Дело № 2-939/2011 год Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 20 октября 2011 года Бежецкий городской суд Тверской области в составе председательствующего Кириллова В.В., при секретаре Покровской О.Н., с участием истицы Донской Т.А., представителя ответчика Маяковой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Бежецке гражданское дело по иску ДОНСКОЙ Т.А. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) <адрес> о назначении и выплате досрочной трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера, У С Т А Н О В И Л: Донская Т.А. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) <адрес> (далее по тексту – ГУ УПФ) о назначении и выплате досрочной трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера, в обоснование которого указала, что *** она со всеми документами, которые необходимы для назначения пенсии по старости по приглашению ГУ УПФ обратилась в группу оценки пенсионных прав ГУ УПФ. Специалист этой группы ФИО1 проверила ее документы, в том числе трудовую книжку, и рекомендовала ей обратиться в клиентскую службу с заявлением для назначении пенсии по старости ***, то есть в день, когда ей исполнится 55 лет, что она и сделала. Таким образом, ей с *** была назначена пенсия по старости на общих основаниях, хотя она имеет стаж 8 лет 6 месяцев работы в Карелии, то есть в районах Крайнего Севера, а это дает ей право на назначение пенсии с более раннего срока. В день обращения в ГУ УПФ *** у нее это право уже было. На тот момент она этого не знала, а специалисты группы оценки пенсионных прав ей не разъяснили. Считала, что в день обращения в ГУ УПФ *** специалист группы ФИО1 должна была тщательно проверить ее трудовую книжку и увидев, что она имеет стаж работы на Крайнем Севере больше половины требуемых 15 лет – 8 лет 6 месяцев, объяснить ей подать заявление на пенсию. Из трудовой книжки достаточно хорошо видно, что она работала в Карелии, но даже если у работников ГУ УПФ возникли по этому поводу сомнения, они должны были все равно принять от нее заявление на пенсию и запросить в Карелии соответственно подтверждающие документы, так как со дня подачи заявления на пенсию законом предусмотрен трехмесячный срок для проверки или уточнения стажа пенсионера. Ничего этого специалистами группы оценки пенсионных прав сделано не было и устно у нее не уточнили, где именно она работала. Кроме того, был сделан запрос в Карелию об уточнении ее стажа, а что это было в Карелии (районе Крайнего Севера) не уточнили и не учли. Если бы ей предложили самой предоставить справку о подтверждении работы на Крайнем Севере, она бы это сделала, но ни о какой справке речи не было. На ее обращение в ГУ УПФ *** по вопросу выплаты пенсии с *** ей ответили отказом, с которым она не согласна. В результате неправильных действий специалистов ГУ УПФ она недополучила пенсию за период с *** по ***. Истица просила суд обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера с даты обращения, то есть с ***, и обязать ответчика произвести доплату пенсии за период с *** по ***. В судебном заседании истица Донская Т.А. поддержала исковые требования, суду пояснила, что где-то в конце *** года она получила почтовую карточку с приглашением в Управление Пенсионного фонда для подготовки документов на пенсию, и *** пришла в группу оценки пенсионных прав. Как ей было указано, с собой принесла паспорт, трудовую книжку, свидетельство о рождении дочери, трудовой договор по месту работу в настоящее время. Специалист ФИО1, проверив документы, сказала ей обратиться в клиентскую службу с заявлением для назначения пенсии по старости в день, когда ей исполнится 55 лет, или накануне, поэтому с заявлением о назначении пенсии она обратилась только ***. До этого дня никаких заявлений о назначении пенсии не подавала. Пенсионным законодательством она не интересовалась, и не знала, что может выйти на пенсию ранее достижения возраста 55 лет. О том, что она работала в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в ГУ УПФ никому не сообщила, но полагает, что специалист группы оценки пенсионных прав застрахованных лиц была обязана это выяснить и разъяснить ей право на досрочную трудовую пенсию по старости, с учетом уменьшения возраста. Однако специалист ФИО1 не увидела из трудовой книжки, что ее работа протекала в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Считала, что это ошибка специалиста ГУ УПФ. Учитывая, что ошибку нужно исправлять, ей необходимо назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня прихода в ГУ УПФ, то есть с ***. Представитель ответчика по доверенности Маякова С.Н. иск не признала и пояснила, что подп.6 п.1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее по тексту – Федеральный закон) предусмотрено досрочное назначение трудовой пенсии по старости мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностям и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. В соответствии с п.1 ст.19 Федерального закона пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считает день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п.2 ст.19 Федерального закона). Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержден постановлением Минтруда и ПФР от 27 февраля 2002 года № 16/19 па (Перечень). Согласно п.2 Перечня, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости (страховой части трудовой пенсии по старости), должны быть приложены документы: - удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству (паспорт); - о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ (трудовая книжка); - о среднемесячном заработке за *** годы или 60 месяцев подряд до *** в течение трудовой деятельности. Кроме того, в необходимых случаях прилагаются документы о месте пребывания или фактического проживания на территории РФ, об изменении фамилии, имени, отчества и другие. Пунктом 5 Перечня предусмотрено, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 27.1 и 28 Закона помимо документов, перечисленных в п.2 Перечня, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ, в частности справки, уточняющие особый характер работ, выданные организациями и учреждениями, где работал заявитель, либо справки архивных учреждений. Донская Т.А. с заявлением о назначении пенсии по п.1 ст.7 Федерального закона и с необходимыми документами обратилась в клиентскую службу ГУ УПФ ***. При обращении к заявлению были приложены: СНИЛС, копия паспорта, трудовая книжка, копия свидетельства о рождении ФИО2 (дочери), копия свидетельства о заключении брака, справки о работе. Ранее *** заявления о назначении пенсии от Донской Т.А. не поступало. Согласно Регламенту проведения правовой обработки сведений о трудовом стаже застрахованных лиц, уходящих на пенсию по старости, утвержденному приказом управляющего ОПФР по <адрес> от *** с изменениями от ***, с целью сокращения сроков назначения пенсии территориальными органами Пенсионного фонда РФ проводится предварительная работа с гражданами, уходящими на пенсию. Такая работа начинается не менее, чем за три месяца до возникновения права на трудовую пенсию по старости на общих основаниях. Списки кандидатов формируются на основании данных, предоставляемых работодателями на своих работников в территориальные органы Пенсионного фонда РФ. Правовая обработка сведений о трудовом стаже застрахованных лиц, имеющих специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, проводится за шесть месяцев до наступления права на досрочную трудовую пенсию по спискам, представляемым работодателями. Граждане, претендующие на досрочное назначение трудовой пенсии, могут и сами заявить о своем праве. Донская Т.А. значилась в списках кандидатов, уходящих на пенсию в *** году, на общих основаниях, то есть при достижении возраста 55 лет. В *** года группой оценки пенсионных прав застрахованных лиц (группа ОППЗЛ) в адрес Донской Т.А. было направлено приглашение, в котором предлагалось явиться в ГУ УПФ для проверки документов, необходимых для назначения пенсии, как кандидата на пенсию на общих основаниях. *** она явилась в группу ОППЗЛ и для проверки представила паспорт, трудовую книжку, СНИЛС, свидетельство о рождении ребенка, свидетельство о заключении брака. Других документов представлено не было. При проверке трудовой книжки Донской Т.А. были обнаружены ошибки в записях о работе и нечитаемые печати организаций, поэтому были необходимы справки о работе в данных организациях, с чем Донская Т.А. была ознакомлена и в журнале приема граждан имеется ее подпись. С целью оказания содействия в истребовании справок о работе специалистом группы ОППЗЛ были направлены запросы о подтверждении периодов работы в <адрес> конторе общепита с *** по ***, в <адрес> ЦБК со *** по ***, в <адрес> с *** по ***, в <адрес> с *** по ***. В исковом заявлении Донская Т.А. указывает, что из трудовой книжки хорошо видно, что работа протекала в Карелии (районе Крайнего Севера). Однако, из записей в трудовой книжке это не усматривается. При обращении в группу ОППЗЛ Донской Т.А. не заявлялось требований об оценке представленных документов с целью досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.6 п.1 ст.28 Закона, поэтому ей было разъяснено, что заявление о назначении трудовой пенсии по старости она может подать в Клиентскую службу ГУ УПФ по достижении возраста 55 лет или за месяц до возникновения права на трудовую пенсию по старости. Согласно данным АРМ «Клиентская служба», заявление Донской Т.А. о назначении трудовой пенсии по п.1 ст.7 Федерального закона (трудовая пенсия по старости на общих основаниях) зарегистрировано ***, рег.№. Заявления о досрочном назначении трудовой пенсии по подп.6 п.1 ст.28 Закона в ГУ УПФ от Донской Т.А. не поступало. По мнению ответчика, пенсия Донской Т.А. назначена и выплачивается правильно в соответствии с действующим пенсионным законодательством. Правовых оснований для перерасчета пенсии и выплаты каких-либо сумм с *** по *** не имеется. Представитель ответчика Маякова С.Н. просила в иске Донской Т.А. отказать. Выслушав объяснения сторон, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, пенсионное дело Донской Т.А., суд находит иск подлежащим удовлетворению частично. Согласно справке №, выданной ГУ УПФ *** (л.д.8), Донская Т.А. получает пенсию по старости, назначенную *** на общих основаниях. С *** размер пенсии составляет 7662 рубля 78 копеек, Донская Т.А. имеет страховой стаж 33 года 11 месяцев 17 дней. Истица считала, что на день прихода в ГУ УПФ *** она уже обладала правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и такие доводы суд находит обоснованными. В соответствии с подп.6 п.1 ст.28 Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта. Как усматривается из трудовой книжки Донской Т.А. (л.д.9-15), с *** по *** она работала в <адрес> конторе общепита учеником пекаря в столовой № и затем пекарем 3 разряда в ресторане «<адрес>»; с *** по *** упаковщицей бумажной фабрики № <адрес> целлюлозно-бумажного комбината <адрес>; со *** по *** подсобной рабочей в <адрес>; с *** по *** поваром 3 категории на <адрес>; с *** по *** почтальоном 3 класса по доставке телеграмм <адрес> узла связи; с *** по *** няней-санитаркой ясли-сада № <адрес>, затем поваром и шеф-поваром этого же ясли-сада; со *** по *** учеником оператора в <адрес> почтамта; с *** по *** в отделе рабочего снабжения <адрес> рабочей по переборке овощей, затем учеником кладовщика и кладовщиком. В судебном заседании Донская Т.А. пояснила, что <адрес> контора общепита и <адрес> целлюлозно-бумажный комбинат <адрес> находились в <адрес> Республики Карелия, <адрес> - в <адрес> Республики Карелия, <адрес> – в <адрес> Республики Карелия, <адрес> находился в <адрес>. Данные сведения ничем не опровергнуты. Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029, <адрес>, <адрес> и <адрес> Республики Карелия, а также <адрес> относятся к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. По существу требования Донской Т.А. сводятся к признанию ответчиком ошибки специалиста группы ОППЗЛ и назначению ей трудовой пенсии со дня явки в ГУ УПФ с вышеуказанными документами. В этой связи ходатайствовала о допросе в качестве свидетеля бывшего работника ГУ УПФ ФИО3 Допрошенная в судебном заседании по ходатайству истицы свидетель ФИО3 показала, что до *** года она состояла в должности заместителя начальника ГУ УПФ, курировала работу группы ОППЗЛ. Ей известно, что *** Донская Т.А. по приглашению пришла в группу ОППЗЛ, о чем в журнале регистрации имеется соответствующая запись. Специалист Афанасьева проверила документы Донской Т.А.: паспорт, трудовую книжку, СНИЛС, свидетельство о рождении ребенка, свидетельство о заключении брака, и при этом не усмотрела, что работа Донской Т.А. в отдельные периоды протекала в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Как ей помнится, в трудовой книжке Донской Т.А. не совсем четко читались печати ряда организаций, в которых та работала, поэтому были сделаны запросы в Республику Карелия для подтверждения ее трудового стажа. Запросы подписывала она как заместитель начальника, но также не обратила внимания, что ряд районов в Карелии относится к районам Крайнего Севера. Более того, она не обязана была проверять весь макет пенсионного дела, а просто курировала группу ОППЗЛ. Профессиональную подготовку, обучение специалистов этой группы она не проводила, так как требование вышестоящего руководства «сошло на нет». Ошибку Афанасьевой при подготовке макета пенсионного дела Донской обнаружила специалист ФИО4 в конце августа или начале *** года, когда она (ФИО3) на период отпуска исполняла обязанности начальника ГУ УПФ и председательствовала на заседаниях Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан. В этой связи она (ФИО3) написала докладную на Афанасьеву, так как та поступила не совсем грамотно вследствие недостаточной квалификации, не обратив внимания на местность, приравненную к районам Крайнего Севера, и не разъяснила это кандидату на пенсию. Заявление о назначении пенсии Донская Т.А. подала только ***. Пенсия ей была назначена с ***, то есть по достижении 55 лет. При назначении пенсии на общих основания комиссия обнаружила, что Донская Т.А. имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой в местностях, приравненных в районам Крайнего Севера, но решили этот вопрос «не заострять», так как заявление подано лишь на день раньше, а на размер пенсии это влияния не оказывает. В обязанности специалистов группы ОППЗЛ не входит сопровождать граждан в клиентскую службу для подачи заявления о назначении пенсии. Проанализировав представленные доказательства, суд полагает, что из трудовой книжки истицы не представляется возможным достоверно установить, в каких районах Республики Карелия располагались <адрес> контора общепита, <адрес>, <адрес>, <адрес>, а также в каком районе <адрес> располагался <адрес>. Не усматривается это и из содержащейся в пенсионном деле Донской Т.А. архивной справки администрации <адрес> муниципального района от *** №, представленной по запросу ГУ УПФ. Более того, истица Донская Т.А., находясь в предпенсионном возрасте, не проявляла должной инициативы и не уделяла достаточного внимания вопросу о досрочном назначении трудовой пенсии, не проявляла интереса к изучению пенсионного законодательства, в пенсионный орган за консультацией самостоятельно не обращалась, а прибыла лишь по приглашению ***. Причем, находясь на приеме в группе ОППЗЛ, что подтверждается записью в журнале регистрации за №, Донская Т.А. не предоставила никакой информацию о местности, в которой осуществляла свою трудовую деятельность. Наряду с изложенным суд не может согласиться с доводами истицы о том, что досрочная трудовая пенсия ей должна быть назначена с ***. При этом исходит из следующего. Согласно ст.19 Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления. Таким образом, действующим пенсионным законодательством установлен заявительный порядок назначения трудовой пенсии. Установлено, что *** истица Донская Т.А. впервые обратилась в ГУ УПФ с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости. Ранее указанной даты, в том числе ***, с таким заявлением она к ответчику не обращалась, что подтвердила в судебном заседании. Согласно п.3.6 Положения о группе оценки пенсионных прав застрахованных лиц, к функциям данной группы ГУ УПФ относится проведение работы с кандидатами на трудовую пенсию по старости по проверке документов о трудовом (страховом) стаже и заработке застрахованных лиц. Прием заявления и документов для назначения пенсии не относится к функциям группы ОППЗЛ. Должностной инструкцией на специалиста-эксперта группы ОППЗЛ не возложена обязанность сопровождения кандидатов на пенсию в клиентскую службы ГУ УПФ для подачи заявления. Следовательно, так называемая «ошибка» специалиста в данном случае не может являться основанием для назначения трудовой пенсии Донской Т.А. с ***. Учитывая суммарно трудовой стаж истицы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исходя из расчета, предусмотренного ст.28 Федерального закона, на момент обращения за пенсией, то есть на *** у Донской Т.А. возникло право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.6 п.1 ст.28 Федерального закона, с учетом уменьшением возраста. Между тем, как установлено в судебном заседании, трудовая пенсия по старости истице назначена на общих основаниях с ***, то есть по достижении возраста 55 лет, что является неверным. Довод представителя ответчика о том, что *** Донской Т.А. было подано заявление о назначении трудовой пенсии по старости на общих основаниях, поэтому пенсия назначена правильно, суд находит необоснованным, так как на пенсионный орган возложена обязанность проводить правовую обработку сведений о трудовом стаже застрахованных лиц. Принимая во внимание, что Донская Т.А. на дату обращения за назначением трудовой пенсии по старости, то есть на ***, уже обладала правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.6 п.1 ст.27 Федерального закона, именно с этого дня ей должна быть назначена такая пенсия. В этой связи ответчика надлежит обязать произвести доплату пенсии по старости истице с *** по ***. Поскольку довод истицы о необходимости назначения такой пенсии с иной даты (***) ничем объективно (заявлением) в судебном заседании подтвержден не был, в удовлетворении ее требования о назначении с *** досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, надлежит отказать. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск ДОНСКОЙ Т.А. удовлетворить частично. Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) <адрес> назначить Донской Т.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с момента обращения, то есть с ***. Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) <адрес> произвести доплату пенсии по старости Донской Т.А. с *** по ***. В остальной части иска Донской Т.А. отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 суток в Тверской областной суд, с подачей жалобы через Бежецкий городской суд. Председательствующий: