Именем Российской Федерации 16 декабря 2011 года Бежецкий городской суд Тверской области в составе председательствующего Кириллова В.В., при секретаре Покровской О.Н., с участием прокурора Переверзева С.С., представителя заинтересованного лица - администрации муниципального образования «Городское поселение – город Бежецк» Арсеньевой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Бежецке гражданское дело по заявлению Бежецкого межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Городское поселение – город Бежецк» Бежецкого района Тверской области и возложении обязанности по восстановлению освещения, У С Т А Н О В И Л: Бежецкий межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Городское поселение – город Бежецк» Бежецкого района Тверской области и возложении обязанности по восстановлению освещения. В обоснование заявления указано, что Бежецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения на территории городского поселения законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения. В соответствии с п.21 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесена организация освещения улиц. В соответствии с п.22 ч.1 ст.8 Устава муниципального образования «Городское поселение – город Бежецк» установлено, что к вопросам местного значения поселения относится организация освещения улиц. В соответствии с п.4 ст.6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» «Городское поселение – город Бежецк» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местно самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с п.3.10 «Правил в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области» утвержденных постановлением администрации Тверской области от 26 ноября 2008 года все устройства наружного освещения должны поддерживаться в исправном состоянии. В соответствии с требованиями п.4.5.5 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» замену вышедшего из строя источника света следует осуществлять в течение суток с момента обнаружения неисправности. При проведении совместной проверки с представителями ОГИБДД МО МВД России «Бежецкий» установлено, что на улицах Большая, Тверская, Садовая и на мосту через реку Молога г.Бежецка Тверской области при наличии фонарных столбов искусственное освещение дорожного покрытия отсутствует на следующих участках: ул.Большая - через дорогу от дома № 65 – 1 прибор освещения, напротив памятника Андрееву – 1 прибор освещения, напротив дома № 57 – 1 прибор освещения, напротив дома № 25 – 1 прибор освещения, напротив дома № 1 – 1 прибор освещения; напротив дома № 2 – 1 прибор освещения; ул.Тверская - напротив дома № 24 – 2 прибора освещения; ул.Садовая - напротив дома № 17 - 1 прибор освещения; мост через реку Молога – 2 прибора освещения. Отсутствие достаточного освещения не позволяет участникам дорожного движения выполнять требования Правил дорожного движения РФ, вызывает опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, что создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц – участников дорожного движения. Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Городское поселение – город Бежецк» в связи с неустранением недостатков уличного освещения на улицах Большая, Тверская, Садовая и на мосту через реку Молога г.Бежецка Тверской области. В судебном заседании прокурор Переверзев С.С. заявленные требования поддержал. Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования «Городское поселение – город Бежецк» по доверенности Арсеньева Ю.В. подтвердила сведения о неисправности уличного освещения на указанных прокурором участках, однако считала заявленные требования необоснованными. Суду пояснила, что администрация городского поселения получила информацию о негорящих фонарях только 13 декабря 2011 года из определения суда и приложенных к нему документов. В соответствии с договором специалисты ООО «Тверьоблэлектро» 15 декабря 2011 года должны были устранить нарушения освещения, но занимались в тот день ликвидацией аварии на другом участке. Просила в удовлетворении заявления прокурору отказать, поддержала возражения администрации, из которых следует, что в заявлении прокурора указаны требования Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» о замене вышедшего из строя источника света в течение суток с момента обнаружения. Данный срок установлен для устранения неисправности сигнальных столбиков и маяков, который не применим к уличному освещению. В соответствии с п.3.14 «Правил в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области», утвержденных постановлением администрации Тверской области от 26 ноября 2008 года № 430-па, срок восстановления горения отдельных светильников не должен превышать 10 суток с момента обнаружения или поступления соответствующего сообщения. В случае поступления жалоб на отсутствие искусственного освещения на фонарных столбах администрация городского поселения реагирует незамедлительно, направляется по факсу письмо в ООО «Тверьоблэлектро» для принятия срочных мер по устранению недостатков уличного освещения. Требование о признании незаконным бездействие администрации городского поселения – г.Бежецк в связи с неустранением недостатков уличного освещения является необоснованным, так как администрация будет являться бездействующей только после истечения 10 суток после обнаружения не горящих светильников или поступления соответствующего сообщения. В десятидневный срок уличное освещение по указанным адресам будут устранены. Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. Главой 25 ГПК РФ предусмотрена возможность обжалования бездействия органов местного самоуправления. В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде бездействие органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы. В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с п.21 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.22 ст.8 Устава муниципального образования «Городское поселение – город Бежецк» к вопросам местного значения поселения отнесена организация освещения улиц. Согласно ч.1 ст.23, п.27 ч.2 ст.32 Устава администрация городского поселения является исполнительно-распорядительным органом городского поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе и по организации освещения улиц. В соответствии с п.4 ст.6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Установлено, что Бежецкой межрайонной прокуратурой проводилась проверка соблюдения на территории муниципального образования «Городское поселение – город Бежецк» Бежецкого района Тверской области законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения. При проведении совместной проверки с представителями ОГИБДД МО МВД России «Бежецкий» 28 ноября 2011 года было выявлено, что в г.Бежецке Тверской области при наличии фонарных столбов искусственное освещение дорожного покрытия отсутствует на следующих участках: на улице Большая - через дорогу от дома № 65 – 1 прибор освещения, напротив памятника Андрееву – 1 прибор освещения, напротив дома № 57 – 1 прибор освещения, напротив дома № 25 – 1 прибор освещения, напротив дома № 1 – 1 прибор освещения; напротив дома № 2 – 1 прибор освещения; на ул.Тверская - напротив дома № 24 – 2 прибора освещения; на ул.Садовая - напротив дома № 17 - 1 прибор освещения; на мосту через реку Молога – 2 прибора освещения (л.д.6). Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц городов и других населенных пунктов, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, установлены ГОСТ Р 50597-93, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года № 221. Стандартом определены требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения, в том числе установок наружного освещения. Как следует из абз.2, 11, 12 ГОСТ Р 50597-93, все его требования являются обязательными, направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды и должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения. В соответствии с п.3.10, 3.13, 3.14 «Правил в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области», утвержденных постановлением администрации Тверской области от 26 ноября 2008 года № 430-па, которые обязательны к исполнению для органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, все устройства наружного освещения должны поддерживаться в исправном состоянии. Количество не работающих светильников на улицах не должно превышать 10 % от их общего количества, при этом не допускается расположение не работающих светильников подряд, один за другим. Срок восстановления горения отдельных светильников не должен превышать 10 суток с момента обнаружения неисправностей или поступления соответствующего сообщения. В случае, если неисправные светильники покрывают более 60 % площади, необходимой для освещения, срок восстановления горения светильников не может превышать суток. В соответствии с требованиями п.4.5.5 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» замену вышедшего из строя источника света следует осуществлять в течение суток с момента обнаружения неисправности. Пунктами 4.6.3, 4.6.4, 4.6.5 раздела 4.6 «Наружное освещение» ГОСТ Р 50597-93 предусмотрено, что доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95 %. При этом не допускается расположение не работающих светильников подряд, один за другим. Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч. Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения. Учитывая, что срок восстановления горения неисправных светильников ГОСТ Р 50597-93 не установлен, при определении этого срока следует руководствоваться «Правилами в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области». Суду не представлено доказательств, опровергающих доводы прокурора о том, что неисправные светильники покрывают более 60 % площади, необходимой для освещения, следовательно, срок восстановления горения этих светильников не должен превышать суток с момента обнаружения неисправности или поступления соответствующего сообщения. В связи с изложенным, администрация муниципального образования «Городское поселение – город Бежецк» Бежецкого района Тверской области не выполняется относящиеся к ее компетенции работы по своевременному выявлению и ремонту неисправных приборов искусственного освещения улиц. Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В связи с тем, что отсутствие достаточного освещения не позволяет участникам дорожного движения в полной мере выполнять требования Правил дорожного движения РФ, представляет опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, что создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц - участников дорожного движения, поэтому заявленные Бежецким межрайонным прокурором требования в защиту неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина взысканию с заинтересованного лица не подлежит. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Бежецкого межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Городское поселение – город Бежецк» Бежецкого района Тверской области в связи с не устранением недостатков уличного освещения в г.Бежецке Тверской области. Обязать администрацию муниципального образования «Городское поселение – город Бежецк» Бежецкого района Тверской области восстановить уличное освещение в г.Бежецке Тверской области на следующих участках: на улице Большая - через дорогу от дома № 65 – 1 прибор освещения, напротив памятника Андрееву – 1 прибор освещения, напротив дома № 57 – 1 прибор освещения, напротив дома № 25 – 1 прибор освещения, напротив дома № 1 – 1 прибор освещения; напротив дома № 2 – 1 прибор освещения; на улице Тверская - напротив дома № 24 – 2 прибора освещения; на улице Садовая - напротив дома № 17 - 1 прибор освещения; на мосту через реку Молога – 2 прибора освещения. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 суток в Тверской областной суд, с подачей жалобы через Бежецкий городской суд. Председательствующий: