№ 2-560/2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 09 августа 2011 года г. Бежецк Бежецкий городской суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Зелениной Л.Т., при секретаре Кузиной С.А., с участием истца Буторина П.В. представителя ответчика доверенности ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буторина П.В. к ФБУ Исправительная колония № УФСИН России по <адрес> о признании незаконным удержание налога на доходы физических лиц и обязании произвести перерасчет излишне удержанного налога и вернуть удержанную сумму, УСТАНОВИЛ: Буторин П.В. обратился в суд с иском к ФКУ (ранее – ФБУ) Исправительная колония № УФСИН России по <адрес> о признании незаконным удержание налога на доходы физических лиц и обязании произвести перерасчет излишне удержанного налога и вернуть удержанную сумму. Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с действующим законодательством имеет право на выплаты аттестованным сотрудникам для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно). Указанные выплаты являются компенсацией (социальной выплатой) и не подлежат налогообложению НДФЛ в соответствии с п.1 ст. 217 НК РФ. Ранее в *** г. были произведены соответствующие выплаты в полном объеме за счет средств федерального бюджета и не облагались налогом на доходы физических лиц. В *** г. ему начислили 20 000 руб. (на 2 детей по 10000 руб. на каждого), а *** выплатили 17400 руб. 2600 руб. было удержано в виде налога на доходы физических лиц по ставке 13%. Уточнил исковые требования дополнением по аналогичному вопросу за *** г. (л.д.26). В судебном заседании Буторин П.В. исковые требования с учетом уточнения поддержал, просил признать незаконным удержание денежных сумм 2600 руб. в *** г. и 2600 руб. в *** г. произведенное ответчиком как из совокупного дохода с сумм компенсации для организации отдыха и оздоровления детей и взыскать удержанную сумму 5200 руб. Представитель ответчика ФИО1 исковые требования не признала, ссылалась на доводы, аналогичные изложенным в отзыве на исковое заявление, считая, что Буторин документально не подтвердил свои расходы, связанные с санаторно-курортным или оздоровительным отдыхом своих детей. При отсутствии таковых документов на основании п.9 ст. 217 НК РФ с него удержан налог на доходы физических лиц по ставке 13% в сумме 5200 руб. по 2600 руб. за *** г. и за *** г. (л.д.19-20). Представитель третьего лица налогового органа в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело без их участия. Представил отзыв на иск, согласно которому при отсутствии документального подтверждения целевого использования данных денежных выплат теряется их целевой характер и они подлежат налогообложению на общих основаниях ( л.д.34). Суд, выслушав истца, представителя ответчика, изучив представленные доказательства и материалы дела в совокупности, находит исковые требования подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 207 НК плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. В то же время обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет НДФЛ возложена пунктом 1 статьи 226 НК РФ на российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, облагаемые названным налогом. Такие организации именуются в главе 23 Кодекса налоговыми агентами. В силу статей 209 и 210 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 названного Кодекса. В пункте 9 статьи 217 НК РФ перечислены выплаты, не подлежащие обложению НДФЛ. К ним отнесены суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, и средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Федеральным законом от 24.07.2007 № 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" редакция пункта 9 статьи 217 НК РФ изменена. В соответствии с данной нормой не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, предоставляемые за счет средств организаций (индивидуальных предпринимателей), если расходы по такой компенсации (оплате) в соответствии с настоящим Кодексом не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций; средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; средств, получаемых от деятельности, в отношении которой организации (индивидуальные предприниматели) применяют специальные налоговые режимы. В то же время согласно пункту 1 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) и иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. Пунктом 1 Правил осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции (в редакции спорного периода), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 911 (в редакции спорного периода; далее - Правила №911), определен порядок осуществления выплат указанным категориям военнослужащих и сотрудников денежных средств один раз в год для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей (продолжительностью до 24 дней), открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации (далее - выплаты). Выплаты осуществляются за счет и в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных соответствующим федеральным органам исполнительной власти на эти цели, исключительно в случаях, если путевки в организации отдыха и оздоровления детей не могут быть предоставлены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации для детей застрахованных граждан, с привлечением средств Фонда социального страхования Российской Федерации. В *** году и в последующие годы выплаты осуществляются в размере до 75 процентов стоимости путевки детей застрахованных граждан в детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, предусмотренной федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год. Пунктами 2 и 3 Правил № 911 предусмотрено, что выплата сотрудникам уголовно-исполнительной системы осуществляется по месту получения ими денежного довольствия на основании документов, поименованных в пункте 3 названных Правил. На основании приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 06.06.2005 № 76 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" Учреждение руководствуется Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1, в пункте 54 которого содержатся положения, аналогичные абзацу второму пункта 1 Правил № 911. Судом установлено, что для получения указанной выплаты истцом – аттестованным сотрудником Учреждения, имеющим 2 детей школьного возраста (до 15 лет включительно), был представлен рапорт о выплате ему компенсации для оплаты стоимости путевки в организации отдыха и оздоровления детей до 1 мая соответствующего года от *** и от *** На основании положений Правил № 911, приказа Федеральной службы исполнения наказаний от 13.07.2005 № 649 «О мерах по выполнению в Федеральной службе исполнения наказаний постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 911», ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес> приказами по учреждению от *** № л\с и от *** № л/с, в 2010 – 2011 годах произвело выплаты денежных средств аттестованному сотруднику Буторину П.В., имеющему 2 детей школьного возраста (до 15 лет включительно), для оплаты стоимости путевок в организации отдыха и оздоровления детей из расчета 10000 руб. на каждого ребенка в общей сумме 34800 руб. (17 400 руб. за 2010 г. и 17 400 руб. за *** г.) за минусом налога на доходы физических лиц по ставке 13 % в общей сумме 5200 руб. (2600 руб. за 2010 г. и 2600 руб. за *** г.). Оспариваемая компенсационная выплата включена в совокупный доход сотрудника за *** г. и за *** г. и обложена налогом НДФЛ в размере 13% от начисленной суммы. Финансирование указанных выплат произведено из средств федерального бюджета, что не оспаривалось ответчиком и подтверждено справками ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес>, согласно которым расходным расписанием № от *** и № от *** учреждению были доведены лимиты по КЭК 2027600014212 для выплаты компенсации стоимости путевок в организации отдыха и оздоровления детей в размере 10000 руб. на каждого ребенка, (подстатья 212 «Прочие выплаты») компенсация стоимости медицинских услуг, стоимости именных путевок на санаторно-курортное лечение работникам учреждений, военнослужащим, приравненных к ним лицам, а также путевой их детям в детские оздоровительные лагеря в установленных законодательством случаях. При этом, ответчик ссылается на отсутствие документального подтверждения целевого использования данных денежных выплат, так как теряется их целевой характер и они подлежат налогообложению на общих основаниях. Вместе с этим, в законе не содержится прямого указания на обязательность документального подтверждения целевого использования данных денежных средств, отсутствует такое указание и в перечне документов, поименованных в пункте 3 названных Правил, прилагаемых к рапорту для предоставления данной выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы. Учреждение расширительно истолковало действующие нормы закона, приведенные выше. Письма Министерства Финансов РФ с разъяснением спорного вопроса, носят рекомендательный характер (приложены к материалам дела). Вместе с этим из разъяснений Минфина следует, что согласно п.9 ст. 217 НК к доходам, освобождаемым от налогообложения налогом на доходы физических лиц, относятся суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения. В качестве источника полной или частичной компенсации стоимости путевок в санаторные и оздоровительные учреждения на детей, освобождаемой от налогообложения, п. 9 ст. 217 Кодекса определяет средства работодателей, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, а также средства Фонда социального страхования РФ. В соответствии с пп.14 п.1 ст. 251 НК РФ «Налог на прибыль организаций» при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств целевого финансирования. Следовательно, из изложенного можно сделать вывод, что сумма денежных средств, предоставленная из Федерального бюджета для выплаты компенсации стоимости путевок для организации и оздоровления детей в детские оздоровительные лагеря в установленном законодательством РФ случае носит целевое назначение расходов и не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц. Таким образом, на основании приведенных норм действующего законодательства и с учетом установленных фактических обстоятельств дела суд приходит к выводу, что в силу положений п.1 ст. 217 НК РФ выплата спорной компенсации стоимости путевок на 2 детей в *** и *** г. должна быть произведена ответчиком в полном объеме из установленной суммы 10000 руб. на каждого ребенка соответственно. Удержание из этих сумм НДФЛ признается незаконным и недоплаченные суммы подлежат возврату истцу. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования удовлетворить, признать незаконным удержание денежных сумм 2600 руб. в *** г. и 2600 руб. в *** г. произведенное ФКУ (ранее ФБУ) Исправительная колония № УФСИН России по <адрес> с Буторина П.В. исчисленных из совокупного дохода сотрудника с сумм компенсации для организации отдыха и оздоровления детей; взыскать с ФКУ Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» в пользу Буторина П.В. 5200 руб. Взыскать с Федерального казённого учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» государственную пошлину в размере 800 рублей. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий Л.Т. Зеленина