организовывать и осуществлять всю медицинскую работу, в том числе и хирургическую деятельность. В период службы с *** по *** его должность по ВУС относилась к хирургии общей <данные изъяты>, что подтверждено справкой военкомата. Эту должность он занимал в <данные изъяты>. Занимаемые им в период службы должности предусмотрены перечнем военно-медицинских частей и учреждений (подразделений) на ***, на который ссылался пенсионный орган.
Просил суд отменить решение комиссии пенсионного органа по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от *** № об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, зачесть в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью периоды работы с *** по *** в должности <данные изъяты> с *** по *** - в должности <данные изъяты>, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** – курсы повышения квалификации.
В дальнейшем истец уточнил заявленные требования и просил зачесть в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью периоды работы с *** по *** в должности <данные изъяты> и с *** по *** - в должности <данные изъяты> из расчёта как 1 год за 1 год 6 месяцев.
В судебном заседании истец Гогин С.Л. и его представитель Николаева Е.А. заявленные требования в окончательной редакции поддержали и просили их удовлетворить. Дополнительно пояснили, что поскольку прохождение курсов повышения квалификации являлось обязанностью истца, на курсы он направлялся работодателем, и за ним сохранялась заработная плата, то периоды нахождения на курсах подлежат включению в специальный стаж.
Представитель ответчика Маякова С.Н. возражала против удовлетворения иска. Пояснила, что с *** по *** Гогин С.Л. проходил службу в Вооружённых силах СССР, поэтому к указанному периоду Устав внутренней службы Вооружённых сил РФ не применим. Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов военной службы не предусмотрено. Включение службы по специальности в составе Вооружённых сил СССР было предусмотрено п. 2 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 81 закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» № 340-1, утверждённым постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464. Однако такая службы должна была проходить в должностях в учреждениях, предусмотренных этим Списком. Кроме того, должность Гогина С.Л. «<данные изъяты>» медицинского пункта не дополнена его врачебной специальностью (врач-хирург), а должность «<данные изъяты>» не предусмотрена Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утверждённой приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 октября 1999 г. № 377. Не было включено в перечень военно-медицинских частей и учреждений (подразделений) на 1 декабря 1992 г. для перевода гражданского персонала на новые условия оплаты труда, утверждённых 18 февраля 1993 г. министром здравоохранения РФ, и применяемых при исчислении специального стажа медицинских работников ведомственных учреждений здравоохранения, имевшего место до 1 ноября 1999 г., такое учреждение как «медицинский пункт войсковой части». Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, соответствующими Перечнем и Списком, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1066 включение в специальный стаж работы периодов военной службы не было предусмотрено. Не предусмотрено действующим законодательством и включение в специальный стаж периодов обучения на курсах повышения квалификации.
Выслушав объяснения истца Гогина С.Л. и его представителя Николаевой Е.А., представителя ответчика Маяковой С.Н., исследовав представленные документы, материалы дела, а также пенсионное дело Гогина С.Л., суд находит требования истца подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, что *** Гогин С.Л. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», что подтверждено заявлением истца, находящимся в материалах пенсионного дела.
Решением пенсионного органа от *** № в назначении такой пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа в 30 лет.
В соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного ФЗ (для мужчин – 60 лет).
Пунктом 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В судебном заседании установлено, что в периоды с *** по *** г. и с *** по *** истец проходил военную службу в составе Вооружённых Сил СССР в должностях, соответственно, <данные изъяты> и <данные изъяты>, что подтверждено сведениями военного билета, трудовой книжки, послужным списком, приказами об увольнении истца в запас (л.д. 9, 10-12, 19-21, 22, 23).
Поскольку военная служба представляет собой самостоятельный вид государственной службы и не является видом трудовой деятельности, то и пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется исходя из особенностей такой службы и правового статуса военнослужащих. В связи с этим доводы истца и его представителя о том, что Гогин С.Л. в указанные периоды осуществлял трудовую деятельность в качестве врача-хирурга в соответствующих воинских подразделениях, не могут быть признаны обоснованными.
Указанные периоды имели место до установления нового правового режима назначения досрочных трудовых пенсий работникам здравоохранения, установленного ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», вступившим в законную силу с 1 января 2002 г. В связи с этим при разрешении настоящего дела суд полагает необходимым руководствоваться конституционным принципом правовой определённости и предсказуемости законодательной политики в целях обеспечения государственных гарантий в сфере пенсионного обеспечения и, в частности, реализации истцом прав, приобретённых в соответствии с ранее действовавшим законодательством. В связи с этим, доводы представителя ответчика о необходимости оценки приобретённого истцом спорного стажа в соответствии с законодательством, вступившим в действие после этого периода, и фактически ограничивающим конституционное право истца на социальное обеспечение, не могут быть приняты во внимание.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утверждёнными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, а также ранее действовавшими Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1066, не была предусмотрена возможность зачёта в специальный стаж работы периодов военной службы работника здравоохранения.Однако в период с *** по ***, охватывающий период военной службы истца с *** по ***, действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённое постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. №1397 (с изменениями от 3 августа 1972 г.), в соответствии с подпунктом «г» пункта 1 которого врачам и другим работникам здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР без всяких дополнительных условий и ограничений, обусловленных необходимостью прохождения службы именно по специальности и в каких-либо определённых подразделениях.
При этом абзацем 2 пункта 4 Положения предусматривалось, что служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в стаж работы по специальности, независимо от того, имеется ли у таких лиц стаж в размере не менее 2/3 от требуемого для назначения пенсии, приходящийся на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию.
Вместе с тем, указанное выше Положение не предусматривало возможность зачёта периодов прохождения военной службы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении.
Поэтому период военной службы истца с *** по *** в должности <данные изъяты> подлежит зачёту в стаж лечебной деятельности по охране здоровья населения в календарном исчислении – за 1 год службы как 1 год.
В связи с этим требование истца о зачёте в его специальный стаж периода прохождения первичной специализации с *** по ***, который входит в период военной службы с *** по ***, удовлетворению не подлежит, поскольку по сути преследует своей целью двойной зачёт одного и того же периода в специальный стаж, что ни ранее действовавшим, ни действующим законодательством о трудовых пенсиях не предусмотрено.
В период с *** по ***, охватывающий период военной службы истца с *** по ***, действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464
«Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», в соответствии с абзацем 4 пункта 2 которого в выслугу лет работникам здравоохранения включалась служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР без дополнительных условий и ограничений, обусловленных необходимостью прохождения службы в каких-либо определённых подразделениях и в должностях.
В судебном заседании установлено, что с *** по *** г. Гогин С.Л. обучался в <данные изъяты>, где окончил полный курс военно-медицинского факультета по специальности лечебное дело, и *** ему была присвоена квалификация врача, что подтверждено соответствующим дипломом (л.д. 16).
Согласно свидетельству, выданному <данные изъяты> Министерства обороны СССР, с *** по *** он прошёл первичную специализацию по хирургии (л.д. 17-18).
Как следует из послужного списка в период с *** по *** Гогин С.Л. проходил военную службу в должности <данные изъяты> (л.д. 19-21).
Приказом Минздрава СССР от 25 июня 1981 г. № 693 были утверждены изменения наименований должностей в действующих штатных нормативах медицинского и другого персонала учреждений здравоохранения, в соответствии с которыми должности врача-ординатора и ординатора в действующих штатных нормативах рекомендовалось указывать в соответствии с номенклатурой врачебных и других должностей в зависимости от профиля подразделения, в штате которого она устанавливается (например, в хирургическом отделении - врач-хирург, в гинекологическом - врач акушер-гинеколог и т.д.).
Справкой отдела военного комиссариата <адрес>м подтверждено, что военно-учётная специальность (ВУС) по этой должности – хирургия общая в наземных войсках (л.д. 30).
Таким образом, приведёнными выше доказательствами достоверно подтверждено, что в период с *** по *** Гогин С.Л. проходил военную службу по специальности хирургия.
Однако указанное Постановление Совета Министров РСФСР также не предусматривало возможность зачёта периодов прохождения военной службы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении.
Поэтому период военной службы истца с *** по *** подлежит зачёту в стаж лечебной деятельности по охране здоровья населения в календарном исчислении – за 1 год службы как 1 год.
Пунктом1 ст.10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено включение в страховой стаж граждан РФ, застрахованных в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», периодов работы, которые выполнялись на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Пунктом4 Правил исчисления 2002 г. № 781 предусмотрено, чтопериоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1ноября 1999г., засчитываются в стаж работы при условии её выполнения в режиме нормальной или сокращённой продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
Согласно ст.187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Такие же гарантии работнику были предусмотрены и действовавшим до 1 февраля 2002 г. Кодексом законов о труде в ст. 112.
Учитывая, что с заработной платы, выплачиваемой работникам, направленным для повышения квалификации с отрывом от работы, работодатель обязан отчислять страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, то период нахождения работника на курсах повышения квалификации подлежит зачёту в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Исследованными в судебном заседании справками о заработной плате (л.д. 52-56) и материалами пенсионного дела Гогина С.Л. установлено, что в спорные периоды прохождения курсов повышения квалификации, указанные истцом: с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** Гогину С.Л. начислялась заработная плата, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд РФ.
Как следует из представленных истцом справок с мест работы и копий свидетельств, перечисленные курсы повышения квалификации были связаны непосредственно с работой Гогина С.Л., как оперирующего врача-травматолога и хирурга (л.д. 50, 51, 17-18, 24, 58-59).
Так с *** по *** и с *** по *** он повышал свою квалификацию на курсах <данные изъяты>» (л.д. 51), с *** по *** – по циклу <данные изъяты> (л.д. 50).
Учитывая изложенное, эти периоды также подлежат зачёту в специальный стаж лечебной деятельности Гогина С.Л., как врача-хирурга стационара хирургического отделения муниципального учреждения «<данные изъяты>», которым он работал в период с *** по ***, и как <данные изъяты> муниципального учреждения здравоохранения «<данные изъяты>», которым он работает с *** по настоящее время, что подтверждено справками, уточняющими особый характер работы Гогина С.Л., имеющимися в материалах пенсионного дела.
Поскольку спорные периоды обучения на курсах повышения квалификации подлежат зачёту в специальный стаж работы, осуществлявшейся Гогиным С.Л. на должностях и в структурных подразделениях, предусмотренных ПеречнемВ соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ судебные расходы, понесённые истцом, подлежат возмещению ответчиком государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Гогина С.Л. удовлетворить частично.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) <адрес> зачесть в специальный стаж работы Гогина С.Л., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды службы в составе Вооружённых Сил СССР: с *** г. по *** – в должности <данные изъяты>, с *** по *** – в должности <данные изъяты> в календарном исчислении – за 1 год службы как 1 год, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** - в льготном исчислении: за 1 год работы как 1 год и 6 месяцев.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) <адрес> в пользу Гогина С.Л. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Бежецкий городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 18 апреля 2011 г.
Председательствующий