О признании бездействия администрации сельского поселения по сбору и вывозу мусора незаконным (2-745/2011)



Дело № 2-745/2011 г.Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 июля 2011 года

Бежецкий городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Кириллова В.В.,

при секретаре Покровской О.Н.,

с участием заявителя прокурора Переверзева С.С.,

представителя заинтересованного лица – главы администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение Бежецкого района» Киселевой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Бежецке гражданское дело по заявлению Бежецкого межрайонного прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» Бежецкого района Тверской области о признании бездействия администрации сельского поселения по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Бежецкий межрайонный прокурор обратился в суд с указанным заявлением, мотивировав требования тем, что Бежецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения на территории муниципального образования «<адрес> сельское поселение» Бежецкого района Тверской области законодательства, регламентирующего сбор, хранение, захоронение твердых бытовых и промышленных отходов. В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ и п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года №131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п.1 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Статьей 1 Закона Тверской области «О решении органами местного самоуправления Тверской области вопросов местного значения поселений Тверской области в 2008 году» от 18 сентября 2007 года № 97-ЗО предусмотрено, что органы местного самоуправления поселений Тверской области, за исключением органов местного самоуправления поселений, входящих в состав Калининского и Лесного районов Тверской области, решают вопросы местного значения, предусмотренные ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», кроме вопросов местного значения, решаемых органами местного самоуправления муниципальных районов. Согласно п.1 ст.55 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ органы местного самоуправления при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные шельфы. В соответствии с п.2 ст.21, п.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года №52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п.18 ст.8 Устава муниципального образования «<адрес> сельское поселение» Бежецкого района Тверской области к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Пунктом 20 части 2 статьи 32 Устава предусмотрено, что администрация сельского поселения организует сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. В ходе проверки установлено, что на территории сельского поселения на участке, расположенном на автодороге Бежецк-Тверь в районе поворота на д.<адрес> на расстоянии 400 м от дороги справа, имеется свалка бытовых отходов и мусора. Указанная свалка является несанкционированной. В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия. Наличие несанкционированной свалки нарушает права граждан (неопределенного круга лиц) на охрану здоровья, поддержание благоприятной окружающей природной среды. До настоящего времени несанкционированная свалка не ликвидирована органами местного самоуправления. Бездействие органов власти муниципального образования «<адрес> сельское поселение» Бежецкого района в данной сфере является незаконным. В целях обеспечения защиты санитарно-эпидемиологического благополучия населения прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ просит признать бездействие администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> в части организации вывоза и сбора мусора с территории несанкционированной свалки незаконным и обязать администрацию ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на автодороге Бежецк-Тверь в районе поворота на д.<адрес> на расстоянии 400 метров от дороги справа.

В судебном заседании прокурор Переверзев С.С. заявленные требования полностью поддержала.

Представитель заинтересованного лица - глава администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Киселева С.А. заявленные требования признала и пояснила, что свалка действительно находится в указанном прокурором месте, будет ликвидирована в кратчайшие сроки, в течение одного месяца.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.3 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Нормами ч.2 ст.21 и ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия, и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.1 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Пунктом 18 статьи 8 Устава муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> к вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Как следует из материалов дела, актом прокурорской проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства от ***, составленным помощником Бежецкого межрайонного прокурора Переверзевым С.С., установлено, что на территории сельского поселения, на участке, расположенном на автодороге Бежецк-Тверь в районе поворота на д.<адрес> на расстоянии 400 метров от дороги справа, имеется свалка бытовых отходов и мусора (л.д.6-7).

Глава администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение Бежецкого района Тверской области» Киселева С.А. подтвердила сведения, содержащиеся в акте прокурорской проверки.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что администрацией муниципального образования «<адрес> сельское поселение Бежецкого района Тверской области» требования федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления не исполнены. На территории указанного муниципального образования не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит удовлетворению. Для ликвидации указанной несанкционированной свалки суд полагает возможным предоставить администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> срок до ***.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина взысканию с заинтересованного лица не подлежит.

Руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные Бежецким межрайонным прокурором требования удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» Бежецкого района Тверской области в части организации сбора и вывоза мусора с территории несанкционированной свалки незаконным. Обязать администрацию муниципального образования «<адрес> сельское поселение» Бежецкого района Тверской области в срок до *** ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на автодороге Бежецк-Тверь в районе поворота на д.<адрес> на расстоянии 400 метров от дороги справа.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в Тверской областной суд, с подачей жалобы через Бежецкий городской суд.

Председательствующий: