О признании незаконным бездействия администрации по восстановлению освещения (2-190/2012)



дело № 2-190/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

04 апреля 2012 года г. Бежецк

Бежецкий городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Абрамовой И.В.

при секретаре Репиной Н.А.,

с участием прокурора Григорьевой Е.В.,

представителя заинтересованного лица главы администрации муниципального образования «Лаптихинское сельское поселение Бежецкого района» Киселевой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бежецкого межрайонного прокурора в защиту неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Лаптихинское сельское поселение Бежецкого района» в связи с неустранением недостатков уличного освещения в д. Сырцевке и д. Дрюцково Бежецкого района и возложении обязанности по восстановлению освещения,

у с т а н о в и л :

Бежецкий межрайонный прокурор обратился в суд с названным заявлением, которое мотивировано следующим. В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесена организация освещения улиц. В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 8 Устава МО «Лаптихинское сельское поселение Бежецкого района» к вопросам местного значения поселения относится организация освещения улиц. В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. №196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с п. 3.10. «Правил в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области», утвержденных постановлением администрации Тверской области от 26 ноября 2008 г. №430-па, все устройства наружного освещения должны поддерживаться в исправном состоянии. В соответствии с требованиями п. 4.5.5 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» замену вышедшего из строя источника света следует осуществлять в течение суток с момента обнаружения неисправности. При проведении проверки установлено, что в Лаптихинском сельском поселении Бежецкого района в д. Дрюцково при наличии 2 фонарных столбов по автодороге Бежецк-Тверь, а также в д. Сырцевке на 4 источниках освещения: по ул. Школьной в районе дома №1, ул. Кольцевой в районе д. №5, ул. Косарева в районе дома №15 (2 источника освещения) искусственное освещение дорожного покрытия отсутствует, что не позволяет участникам дорожного движения выполнять требования Правил дорожного движения, вызывает опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, что создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц – участников дорожного движения. Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Лаптихинское сельское поселение Бежецкого района» в связи с неустранением недостатков уличного освещения д. Сырцевке и д. Дрюцково Бежецкого района и возложить обязанность восстановить освещение на указанном участке улицы.

В связи с отказом прокурора от требований в части возложения на администрацию МО «Лаптихинское сельское поселение» обязанности восстановить освещение возле дома №5 по ул. Кольцевой в д. Сырцевке Бежецкого района, дело производством в данной части прекращено.

В судебном заседании прокурор Григорьева Е.В. в остальном поддержала заявленные требования в полном объеме, уточнила, что просят обязать администрацию МО «Лаптихинское сельское поселение» восстановить освещение в д. Дрюцково на 2 фонарных столбах по автодороге Бежецк-Тверь, в д. Сырцевке на 1 источнике освещения, расположенном по ул. Школьной в районе дома №1, а также принять меры по организации освещения на ул. Косарева - 2 источников, в районе дома №15 (школы).

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Лаптихинское сельское поселение Бежецкого района» Киселева С.А. в судебном заседании требования прокурора признала, не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде бездействие органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы.

В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131 - ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесена организация освещения улиц.

В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 8 Устава муниципального образования «Лаптихинское сельское поселение» Бежецкого района к вопросам местного значения поселения относится организация освещения улиц.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196 - ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что Бежецкой межрайонной прокуратурой проводилась проверка соблюдения на территории муниципального образования «Лаптихинское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения. При проведении совместной проверки с представителями ОГИБДД МО МВД России «Бежецкий» выявлено, что при наличии фонарных столбов искусственное освещение дорожного покрытия отсутствует в д. Дрюцково на 2 фонарных столбах по автодороге Бежецк-Тверь, а также в д. Сырцевке на источнике освещение по ул. Школьной, в районе дома №1, на ул. Косарева - в районе дома №15 –школы (на 2 источниках освещения).

Согласно абз. 2, 11, 12 ГОСТа Р 50597-93, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года № 221 (устанавливающего требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц городов и других населенных пунктов, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения) все его требования являются обязательными, направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды и должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.

В соответствии с требованиями п. 4.5.5 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» замену вышедшего из строя источника света следует осуществлять в течение суток с момента обнаружения неисправности.

П.п. 4.6.3, 4.6.4, 4.6.5 раздела 4.6 «Наружное освещение» ГОСТ Р 50597-93 предусмотрено, что доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95 %. При этом не допускается расположение не работающих светильников подряд, один за другим. Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч. Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.

Учитывая, что срок восстановления горения неисправных светильников ГОСТом Р 50597-93 не установлен, при определении этого срока следует руководствоваться «Правилами в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области».

В соответствии с п. 3.10, 3.13, 3.14 «Правил в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области», утвержденных постановлением администрации Тверской области от 26 ноября 2008 года № 430-па, все устройства наружного освещения должны поддерживаться в исправном состоянии. Количество не работающих светильников на улицах не должно превышать 10 % от их общего количества, при этом не допускается расположение не работающих светильников подряд, один за другим. Срок восстановления горения отдельных светильников не должен превышать 10 суток с момента обнаружения неисправностей или поступления соответствующего сообщения. В случае, если неисправные светильники покрывают более 60 % площади, необходимой для освещения, срок восстановления горения светильников не может превышать суток.

Таким образом администрация МО «Лаптихинское сельское поселение» Бежецкого района Тверской области не выполняет относящиеся к ее компетенции работы по своевременному выявлению и ремонту неисправных приборов искусственного освещения улиц.

Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В связи с тем, что отсутствие достаточного освещения не позволяет участникам дорожного движения в полной мере выполнять требования Правил дорожного движения РФ, представляет опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, что создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц - участников дорожного движения, заявленные Бежецким межрайонным прокурором требования подлежат удовлетворению. Суд полагает обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения в десятидневный срок с момента вступления в силу настоящего решения.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно п. 19 ч.1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Поэтому государственная пошлина взысканию с заинтересованного лица не подлежит.

Руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Лаптихинское сельское поселение Бежецкого района Тверской области» по неустранению недостатков уличного освещения в д. Сырцевке и д.Дрюцково Лаптихинского сельского поселения Бежецкого района и обязать ее восстановить искусственное освещение в д. Дрюцково на 2 фонарных столбах по автодороге Бежецк-Тверь, в д. Сырцевке на источнике освещение по ул. Школьной, в районе дома №1, а также принять меры по организации освещения на 2 источниках по ул. Косарева, в районе дома №15 (школы).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий городской суд.

Председательствующий