О признании бездействия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора незаконным (2-521/2011)



№ 2-521/2011 г.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 мая 2011 г. г. Бежецк

Бежецкий городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Зелениной Л.Т.,

при секретаре судебного заседания Кораблевой Е.А.,

с участием помощника Бежецкого межрайонного прокурора Шебанина О.С.,

представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования городское поселение – <адрес> по доверенности Арсеньевой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бежецкого межрайонного прокурора в защиту неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования городское поселение – <адрес> о признании бездействия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора незаконным и о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную у дома по <адрес> в <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Бежецкий межрайонный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в защиту неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования городское поселение - <адрес> (далее – администрация МО) о признании бездействия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора незаконным и о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную у дома по <адрес> в <адрес>.

Требования мотивированы тем, что Бежецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения на территории <адрес> законодательства, регламентирующего сбор, хранение, захоронение твёрдых бытовых и промышленных отходов. В обоснование заявления приведены нормы действующего законодательства, регламентирующего сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, а также нормы Устава муниципального образования. В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 8 Устава муниципального образования городское поселение – <адрес> к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 22 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статьями 12, 13 ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что таковые подлежат размещению на специально отведённых для этих целей объектах, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. В силу ст. 72 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления должен осуществляться муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования.

В нарушение данных норм законодательства администрация <адрес> не организовала своевременный сбор и вывоз отходов и мусора, что привело к возникновению у дома по <адрес> в <адрес> несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, способствующих в дальнейшем распространению различных видов заболеваний, и к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, закреплённых в ст. 42 Конституции РФ и в ст. 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды», что создаёт угрозу причинения вреда здоровью людей и природной среде. Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации <адрес> по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора и возложить на администрацию <адрес> обязанность ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную у дома по <адрес> в <адрес>.

В судебном заседании помощник Бежецкого межрайонного прокурора Шебанин О.С. отказался от заявленных требований в связи с их добровольным удовлетворением, просил производство по делу прекратить. Суду представил соответствующее письменное заявление Бежецкого межрайонного прокурора, согласно которому последствия отказа от заявленных требований, предусмотренные ст. 221 ГПК РФ, ему разъяснены и понятны.

Представитель заинтересованного лица Арсеньева Ю.В. в судебном заседании пояснила, что свалка у дома по <адрес> в настоящее время ликвидирована, не возражала против прекращения производства по делу.

Согласно ст. 39 ГПК РФ заявитель вправе отказаться от заявленных требований, суд не принимает отказ заявителя от его требований, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п. 1 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Пунктом 1 ст. 55 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ органы местного самоуправления при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного физического воздействия на окружающую среду в городских поселениях.

В соответствии с п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ содержание территорий городских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно абз. 7, 13 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путём присуждения к исполнению обязанности в натуре и иными способами, предусмотренными законом.

Главой 25 ГПК РФ предусмотрена возможность обжалования бездействия органов местного самоуправления.

Статьёй 9 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Заявление прокурора об отказе от иска приобщено к материалам дела.

Заявителю разъяснены и понятны последствия отказа от иска, в соответствии с которыми производство по делу прекращается, повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается (ст. 221 ГПК РФ).

При изложенных обстоятельствах, суд принимает отказ истца от иска, так как это не противоречит приведенным требованиям гражданского законодательства и не нарушает права и законные интересы других лиц, поскольку указанная в заявлении несанкционированная свалка ликвидирована.

Руководствуясь статьями 39, ч.ч. 1-3 ст. 173, абз. 4 ст. 220, 221 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Принять отказ истца от иска, прекратить производство по делу по иску Бежецкого межрайонного прокурора к администрации муниципального образования городское поселение – <адрес> о признании бездействия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора незаконным и о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную у дома по <адрес> в <адрес>.

Определение может быть обжаловано в течение 10 дней в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий городской суд.

Председательствующий Л.Т.Зеленина