именем Российской Федерации Бежецкий городской суд Тверской области в составе: председательствующего судьи Цветкова В.В., при секретаре судебного заседания Максимовой Е.В., с участием помощника Бежецкого межрайонного прокурора Переверзева С.С., представителя заинтересованного лица – администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> главы администрации Морозова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Бежецке 18 августа 2011 г. гражданское дело по заявлению Бежецкого межрайонного прокурора в защиту неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> о признании бездействия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора незаконным, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную за хозяйственными постройками (складами) СПК «<адрес>» в д. <адрес>, установил: Бежецкий межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования <адрес> сельское поселение» <адрес> (далее – администрация <адрес> сельского поселения) о признании бездействия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора незаконным и о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную за хозяйственными постройками (складами) СПК «<адрес>» в д. <адрес>. Требования мотивированы следующим. Бежецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения на территории муниципального образовании «<адрес> сельское поселение» <адрес> законодательства, регламентирующего сбор, хранение, захоронение твёрдых бытовых и промышленных отходов. В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Пунктом 1 ст. 13 ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Статьёй 1 Закона Тверской области от 18 сентября 2007 г. № 97-ЗО «О решении органами местного самоуправления <адрес> вопросов местного значения поселений <адрес> в 2008 году» предусмотрено, что органы местного самоуправления поселений <адрес>, за исключением органов местного самоуправления поселений, входящих в состав <адрес> и <адрес>ов <адрес>, решают вопросы местного значения, предусмотренные ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», кроме вопросов местного значения, решаемых органами местного самоуправления муниципальных районов. Согласно п. 1 ст. 55 ФЗ от 10 января 2001 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные шельфы. В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 21 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территории городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Согласно п. 18 ст. 8 Устава муниципального образования «<адрес> сельское поселение» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Пунктом 20 ч. 2 ст. 32 Устава предусмотрено, что администрация сельского поселения организует сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. В ходе проверки установлено, что на территории сельского поселения на участке, расположенном за хозяйственными постройками (складами) СПК «<адрес>» в д. <адрес>, имеется свалка бытовых отходов и мусора, которая является несанкционированной. Согласно ст. 3 ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранению биологического разнообразия. Наличие несанкционированной свалки нарушает права граждан на охрану здоровья, поддержание благоприятной окружающей природной среды. До настоящего времени несанкционированная свалка органами местного самоуправления не ликвидирована. Бездействие органов власти муниципального образования <адрес> сельское поселение в данной сфере является незаконным. Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации <адрес> сельского поселения по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с территории несанкционированной свалки и возложить на администрацию <адрес> сельского поселения обязанность в срок до *** ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную за хозяйственными постройками (складами) СПК «<адрес>» в д. <адрес>. В судебном заседании помощник Бежецкого межрайонного прокурора Переверзев С.С. полностью поддержал доводы заявления и просил его удовлетворить. Представитель заинтересованного лица Морозов В.А. заявленные требования не признал. Пояснил, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, находится в собственности СПК <адрес>, поэтому администрация <адрес> сельского поселения не должна убирать территорию за собственника. Администрацией <адрес> сельского поселения с обществом с ограниченной ответственностью «Многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства» (далее – ООО «МПКХ») заключен договор на оказание услуг по размещению, утилизации отходов на городскую свалку. В бюджете администрации <адрес> сельского поселения не заложены деньги на уборку мусора. Имеется возможность собрать мусор, но существует проблема с его вывозом, т.к. ООО «МПКХ» ссылается на отсутствие в достаточном количестве специальной техники, а у администрации <адрес> сельского поселения такой техники нет. Выслушав объяснения помощника Бежецкого межрайонного прокурора, представителя заинтересованного лица, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ и п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п. 1 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Пунктом 1 ст. 55 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ органы местного самоуправления при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного физического воздействия на окружающую среду в городских поселениях. В соответствии с п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно абз. 7, 13 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путём присуждения к исполнению обязанности в натуре и иными способами, предусмотренными законом. Главой 25 ГПК РФ предусмотрена возможность обжалования бездействия органов местного самоуправления. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ). Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ч. 1 ст. 258 ГПК РФ). Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ). Как следует из представленного представителем заинтересованного лица договора, заключенного *** между администрацией <адрес> сельского поселения и ООО «МПКХ», последнее обязалось на период до *** осуществлять приём доставленных отходов, а также их размещение и утилизацию (л.д. 155). В соответствии с подпунктами 2, 4 ст. 13 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы, помимо прочего, обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, а также ликвидировать последствия захламления земель. В абзаце 3 пункта 2 ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств. Требования в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории <адрес> установлены Правилами в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории <адрес>, утверждёнными постановлением Администрации Тверской области от 26 ноября 2008 г. № 430-па (далее – Правила Тверской области). <адрес> являются обязательными к исполнению для органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями расположенных на территории <адрес> земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе для юридических лиц, обладающих указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 1.1). Согласно пунктам 9.1, 9.2 Правил Тверской области сбор и временное хранение отходов производства, образующихся в результате деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно в контейнеры и бункеры-накопители, установленные на контейнерные площадки, оборудованные на собственных территориях; хозяйствующие субъекты, обязаны оборудовать контейнерные площадки и установить контейнеры и бункеры-накопители для сбора твёрдых бытовых и крупногабаритных отходов. В силу подпункта 5) п. 12.1 Правил Тверской области обязанность по организации и/или производству работ по уборке и содержанию территорий хозяйствующих субъектов и прилегающей территории на расстоянии не менее пяти метров возложена на хозяйствующий субъект, в собственности, владении, пользовании которого находится указанная территория. В соответствии с п. 12.2 Правил Тверской области обязанности по уборке и содержанию прилегающих и закреплённых территорий, возлагаемые на собственников, владельцев, пользователей территорий, а также в случаях, когда лицо, осуществляющее указанные обязанности, не предусмотрено, возлагаются: 1) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, переданных во владение и/или пользование, аренду третьим лицам, и прилегающей к ним территории на расстоянии не менее пяти метров - на владельцев и/или пользователей, арендаторов этих территорий: граждан и юридических лиц; 2) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не переданных во владение и/или пользование, аренду третьим лицам, - на администрации муниципальных образований, эксплуатационные организации; 3) на земельных участках, находящихся в частной собственности, и прилегающей к ним территории на расстоянии не менее пяти метров - на собственников объектов: граждан и юридических лиц. Аналогичные положения содержатся в пунктах 2.1, 2.2 Правил благоустройства и санитарного содержания территории <адрес> сельского поселения Бежецкого района Тверской области, утверждённых решением Совета депутатов <адрес> сельского поселения от 14 апреля 2010 г. № 58 (л.д. 13-40). Как следует из акта выхода на место, составленного *** в рамках проведения проверки Бежецкой межрайонной прокуратурой, на участке, расположенном за хозяйственными постройками (складами) СПК «<адрес>» в д. <адрес> сельского поселения <адрес>, установлено наличие несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора (л.д. 5-6). В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный на территории <адрес> сельского поселения, между д. <адрес> (за складскими помещениями) и д. <адрес> входит в состав земель обще-долевой собственности СПК <адрес>, что следует из объяснений представителя заинтересованного лица Морозова В.А., объективно подтверждено справкой Управления Росреестра по <адрес> по состоянию на *** (л.д. 156) и ничем не опровергнуто. Поскольку муниципальное образование «<адрес> сельское поселение» <адрес> не является ни землевладельцем, ни землепользователем указанного участка, на котором расположена несанкционированная свалка, а этот участок имеет собственника – самостоятельного хозяйствующего субъекта, обязанного в силу Земельного кодекса РФ предотвращать захламление принадлежащих ему земель отходами и ликвидировать последствия такого захламления, то у суда нет оснований для удовлетворения требований, заявленных прокурором к администрации <адрес> сельского поселения. Не может служить таким основанием и то, что администрацией <адрес> сельского поселения не в полной мере организована работа по сбору и вывозу бытовых отходов с территории муниципального образования, поскольку материалы дела не содержат доказательств нарушения в связи с этим прав граждан на охрану здоровья, поддержание благоприятной окружающей природной среды, т.е. подтверждающих наличие иных несанкционированных свалок бытовых отходов на территории указанного муниципального образования, обязанность по ликвидации которых лежит на администрации <адрес> сельского поселения. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд решил: отказать в удовлетворении заявленных требований Бежецкого межрайонного прокурора к администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> о признании бездействия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора незаконным и о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную за хозяйственными постройками (складами) СПК «<адрес>» в д. <адрес>, в срок до *** Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 23 августа 2011 г. Председательствующий