О признании незаконным бездействия администрации по вывозу и сбору бытовых отходов(2-1089/2011)



дело № 2-1089/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Бежецкий городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Г.В.Ильиной,

при секретаре Суворовой О.Н.,

с участием прокурора Борисова В.П.,

представителя заинтересованного лица – главы администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» Бежецкого района Тверской области Киселевой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 12 декабря 2011 года в г. Бежецке гражданское дело по заявлению Бежецкого межрайонного прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» Бежецкого района Тверской области о признании бездействия администрации в части организации вывоза и сбора мусора с территории несанкционированной свалки незаконным и обязании администрации «<адрес> сельское поселение» Бежецкого района Тверской области ликвидировать несанкционированную свалку,

у с т а н о в и л:

Бежецкий межрайонный прокурор обратился в суд с указанным заявлением, мотивировав требования тем, что Бежецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения на территории муниципального образования «<адрес> сельское поселение» Бежецкого района Тверской области законодательства, регламентирующего сбор, хранение, захоронение твердых бытовых и промышленных отходов. В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ и п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003г. №131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п. 1 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Ст.1 Закона Тверской области «О решении органами местного самоуправления Тверской области вопросов местного значения поселений Тверской области в 2008 году» от 18.09.2007г. №97-ЗО предусмотрено, что органы местного самоуправления поселений Тверской области, за исключением органов местного самоуправления поселений, входящих в состав Калининского и лесного районов тверской области, решают вопросы местного значения, предусмотренные ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», кроме вопросов местного значения, решаемых органами местного самоуправления муниципальных районов. По п. 1 ст. 55 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7-ФЗ органы местного самоуправления при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные шельфы. В соответствии с п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п. 18 ст. 8 Устава муниципального образования <адрес> сельское поселение» <адрес>» к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В ходе проверки установлено, что на территории сельского поселения имеется несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора в д.<адрес> при повороте на д.<адрес> в 200 метрах от автодороги Тверь-Бежецк. Наличие несанкционированной свалки нарушает права граждан (неопределённого круга лиц) на охрану здоровья, поддержание благоприятной окружающей природной среды. Просил признать бездействие администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» Бежецкого района Тверской области в части организации вывоза и сбора мусора с территории несанкционированной свалки незаконным и обязать администрацию ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в д.<адрес> при повороте на д<адрес> в 200 метрах от автодороги Тверь-Бежецк.

В судебном заседании прокурор Борисов В.П. заявленные требования полностью поддержал, уточнив, что просит обязать администрацию МО «<адрес> сельское поселение» <адрес> ликвидировать несанкционированную свалку в срок до ***

Представитель заинтересованного лица - глава администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Киселева С.А. заявленные требования признала полностью и пояснила, что в связи с финансовыми трудностями и зимним периодом требуется время для вывоза указанной свалки.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.3 ФЗ №89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

Согласно ч.1 ст. 51 «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Нормами ч.2 ст.21 и ч.1 ст.22 ФЗ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия, и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно ч.1 п.18 ст.14 ФЗ №131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч.1 ст.8 ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п. 18 ст. 8 Устава муниципального образования «<адрес> сельское поселение» Бежецкого района Тверской области к вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Как видно из материалов дела, установлено актом прокурорской проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства от ***, составленным помощником Бежецкого межрайонного прокурора Переверзевым С.С., и не оспаривается сторонами, что на территории <адрес> сельского поселения на участке, расположенном в д<адрес> при повороте на д<адрес> в 200 метрах от автодороги Тверь-Бежецк, имеется свалка бытовых отходов и мусора (л.д.4-5).

Суд приходит к выводу, что администрацией муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес> требования федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления не исполнены. На территории администрации «<адрес> сельское поселение» Бежецкого района Тверской области не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина взысканию с заинтересованного лица не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявленные требования Бежецкого межрайонного прокурора удовлетворить:

-признать бездействие администрации муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес>» в части организации вывоза и сбора мусора с территории несанкционированной свалки незаконным,

-обязать администрацию муниципального образования «<адрес> сельское поселение» <адрес>» в срок до *** ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в д.<адрес> при повороте на д<адрес> в 200 метрах от автодороги Тверь-Бежецк.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в Тверской областной суд, с подачей жалобы через Бежецкий городской суд.

Председательствующий: