О признании незаконным бездействия администрации по сбору и вывозу бытовых отходов (2-1082/2011)



дело № 2-1082/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Бежецкий городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Ильиной Г.В.,

при секретаре Суворовой О.Н.,

с участием помощника Бежецкого межрайонного прокурора Борисова В.П.,

представителя заинтересованного лица – администрации муниципального образования «Городское поселение- г.Бежецк» Бежецкого района Тверской области Арсеньевой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 08 декабря 2011 года в г. Бежецке гражданское дело по заявлению Бежецкого межрайонного прокурора в порядке ст. 245 ГПК РФ в защиту неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Городское поселение – <адрес>» <адрес> о признании бездействия администрации по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора незаконным и возложении обязанности на администрацию ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора,

у с т а н о в и л

Бежецкий межрайонный прокурор обратился в суд с указанным заявлением, мотивировав требования тем, что Бежецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения на территории <адрес> законодательства, регламентирующего сбор, хранение, захоронение твердых бытовых и промышленных отходов. В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ и п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003г. №131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п. 19 ст. 8 Устава муниципального образования «Городское поселение – <адрес>» <адрес>» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст.12, 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. В силу статьи 72 Земельного Кодекса РФ органами местного самоуправления должен осуществляться муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования. В нарушение данных норм законодательства администрация городского поселения – <адрес> не организовала своевременный сбор и вывоз отходов и мусора, что привело к возникновению напротив <адрес> несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора. Образование указанной свалки на территории <адрес> в результате бездействия органов местного самоуправления привело к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий способствующих в дальнейшем распространению различных видов заболеваний, к нарушению прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, закрепленных в ст.42 Конституции РФ и ст.11 Закона РФ «Об охране окружающей среды». Нарушение природоохранного и санитарного законодательства прямо затрагивает интересы неопределенного круга лиц, поскольку создают угрозу причинения вреда здоровью людей и природной среде. В целях обеспечения защиты санитарно-эпидемиологического благополучия населения прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Городское поселение – <адрес>» <адрес> по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора и возложить на администрацию обязанность ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов напротив <адрес>.

В судебном заседании прокурор Борисов В.П. заявленные требования полностью поддержал, уточнив, что просит обязать администрацию МО «Городское поселение – <адрес>» <адрес> ликвидировать несанкционированную свалку отходов в срок до ***.

Представитель заинтересованного лица администрации городского поселения <адрес> по доверенности Арсеньева Ю.В. заявленные требования признала и пояснила, что для удаления этой свалки требуется время, администрация обязуется убрать свалку до ***

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.3 ФЗ №89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

Согласно ч.1 ст. 51 «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Нормами ч.2 ст.21 и ч.1 ст.22 ФЗ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия, и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно ч.1 п.18 ст.14 ФЗ №131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч.1 ст.8 ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

По п. 19 ст. 8 Устава муниципального образования «Городское поселение – <адрес>» <адрес> к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с п.19 ст. 32 указанного Устава администрация поселения организует сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.

Как видно из материалов дела, установлено актом прокурорской проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства от ***, составленным помощником Бежецкого межрайонного прокурора Переверзевым С.С., и не оспаривается сторонами, что на территории городского поселения <адрес> на участке, расположенном напротив <адрес> имелась свалка отходов.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что администрацией муниципального образования «Городское поселение – <адрес>» <адрес> требования федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления не были исполнены. На территории администрации «Городское поселение – <адрес>» <адрес> не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза отходов, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде. Однако на день вынесения решения администрация городского поселения – <адрес> свою обязанность выполнила и ликвидировала несанкционированную свалку напротив <адрес>.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина взысканию с заинтересованного лица не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявленные требования Бежецкого межрайонного прокурора удовлетворить:

- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Городское поселение – <адрес>» <адрес>» в части организации сбора и вывоза отходов с территории несанкционированной свалки;

- обязать администрацию муниципального образования «Городское поселение – <адрес>» <адрес>» в срок до *** ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную напротив <адрес>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в Тверской областной суд, с подачей жалобы через Бежецкий городской суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 13 декабря 2011 года.

Председательствующий: