Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации г. Бежецк 30 июня 2011 г. Бежецкий городской суд Тверской области в составе: председательствующего Абрамовой И. В. при секретаре Репиной Н. А., с участием заявителя прокурора Григорьевой Е.В., представителя заинтересованного лица - главы администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» Бежецкого района Тверской области Ивановой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бежецкого межрайонного прокурора в защиту неопределённого круга лиц (в порядке ст. 245 ГПК РФ) о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» Бежецкого района Тверской области по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора и возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, у с т а н о в и л: Бежецкий межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст.245 ГПК РФ) о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» Бежецкого района Тверской области по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора и возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора. Требования мотивировал следующим. Бежецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего сбор, хранение, захоронение твердых бытовых и промышленных отходов и мусора. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.1 ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24.06.1998 г. к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п.1 ст. 13 Закона №89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Ст.1 Закона Тверской области «О решении органами местного самоуправления Тверской области вопросов местного значения поселений Тверской области в 2008 г.» от 18.09.2007 г. №97-ЗО предусмотрено, что органы местного самоуправления поселений Тверской области, за исключением органов местного самоуправления поселений, входящих в состав Калининского и Лесного районов Тверской области, решают вопросы местного значения, предусмотренные ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», кроме вопросов местного значения, решаемых органами местного самоуправления муниципальных районов. Согласно ст.55 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ органы местного самоуправления обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических и электромагнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, в зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные шельфы. В соответствии с п.2 ст.21 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года №52-ФЗ содержание территории городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 8 Устава муниципального образования – <адрес> сельское поселение Бежецкого района Тверской области к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п.18 ч.2 ст.32 Устава администрация сельского поселения организует сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. В соответствии с требованиями ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года №52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что на территории сельского поселения на участке, расположенном на 13 километре автодороги Бежецк-Кашин на расстоянии 1 км 900 м справа от дороги имеется несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора. В соответствии со ст,3 ФЗ «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, подержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия. Наличие несанкционированной свалки нарушает права граждан (неопределенного круга лиц) на охрану здоровья, поддержание благоприятной окружающей природной среды. До настоящего времени свалка не ликвидирована органами местного самоуправления. Бездействие органов власти муниципального образования «<адрес> сельское поселение Тверской области» в данной сфере является незаконным. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Бежецкий межрайонный прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» Бежецкого района Тверской области по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора и возложить на нее обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов на 13-м километре автодороги Бежецк-Кашин на расстоянии 1 км 900 м справа от дороги. В судебном заседании прокурор Григорьева Е.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Уточнила, что просит обязать заинтересованное лицо по делу исполнить требования прокурора в срок до ***. Представитель заинтересованного лица администрации «<адрес> сельское поселение» Бежецкого района Иванова О.Ю. в судебном заседании требования прокурора не признала, просила в их удовлетворении отказать, поскольку администрацией сельского поселения принимаются меры к устранению нарушений законодательства в указанной прокурором части. В 2008-2010 г.г. был принят ряд документов, направленных на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и исполнение требований законодательства о местном самоуправлении в области сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения. Рассматриваемая свалка расположена на землях, которые использует колхоз «<данные изъяты>». *** председателю колхоза администрацией поселения направлялось предписание о ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в 1 км 900 м от 13-го км дороги Бежецк-Кащин. Однако, до настоящего времени свалка не убрана. Заслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению. В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что на территории <адрес> сельского поселения на 13-м километре автодороги Бежецк – Кашин, в 1 км 900 м от дороги располагается несанкционированная свалка бытовых отходов. В соответствии со ст.3 Федерального закона №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия. Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Нормами ч.2 ст.21 и ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия, и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Согласно п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.1 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Пунктом 20 ст. 32 Устава муниципального образования «<адрес> сельское поселение» Бежецкого района Тверской области к вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Как следует из материалов дела, актом прокурорской проверки от ***, установлено, что на 13-м километре автодороги Бежецк–Кашин <адрес>, в 1 км 900 м от автодороги находится несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора. Глава администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> Иванова О.Ю. подтвердила сведения, содержащиеся в акте прокурорской проверки. Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что администрацией муниципального образования «<адрес> сельское поселение» Бежецкого района требования федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления не исполнены. На территории указанного муниципального образования не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде. При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит удовлетворению. В судебном заседании глава администрации поселения Иванова О.Ю. пояснила, что в исполнение действующего законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия администрация приняла ряд нормативных актов (положение об организации сбора и вывоза отходов и мусора от ***, правила благоустройства и санитарного содержания территорий населенных пунктов <адрес> сельского поселения, положение о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории <адрес> сельского поселения от *** и др.), направила предписание председателю колхоза «<данные изъяты>» об обязании ликвидировать свалку, расположенную на землях, используемых колхозом, что свидетельствует о том, что они не бездействуют в данной сфере. Суд полагает данный довод безосновательным, поскольку до настоящего времени требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия администрацией МО «<адрес> сельское поселение» не исполнены, так как не организован должным образом сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории поселения, предписание о ликвидации названой свалки было направлено председателю колхоза «<данные изъяты>» только после проведения прокурорской проверки. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Согласно Уставу муниципального образования <адрес> сельское поселение Бежецкого района Тверской области заинтересованное лицо является органом местного самоуправления. В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Ввиду изложенного государственная пошлина взысканию с заинтересованного лица не подлежит. Руководствуясь ст.ст. 194-198,258 ГПК РФ, суд р е ш и л : Заявленные требования Бежецкого межрайонного прокурора удовлетворить: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» Бежецкого района Тверской области по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора и возложить на нее обязанность ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, расположенную на 13-ом километре автодороги Бежецк-Кашин Тверской области на расстоянии 1 км 900 м справа от дороги, в срок до ***. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий городской суд. Решение в окончательной форме изготовлено 30.06.2011 г.. Председательствующий