О признании незаконным бездействия администрации по вывозу мусора (2-709/2011)



дело № 2-709/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Бежецк 23 августа 2011 г.

Бежецкий городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Абрамовой И. В.

при секретаре Репиной Н. А.,

с участием прокурора Григорьевой Е. В.,

представителя заинтересованного лица - муниципального образования городское поселение <адрес> Арсеньевой Ю. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бежецкого межрайонного прокурора в защиту неопределённого круга лиц (в порядке ст. 245 ГПК РФ) о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования городское поселение <адрес> в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории несанкционированной свалки, расположенной на обочине дороги в районе домов и по <адрес>, и обязании ликвидировать данную свалку в срок до ***,

у с т а н о в и л:

Бежецкий межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц (в порядке ст. 245 ГПК РФ) о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования городское поселение <адрес> в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории несанкционированной свалки, расположенной на обочине дороги в районе домов и по <адрес>, и обязании ликвидировать данную свалку в срок до ***.

Требования мотивировал следующим. Прокуратурой проведена проверка соблюдения на территории <адрес> законодательства, регламентирующего сбор, хранение, захоронение твердых бытовых и промышленных отходов. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. №89-ФЗ и п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с п. 19 ст. 8 Устава муниципального образования – городское поселение <адрес> к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п. 19 ч. 2 ст. 32 Устава администрация городского поселения организует сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. В силу ст. 72 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления должен осуществляться муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования. В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона РФ от *** № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Отходы производства и потреблении подлежат размещению на специально отведенных для этих целей объектах (ст. 12 данного закона). В соответствии с п. 2 ст. 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года №52-ФЗ содержание территории городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. В соответствии с п. 1 ст. 22 данного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В ходе проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что на территории МО «Городское поселение - <адрес>» на участке местности, расположенном на обочине дороги <адрес>, около домов и , имеется свалка бытовых отходов и мусора, которая является несанкционированной. Ее наличие нарушает права граждан (неопределенного круга лиц) на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду. До настоящего времени свалка не ликвидирована органами местного самоуправления. Бездействие органов власти МО «Городское поселение - <адрес>» в данной сфере является незаконным. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Бежецкий межрайонный прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования городское поселение - <адрес> по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и возложить на нее обязанность ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, находящуюся на обочине дороги <адрес>, около <адрес> , в срок до ***.

В судебном заседании прокурор Григорьева Е. В. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Пояснила, что фактически свалка находится на обочине дороги по уа обочине дороги по <адрес> в районе домов и . Собственники указанных домов не обязаны ликвидировать свалку, поскольку она находится не на их земельных участках, а на обочине дороги городского поселения- на <адрес>. Кроме того, администрацией поселения не принято никаких мер по организации ликвидации данной свалки, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Наличие контейнеров на территории городского поселения не снимает с администрации городского поселения обязанности по принятию мер к ликвидации рассматриваемой свалки.

Представитель заинтересованного лица - городского поселения <адрес> Арсеньева Ю. В. в судебном заседании требования прокурора не признала, просила в их удовлетворении отказать. Пояснила, что данную свалку на <адрес> должны убирать собственники домов и , что предусмотрено Правилами благоустройства городского поселения <адрес>. Кроме того, полагала, что администрация городского поселения принимает меры по организации сбора и вывоза мусора с территории поседения, поскольку в городе оборудованы контейнерные площадки, установлены контейнеры для сбора и вывоза мусора, поэтому нельзя считать, что администрация бездействует, а, соответственно, признавать бездействие незаконным. Мер к ликвидации рассматриваемой несанкционированной свалки они не принимали, намерены обратиться к собственникам домов ликвидировать свалку. Им известно, что названные дома заброшенные, место жительства собственников домов им не известно. О свалке им известно *** года, поскольку жительница <адрес> обращалась в администрацию с заявлением о ликвидации данной свалки.

Заслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что на территории городского поселения <адрес> на обочине дороги по <адрес>, в районе домов и , находится несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора (что также подтверждено актом выхода на место от ***, составленным прокурором Григорьевой Е.В. - л.д.6).

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от *** №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Ст. 3 Закона «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24 июня 1998 г. устанавливает, что основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются - охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия.

В соответствии с п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Закона «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24 июня 1998 г. территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

П. 1 ст. 8 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

П. 19 ст. 8 Устава муниципального образования «городское поселение <адрес>» установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Исходя из изложенного, обязанность по организации сбора и вывоза мусора с территорий несанкционированных свалок в <адрес> лежит на органах местного самоуправления, в частности, администрации МО «Городское поселение - <адрес>».

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора приводит к нарушению права неопределенного круга лиц (граждан) на благоприятную природную среду. Наличие рассматриваемой несанкционированной свалки нарушает права граждан на охрану здоровья, поддержание благоприятной окружающей среды.

Довод представителя заинтересованного лица о том, что названная свалка должна быть убрана гражданами, являющимися собственниками земельных участков, на которых свалка расположена, суд полагает несостоятельным, поскольку он не основан на законе. Вышеприведенными федеральными законодательными актами установлено, что обязанность по организации вывоза и сбора мусора и бытовых отходов, а также содержанию в чистоте территории городского поселения лежит на органе местного самоуправления. Более того, вышеприведенным актом, составленным сотрудником прокуратуры от *** установлено, что свалка расположена на обочине дороги, что также подтверждено фотоснимками, представленными представителем заинтересованного лица. Документов, подтверждающих нахождение свалки на земельном участке частного лица (лиц) в судебном заседании не представлено.

Довод представителя заинтересованного лица о том, что в городском поселении действуют Правила благоустройства и санитарного содержания городского поселения <адрес>, согласно которым граждане и юридические лица обязаны осуществлять уборку и вывоз с соответствующих территорий мусора и бытовых отходов, что должно снимать с администрации городского поселения ответственность за не ликвидированные несанкционированные свалки с территории <адрес>, также не основан на законе.

Правилами благоустройства и санитарного содержания территории городского поселения <адрес> от *** определен порядок содержания в городском поселении жилищного фонда, зданий, сооружений, придомовых, дворовых территорий, улиц, мостов, парков, скверов, производственных территорий, прилежащих к предприятиям и организациям, строительных площадок и прилегающих к ним территорий. В соответствии с требованиями данных Правил юридические лица, их должностные лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, частные домовладельцы обязаны обеспечивать чистоту и порядок на своей территории, а также за счет собственных средств обеспечить проведение на отведенной и прилегающей территории среди прочих, в том числе вывоз мусора, отходов производства и потребления в специально отведенные места.

Однако данные Правила определяют взаимоотношения в городском поселении между его администрацией, с одной стороны, и гражданами и хозяйствующими субъектами, с другой, в части вывоза и сбора мусора и бытовых отходов. Они разработаны в целях обеспечения исполнения обязанности органа местного самоуправления по организации сбора и вывоза мусора с территории городского поселения, предусмотренной Федеральным законом «Об основных принципах организации местного самоуправления». Ввиду чего, наличие данных Правил не снимает обязанности с администрации городского поселения организовать ликвидацию на территории поселения свалок, а также принять меры к вывозу бытовых отходов и мусора с территорий несанкционированных свалок.

Доводы представителя заинтересованного лица о том, что бездействие администрации в части организации вывоза и сбора мусора с территории несанкционированных свалок в <адрес> нельзя признать незаконным, поскольку администрацией городского поселения предпринимаются меры организации вывоза с территории поселения мусора путем установок контейнерных площадок, мусорных контейнеров, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

Данные действия администрации поселения действительно свидетельствуют о том, что ею предпринимаются меры по выполнению требований федерального законодательства в части организации вывоза и сбора мусора в целом с территории поселения. Однако в своем заявлении прокурор просил о признании бездействия администрации городского поселения в части организации и вывоза мусора с определенной территории- несанкционированной свалки, расположенной по вышеуказанному адресу, которая на момент рассмотрения дела не ликвидирована.

Решение муниципальным образованием вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора является неотъемлемой частью обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Неисполнение обязанности по решению данных вопросов местного значения создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что администрацией муниципального образования «Городское поселение <адрес>» требования федерального законодательства о принятии мер по организации ликвидации несанкционированной свалки не исполнены. На территории указанного муниципального образования не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Суд считает, что органы местного самоуправления - администрация городского поселения <адрес> обязана в соответствии с действующим законодательством принять меры и организовать вывоз и сбор мусора с территории указанной несанкционированной свалки, и ее бездействие в этой части является незаконным.

При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно Уставу муниципального образования городское поселение <адрес> заинтересованное лицо является органом местного самоуправления.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Ввиду изложенного государственная пошлина взысканию с заинтересованного лица не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

заявленные требования Бежецкого межрайонного прокурора удовлетворить: признать незаконным бездействие муниципального образования «Городское поселение <адрес>» в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории несанкционированной свалки, расположенной на обочине дороги в районе домов и по <адрес>, и обязать ликвидировать данную свалку в срок до ***.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий городской суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 23.08.2011 г..

Председательствующий