Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации г. Бежецк 30 июня 2011 г. Бежецкий городской суд Тверской области в составе: председательствующего Абрамовой И. В. при секретаре Репиной Н. А., с участием прокурора Григорьевой Е.В., представителей ответчика ООО «Многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства» Голубевой М.А. и Оленина А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бежецкого межрайонного прокурора в защиту неопределённого круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к ООО «Многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства» <адрес> об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании и эксплуатации полигона твердых бытовых отходов, у с т а н о в и л: Бежецкий межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределённого круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к ООО «Многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства» <адрес> (далее, ООО МПКХ) об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании и эксплуатации полигона твердых бытовых отходов. Требования мотивировал следующим. П.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. В соответствии с п.2.1,5.1,4.2,5.6,5.7 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 г.№16) полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения; складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации для ТБО; территория хозяйственной зоны бетонируется или асфальтируется, имеет легкое ограждение; один раз в 10 дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона; на территории полигона не допускается сжигание твердых бытовых отходов и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания твердых бытовых отходов. В ходе проверки установлено, что Бежецкая городская свалка для утилизации ТБО располагается на шоссе Бежецк-Максатиха. ООО МПКХ осуществляет содержание и эксплуатацию полигона ТБО. В нарушение вышеуказанных требований территория хозяйственной зоны не забетонирована, не ограждена; переносные сетчатые ограждения отсутствуют; свалка бытовых отходов осуществляется не только на рабочей карте, но и за ее пределами (на подъездной дороге к свалке, слева от поворота к хозяйственной зоне); тщательная уборка территории санитарно-защитной зоны не проводится. На территории свалки имеет место сжигание бытовых отходов. Невыполнение ООО МПКХ требований санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации городской свалки нарушает права граждан (неопределенного круга лиц) на охрану здоровья, поддержание благоприятной окружающей природной среды. В соответствии со ст.3 ФЗ «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются-охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия. Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Просил обязать ответчика забетонировать (заасфальтировать) территорию хозяйственной зоны, оградить ее; установить переносные сетчатые ограждения; свалку бытовых отходов осуществлять только на рабочей карте; производить тщательную уборку территории санитарно-защитной зоны; не допускать случаев самовозгорания и сжигания бытовых отходов. В судебном заседании прокурор Григорьева Е.В. поддержала требования в части обязания ООО МПКХ установить на городской свалке переносные сетчатые ограждения; свалку бытовых отходов осуществлять только на рабочей карте; производить тщательную уборку территории санитарно-защитной зоны; не допускать случаев самовозгорания и сжигания бытовых отходов. Уточнила, что просит обязать ответчика установить на городской свалке переносные сетчатые ограждения в срок до ***. В части требований об обязании забетонировать (заасфальтировать) территорию хозяйственной зоны, оградить ее прокурор отказалась в связи с добровольным исполнением ответчиком заявленных требований. Судом вынесено определение о прекращении гражданского дела в этой части в связи с отказом истца от иска. Представитель ответчика Оленин А.Ю. в судебном заседании не признал требования прокурора, просил в их удовлетворении отказать. Пояснил, что акт проверки от ***, приложенный к иску, не может быть допустимым доказательством по делу, поскольку составлен одним работником прокуратуры без привлечения специалистов ООО МПКХ. Кроме того, по его мнению, прокуратура не вправе проводить проверку соблюдения предприятиями подзаконных актов, к которым относится СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 г.№16). Представитель ответчика ООО МПКХ Голубева М.А. в целом заявленные требования признала. Пояснила, что бетонная площадка на территории городской свалки имеется, она ограждена, в остальной части требования прокурора обоснованны. Предприятием уже закуплены переносные сетчатые ограждения. На территории свалки периодически производятся профилактические работы с целью недопущения горения мусора. Свалка бытовых отходов осуществляется только на рабочей карте, кроме того, производится каждые 10 дней уборка территории санитарно-защитной зоны. Заслушав стороны, изучив представленные документы, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № от ***, заключенного сроком до ***, администрация <адрес> предоставила ООО МПКХ в аренду из земель промышленности, энергетики… и земель иного специального назначения земельный участок площадью 48300 кв м для использования под городскую свалку. Участок расположен по адресу:Тверская область, <адрес>. *** Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору ООО МПКХ выдана лицензия №ОТ-05-000739 (69) для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (серия АВ №). В соответствии со ст.3 Федерального закона №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия. Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Нормами ч.2 ст.21 и ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия, и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с п.2.1,5.1,5.6,5.7 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (утвержденны постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 г.№16) полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения; складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации для ТБО; один раз в 10 дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона; на территории полигона не допускается сжигание твердых бытовых отходов и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания твердых бытовых отходов В соответствии со ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Таким образом, положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Как следует из материалов дела, актом прокурорской проверки от *** установлено, что ООО МПКХ осуществляет содержание и эксплуатацию полигона ТБО (городской свалки) с нарушением требований СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»: переносные сетчатые ограждения отсутствуют; свалка бытовых отходов осуществляется не только на рабочей карте, но и за ее пределами (на подъездной дороге к свалке, слева от поворота к хозяйственной зоне); тщательная уборка территории санитарно-защитной зоны не проводится. На территории свалки имеет место сжигание бытовых отходов. Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчиком требования федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления исполняются не в полной мере. На территории городской свалки допускаются нарушения вышеприведенных требований законодательства, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие людей и создает опасность причинения вреда окружающей среде. При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит удовлетворению. При этом суд полагает, что проверка соблюдения федерального законодательства при осуществлении деятельности ООО МПКХ проведена Бежецкой прокуратурой на законных основаниях, никаких нарушений допущено не было. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Согласно п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления неимущественного характера - для организаций в размере 4 000 рублей. В связи с чем с ООО МПКХ подлежит уплате в федеральный бюджет государственная пошлина в размере 4 000 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Заявленные требования Бежецкого межрайонного прокурора к ООО «Многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства» <адрес> удовлетворить. Обязать ООО «Многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства» <адрес> устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании и эксплуатации полигона твердых бытовых отходов: установить переносные сетчатые ограждения в срок до ***; свалку бытовых отходов осуществлять только на рабочей карте; производить тщательную уборку территории санитарно-защитной зоны; не допускать случаев самовозгорания и сжигания бытовых отходов. Взыскать с ООО «Многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства» <адрес> государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий городской суд. Решение в окончательной форме изготовлено 01 июля 2011 года Председательствующий