О признании незаконным бездействия администрации по вывозу бытовых отходов и мусора (2-934/2011)



Дело № 2-934/2011 г.Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 сентября 2011 года

Бежецкий городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Кириллова В.В.,

при секретаре Покровской О.Н.,

с участием прокурора Переверзева С.С.,

представителя заинтересованного лица – администрации муниципального образования городское поселение – <адрес> ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Бежецке гражданское дело по заявлению Бежецкого межрайонного прокурора в порядке ст.245 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городское поселение – <адрес> о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования городское поселение – <адрес> по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора и возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора,

У С Т А Н О В И Л:

Бежецкий межрайонный прокурор обратился в суд с указанным заявлением, мотивировав требования тем, что Бежецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения на территории <адрес> законодательства, регламентирующего сбор, хранение, захоронение твердых бытовых и промышленных отходов. В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ и п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года №131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Пунктом 19 статьи 8 Устава муниципального образования городское поселение – <адрес> установлено, что к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с требованиями ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст.21 указанного закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Согласно статьям 12, 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» таковые подлежат размещению на специально отведенных для этих целей объектах, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. В силу ст.72 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления должен осуществляться муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования.

В нарушение данных норм законодательства администрация городского поселения – <адрес> не организовала своевременный сбор и вывоз отходов и мусора, что привело к возникновению напротив <адрес> несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора. Образование указанной свалки на территории <адрес> в результате бездействия органом местного самоуправления привело к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, способствующих в дальнейшем распространению различных видов заболеваний, к нарушению прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, закрепленных в ст.42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Нарушение природоохранного и санитарного законодательства прямо затрагивают интересы неопределенного круга лиц, поскольку создают угрозу причинения вреда здоровью людей и природной среде.

Прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования городское поселение – <адрес> по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора и возложить на администрацию муниципального образования городское поселение – <адрес> обязанность ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов напротив <адрес> в срок до ***.

В судебном заседании прокурор Переверзев С.С. заявленные требования полностью поддержал, но просил не обращать решение суда к исполнению в виду того, что на день рассмотрения дела свалка бытовых отходов ликвидирована.

Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования городское поселение – <адрес> ФИО1 заявленные требования не признала и пояснила, что свалка действительно находилась в указанном прокурором месте, и уже ликвидирована. Однако в соответствии с п.2.2 раздела 2 Правил благоустройства и санитарного содержания территории городского поселения – <адрес>, утвержденных Советом депутатов городского поселения – <адрес> от *** , обязанности по уборке и содержанию прилегающих и закрепленных территорий, возлагаются на собственников, владельцев, пользователей территорий, находящихся в муниципальной собственности, переданных во владение и/или пользование, аренду третьим лицам, и прилегающей к ним территории на расстоянии не менее десяти метров от границ участков, но не далее границы проезжей части улиц, автомобильных дорог. Считала, что земельный участок, на котором располагалась свалка, передан в аренду третьему лицу и ответственность должен нести именно это лицо. Администрация городского поселения не бездействует, а добросовестно исполняет возложенные на нее обязанности. Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования городское поселение – <адрес> ФИО1 просила в удовлетворении заявления Бежецкому межрайонному прокурору отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.3 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Нормами ч.2 ст.21 и ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия, и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.1 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Пунктом 18 статьи 8 Устава муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> к вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Как следует из материалов дела, актом прокурорской проверки соблюдения законодательства, регламентирующего сбор, хранение, захоронение твердых бытовых и промышленных отходов, от ***, составленным помощником Бежецкого межрайонного прокурора Переверзевым С.С., установлено, что в районе <адрес> имеется несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора (л.д.5-7).

Представитель заинтересованного лица ФИО1 подтвердила сведения, содержащиеся в акте прокурорской проверки.

Суд не может согласиться с доводами представителя заинтересованного лица о том, что свалка располагается на территории арендованного ФИО2 земельного участка. Приложением к акту прокурорской проверки (фототаблицей) подтверждается, что свалка располагается на краю проезжей части <адрес>, то есть земельном участке, находящемся в муниципальной собственности. При таких обстоятельствах ссылки представителя заинтересованного лица ФИО1 на Правила благоустройства и санитарного содержания территории городского поселения – <адрес>, утвержденные Советом депутатов городского поселения – <адрес> от *** , несостоятельны.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что администрацией муниципального образования городское поселение – <адрес> требования федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления не исполнены. На территории указанного муниципального образования не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Учитывая, что несанкционированная свалка в настоящее время ликвидирована, что подтверждается также фототаблицей, представленной представителем заинтересованного лица, суд полагает решение к исполнению не обращать.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина взысканию с заинтересованного лица не подлежит.

Руководствуясь статьями 194-199, 245 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные Бежецким межрайонным прокурором требования удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования городское поселение – <адрес> по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора незаконным и обязать администрацию указанного муниципального образования ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов напротив <адрес>.

Решение не исполнять в виду фактического исполнения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в Тверской областной суд, с подачей жалобы через Бежецкий городской суд.

Председательствующий: