О признании незаконным удержание подоходного налога (2-1058/2011)



Дело № 2-1058/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

13 декабря 2011 г. г. Бежецк, Тверская область

Бежецкий городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Цветкова В.В.,

при секретаре судебного заседания Максимовой Е.В.,

с участием представителя ответчика федерального казённого учреждения «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» по доверенности Максимовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шилова Ф.А. к федеральному казённому учреждению «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» о признании незаконным удержания налога на доходы физических лиц и о возложении обязанности вернуть излишне удержанный налог,

установил:

Шилов Ф.А. обратился в суд с иском к федеральному казённому учреждению «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» (далее – <данные изъяты>) о признании незаконным удержания налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) и о возложении обязанности вернуть излишне удержанный налог.

Требования мотивированы следующим. Шилов Ф.А. является сотрудником уголовно-исполнительной системы и проходит службу в <данные изъяты> В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ на сотрудников уголовно-исполнительной системы распространяется действие «Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», утверждённое постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (далее – Положение о службе в ОВД), абзацем 13 ст. 54 которого предусмотрено производство сотрудникам выплаты один раз в год для оплаты стоимости путёвок их детей в возрасте от шести лет шести месяцев (либо не достигших указанного возраста, но зачисленных в общеобразовательные учреждения для обучения по образовательным программам начального общего образования) до 15 лет включительно в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации, в размере до 10.800 руб. на каждого ребёнка. В соответствии с «Правилами осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, государственной противопожарной службы министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции», утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 911 (далее – Правила выплат), определён порядок осуществления выплаты денежных средств один раз в год сотрудникам уголовно-исполнительной системы для оплаты стоимости путёвок их детей в возрасте от 6 лет 6 месяцев (либо не достигших указанного возраста, но зачисленных в общеобразовательные учреждения для обучения по образовательным программам начального общего образования) до 15 лет включительно в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации. Выплата производится в размере до 10.800 руб. Её размер ежегодно устанавливается руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти. Приказом ФСИН России № 530 от 17 декабря 2010 г. сотрудникам уголовно-исполнительной системы установлен размер такой выплаты в 10.000 руб. на каждого ребёнка из средств федерального бюджета. В *** г. в соответствии со ст. 54 Положения о службе в ОВД, ч. 5 п. 1 Правил выплат, приказом ФСИН России от *** и приказом по <данные изъяты> от *** ему на основании ранее поданного рапорта начислили выплату в 10.000 руб. на одного ребёнка, а выплатили 8.700 руб.. 1.300 руб. были удержаны в виде НДФЛ по ставке 13% со ссылкой на письмо Минфина РФ от ***, разъясняющее ч. 9 ст. 217 НК РФ, что эта выплата является доходом, подлежащим обложению НДФЛ. В *** г. в соответствии со ст. 54 Положения о службе в ОВД, ч. 5 п. 1 Правил выплат, приказом ФСИН России № 530 от 17 декабря 2010 г. и приказом по <данные изъяты> л/с от *** ему начислили выплату в 10.000 руб. на одного ребёнка, а выплатили 8.700 руб.. 1.300 руб. по тем же основаниям были удержаны в качестве НДФЛ, несмотря на то, что согласно письму ФСИН России, полученному в *** г., НДФЛ с данной выплаты удерживаться не должен. В соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы физических лиц, государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с ч. 9 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам и (или) членам их семей, бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидам, не работающим в данной организации, стоимости приобретаемых путёвок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, а также суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путёвок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, предоставляемые: за счёт средств организаций (индивидуальных предпринимателей), если расходы по такой компенсации (оплате) в соответствии с настоящим Кодексом не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций; за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; за счет средств, получаемых от деятельности, в отношении которой организации (индивидуальные предприниматели) применяют специальные налоговые режимы. Поскольку НК РФ не определено понятие компенсационных выплат социального характера, то в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ, ст. 164 ТК РФ под компенсациями следует понимать денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» предусмотрено, что для расчёта среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие). В выплаты социального характера включаются суммы средств, связанные с предоставленными социальными льготами, в частности, на лечение, отдых, проезд, трудоустройство (без пособий из государственных социальных внебюджетных фондов). К выплатам социального характера относится и оплата стоимости путёвок работникам и членам их семей на лечение, отдых, экскурсии, путешествия (кроме, выданных за счёт средств государственных социальных внебюджетных фондов). Статья 165 ТК РФ устанавливает, что работникам помимо гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом, предоставляются гарантии и компенсации в других случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами. Выплаты, производимые аттестованным сотрудникам для оплаты стоимости путёвок их детей школьного возраста, являются компенсацией (социальной выплатой), не являются доходом в смысле ст. 41 НК РФ и не подлежат налогообложению. Данная выплата не входит с систему оплаты труда и не является частью заработной платы. Она является одной из мер дополнительных социальных гарантий и компенсаций предоставляемых для государственных служащих и членов их семей. Данная выплата производится по статье расходов 212 «Прочие выплаты» из средств федерального бюджета отделением федерального казначейства по Бежецкому району Тверской области. Поэтому с указанных выплат НДФЛ был удержан необоснованно и незаконно.

Истец просил признать незаконным удержание НДФЛ с выплаты для оплаты стоимости путёвок для его ребёнка, произведённой на основании абзаца 13 п. 54 Положения о службе в ОВД, Правил, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 911, и обязать ответчика вернуть сумму излишне удержанного НДФЛ в размере 2.600 руб.

Истец Шилов Ф.А. о времени, дате и месте судебного заседания извещён заранее и надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Представил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия, указав, что поддерживает исковые требования и просит их удовлетворить.

Представитель ответчика Максимова М.А. в судебном заседании исковые требования не признала и просила в их удовлетворении отказать. Поддержала доводы отзыва на иск, согласно которым п. 3 ст. 217 НК РФ, предусматривающий освобождение от НДФЛ по установленным компенсационным выплатам, не содержит ссылки на компенсацию стоимости путёвки и оздоровления детей в возрасте до 16 лет. Часть 9 ст. 217 НК РФ предусматривает целевой характер компенсации, то есть реальные расходы родителей по оздоровлению и по оздоровительному отдыху детей школьного отдыха, на что указывает и исчерпывающий перечень санаторно-курортных и оздоровительных организаций. Следовательно, указанная выплата не облагается НДФЛ в случае, если она направлена на оплату стоимости приобретённой путёвки в санаторно-курортные или оздоровительные организации (при предоставлении соответствующих документов). При отсутствии документального подтверждения расходов на приобретение путёвки теряется её целевой характер, и она подлежит обложению НДФЛ, что подтверждено позицией Министерства финансов РФ в письмах от 13 ноября 2009 г. № 03-04-06-01/292, от 21 января 2011 г. № 03-04-05/8-22.

Третье лицо межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Тверской области о времени, месте и дате судебного заседания извещено заранее и надлежащим образом. Его представитель в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело без его участия, указав, что в соответствии с п. 9 ст. 217 НК РФ освобождены от обложения НДФЛ компенсации и выплаты на приобретение санаторно-курортных или оздоровительных путёвок для детей, не достигших 16 лет, за счёт средств, полученных от осуществления приносящей доход деятельности, если расходы по такой компенсации в с НК РФ не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации после уплаты налога на прибыль, либо за счёт средств ФСС. При этом целевое расходование указанных выплат в целях освобождения от обложения НДФЛ предполагает их документальное подтверждение. При отсутствии документального подтверждения целевого использования данных выплат теряется целевой характер, и они подлежат налогообложению на общих основаниях.

Изучив доводы искового заявления и отзыва третьего лица, выслушав представителя ответчика, исследовав представленные доказательства и материалы дела в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 226 НК РФ обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и уплате НДФЛ возложена на российские организации (налоговых агентов), от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил налогооблагаемые доходы.

Согласно положениям ст.ст. 209, 210 НК РФ объектом обложения НДФЛ для физических лиц – налоговых резидентов Российской Федерации признаётся доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Не подлежат обложению НДФЛ суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путёвок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, предоставляемые за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (абзац 3 пункта 9 ст. 217 НК РФ).

Абзацем 2 пункта 1, пунктом 5 Правил выплат определено, что сотрудникам уголовно-исполнительной системы один раз в год в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели соответствующим органом исполнительной власти, осуществляется выплата для оплаты стоимости путёвок их детей в возрасте от 6 лет 6 месяцев (либо не достигших указанного возраста, но зачисленных в общеобразовательные учреждения для обучения по образовательным программам начального общего образования) до 15лет включительно в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации (далее – выплата для оплаты стоимости путёвки).

Выплата для оплаты стоимости путёвки производится в размере до 10.800 рублей независимо от предоставления путёвок в организации отдыха и оздоровления детей, открытых в установленном порядке на территории Российской Федерации (абзац 4 п. 1 Правил выплат).

Размер выплаты для оплаты стоимости путёвки ежегодно устанавливается руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти (абзац 5 п. 1 Правил выплат).

Пунктами 2, 3 Правил выплат установлено, что выплата для оплаты стоимости путёвки осуществляется по месту получения денежного довольствия на основании рапорта, копии свидетельства о рождении ребёнка и, в случае, если оба родителя имеют право на получение выплаты в соответствии с настоящими Правилами, она производится одному из родителей по их выбору при представлении им справки с места службы другого родителя о том, что тому выплата для оплаты стоимости путёвки в текущем году не производилась.

В силу приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 6 июня 2005 г. № 76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» ИК-6 руководствуется Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённым постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1, в абзаце 13 статьи 54 которого содержится положение, аналогичное абзацу 2 п. 1 Правил выплат.

Приказами Федеральной службы исполнения наказаний от *** и от *** сотрудникам уголовно-исполнительной системы в *** г. и ***. был установлен размер выплаты для оплаты стоимости путёвки в размере 10.000 рублей на каждого ребёнка из средств федерального бюджета на эти цели.

В судебном заседании установлено, что проходящий службу в <данные изъяты> с *** истец Шилов Ф.А. имеет ребёнка, не достигшего возраста 15 лет, – ФИО1 *** рождения, что подтверждено справкой <данные изъяты>, копиями контракта от *** о службе в уголовно-исполнительной системе, свидетельства о рождении (л.д. 8, 73, 6).

На основании приказов начальника <данные изъяты> от *** и от *** Шилову Ф.А. в *** г. и в *** г. произведено начисление выплаты из средств федерального бюджета для оплаты стоимости путёвки в размере по 10.000 рублей в каждом году (л.д. 42-48, 37-41), однако фактически было выплачено по 8.700 рублей, т.е. за вычетом НДФЛ в размере по 1.300 рублей с каждой выплаты, что подтверждено справками формы 2-НДФЛ за 2010, 2011 г.г., справками ИК-6 о фактическом размере выплат (л.д. 13, 12, 50, 51).

Из доводов представителя ответчика следует, что удержание НДФЛ с начисленных истцу сумм выплат для оплаты стоимости путёвок обусловлено отсутствием документального подтверждения целевого использования этих выплат, что соответствует позиции Министерства финансов, отражённой в соответствующих письмах.

Однако такие доводы основаны на неверном толковании действующего законодательства о налогах и сборах, прямо предусматривающего в абзаце 3 пункта 9 ст. 217 НК РФ, что обложению НДФЛ не подлежат суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путёвок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, предоставляемые за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При этом ни НК РФ, ни Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, ни Правила выплат не содержат требований, обязывающих сотрудников документально подтверждать целевое использование предоставленных им выплат для оплаты стоимости путёвки их детям с целью освобождения таких выплат от обложения НДФЛ.

Несмотря на то, что пунктом 1 ст. 34.2 НК РФ Министерству финансов Российской Федерации предоставлено право давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, такие письменные разъяснения носят исключительно информационно-разъяснительный характер и не являются обязательными к исполнению нормативными правовыми актами.

Учитывая изложенное, налоговым агентом – ответчиком <данные изъяты> в отсутствие на то законных оснований, т.е. неправомерно, был исчислен и удержан НДФЛ с начисленных истцу Шилову Ф.А. выплат для оплаты стоимости путёвок для его ребёнка в *** г. и в *** г. на общую сумму 2.600 рублей, в связи с чем исковые требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Поскольку при подаче иска, вытекающего из трудовых правоотношений, содержащего одно требование неимущественного характера и одно требование имущественного характера, истец Шилов Ф.А. был освобождён от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ, то в соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы в виде государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика. Размер подлежащей взысканию государственной пошлины суд определяет в соответствии с требованиями абзаца 2 подпункта 1 пункта 1 и абзаца 2 подпункта 3 пункта 1 ст. 333.19 НК РФ (400 руб. + 200 руб.).

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Шилова Ф.А. удовлетворить: признать незаконным произведённое федеральным казённым учреждением «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» удержание налога на доходы физических лиц с выплаченных Шилову Ф.А. в *** г. и в *** г. сумм компенсации стоимости путёвок для детей в организации отдыха и оздоровления.

Взыскать с федерального казённого учреждения «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» в пользу Шилова Ф.А. 2.600 (две тысячи шестьсот) рублей.

Взыскать с федерального казённого учреждения «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» государственную пошлину в размере 600 (шестьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Тверской областной суд через Бежецкий городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 19 декабря 2011 г.

Председательствующий