О признании незаконным бездействия администрации по сбору и вывозу мусора (2-1081/2011)



Дело № 2-1081/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 декабря 2011 года

Бежецкий городской суд Тверской области

в составе председательствующего Кириллова В.В.,

при секретаре Покровской О.Н.,

с участием прокурора Борисова В.П.,

представителя заинтересованного лица – главы администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Егорова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>

гражданское дело по заявлению Бежецкого межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора и возложении обязанности организовать вывоз несанкционированной свалки, бытовых отходов и мусора,

У С Т А Н О В И Л:

Бежецкий межрайонный прокурор обратился в суд с указанным заявлением, мотивировав требования тем, что Бежецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения на территории муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> законодательства, регламентирующего сбор, хранение, захоронение твердых бытовых и промышленных отходов. В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с п.20 ст.32 Устава муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> установлено, что к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с требованиями ч.2 ст.21, ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года №52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст.12, 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» таковые подлежат размещению на специально отведенных для этих целей объектах, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. В силу ст.72 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления должен осуществляться муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования. В нарушение данных норм законодательства администрация <адрес> сельского поселения не организовала своевременный сбор и вывоз отходов и мусора, что привело к возникновению напротив <адрес> несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора. Образование указанной свалки на территории сельского поселения в результате бездействия органов местного самоуправления привело к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, способствующих в дальнейшем распространению различных видов заболеваний, к нарушению прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, закрепленных в ст.42 Конституции РФ и ст.11 Закона РФ «Об охране окружающей среды». Нарушение природоохранного и санитарного законодательства прямо затрагивают интересы неопределенного круга лиц, поскольку создают угрозу причинения вреда здоровью людей и природной среде. Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, возложить на администрацию муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> обязанность по организации вывоза несанкционированной свалки бытовых отходов напротив <адрес>.

В судебном заседании прокурор Борисов В.П. заявленные требования уточнил, просил суд признать бездействие администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора незаконным, возложить на администрацию муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> обязанность по организации вывоза несанкционированной свалки бытовых отходов напротив <адрес> в срок до ***.

Представитель заинтересованного лица - глава администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Егоров С.А. заявленные требования признал и пояснил, что администрации Фралевского сельского поселения приобрела трактор, в штат введена единица механизатора, в настоящее время оформляются документы на трактор, а также решается вопрос о приобретении прицепа. В срок до *** свалка будет ликвидирована.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит уточненные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.3 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Нормами ч.2 ст.21 и ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия, и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.1 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Пунктом 21 статьи 32 Устава муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> к вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Как следует из материалов дела, актом прокурорской проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства от ***, составленным помощником Бежецкого межрайонного прокурора Переверзевым С.С., установлено, что в нарушении требований действующего законодательства в д.<адрес> напротив <адрес> имеется несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора (л.д.5, фототаблица – л.д.6).

Глава администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> Егоров С.А. подтвердил сведения, содержащиеся в акте прокурорской проверки.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что администрацией муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> требования федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления не исполнены. На территории указанного муниципального образования не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина взысканию с заинтересованного лица не подлежит.

Руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные Бежецким межрайонным прокурором требования удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> в части организации сбора и вывоза мусора с территории несанкционированной свалки незаконным. Обязать администрацию муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> в срок до *** организовать вывоз несанкционированной свалки бытовых отходов напротив <адрес> сельского поселения <адрес>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 суток в Тверской областной суд, с подачей жалобы через Бежецкий городской суд.

Председательствующий: