О признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии (2-180/2012)



дело № 2-180/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Бежецк 05 мая 2012 г.

Бежецкий городской суд Тверской области в составе: председательствующего Абрамовой И. В.

при секретаре Репиной Н.А.

с участием истицы Салий Г.Ю.,

представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Бежецком районе (межрайонное) Тверской области Устимова М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Салий Г.Ю. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Бежецком районе (межрайонное) Тверской области о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Бежецком районе (межрайонное) Тверской области об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, обязании включить в специальный педагогический стаж периоды работы в должности воспитателя: с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** в детском саду <адрес>, а также со *** по *** – в должности воспитателя Социально-реабилитационного Центра для детей и подростков <адрес> и назначить досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента возникновения права на ее назначение,

у с т а н о в и л:

Салий Г.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) <адрес> (далее, ГУ УПФ в <адрес>, ответчик) о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) <адрес> об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, обязании включить в специальный педагогический стаж периоды работы в должности воспитателя: с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** в детском саду <адрес>, а также со *** по *** – в должности воспитателя Социально-реабилитационного Центра для детей и подростков <адрес> и назначить досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента возникновения права на ее назначение.

Требования мотивировала следующим. *** она обратилась в ГУ УПФ в <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии как работнику, осуществлявшему педагогическую деятельность. Решением комиссии ГУ УПФ в <адрес> ей было отказано в досрочном назначении пенсии ввиду отсутствия необходимого специального стажа работы. Ответчик не засчитал ей в стаж педагогической деятельности периоды работы воспитателем: с *** по *** (отпуск по уходу за ребёнком до полутора лет), с *** по ***, с *** по *** (отпуск по уходу за ребёнком до З-х лет) в детском саду <адрес>, а также со *** по *** в учреждении социальной защиты, в котором она работала, и которое имело название Социально-реабилитационный Центр для детей и подростков <адрес>. Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. №781 Социально-реабилитационный Центр для детей и подростков не предусмотрен как учреждение, работа в котором дает право на досрочное назначение пенсии. С решением комиссии истица не согласна. Считает не включение указанных периодов работы в льготный стаж для назначения пенсии неправомерным. *** она устроилась на работу в детский сад завода «<данные изъяты>» на должность воспитателя. С *** г. по *** имела право находиться в отпуске по уходу за ребёнком. По факту нахождения в данном отпуске приказ утерян (из-за ликвидации завода «<данные изъяты>»). Ею был сделан запрос о выдаче приказа в архивный отдел администрации <адрес>, на который ей был дан ответ, что приказы по личному составу ЗАО «<данные изъяты>» (завод «<данные изъяты>») на государственное хранение не поступали. Также она обращалась устно, а затем письменно в ООО «<данные изъяты>» о предоставлении копии документов, подтверждающих ее нахождение в отпуске по уходу за ребёнком, на что получила отказ, а письмо возвращено с пометкой «отказ адресата». Однако имеются документальные косвенные подтверждения. Это личная карточка (что отражено в акте проверки группы ОППЗЛ УПФР в <адрес> (межрайонное) <адрес> от ***), в которой усматривается, что ей предоставлялся отпуск без оплаты за периоды: с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, которые совпадают с отпуском по уходу за ребёнком до 1,5 и до 3 лет. Также законом не запрещается прерывать отпуск до 1,5лет и до 3 лет в любое время, а также его использовать в любое время до исполнения ребёнком возраста 3 лет. С момента поступления на работу и до сокращения штатов *** ее стаж работы в данном детсаду не прерывался, о чём свидетельствуют записи в трудовой книжке (только менялись его номера: *** д/с был передан в подчинение ГОРОНО, *** д/с был присвоен , *** был реорганизован в ясли-сад ). Есть свидетели, которые могут подтвердить факт ее работы в д/с в должности воспитателя и предоставления ей отпусков по уходу за ребёнком: ФИО2 (занимала должность заведующей д/с ), ФИО3 (помощник воспитателя). В соответствии со ст. 167 Кодекса законов о труде РСФСР период, в котором женщина находилась в отпуске по уходу за ребёнком до 6 октября 1992 г. включается в исчисление любого стажа, в том числе специального, дающего право на досрочное назначение пенсии. Ее вины в утрате документов, свидетельствующих о нахождении в отпуске по уходу за ребёнком, нет, поэтому считает, что это не является основанием для отказа в назначении досрочной пенсии. *** она устроилась на работу в учреждение социальной защиты в должности воспитателя. Со *** по *** учреждение называлось Социально-реабилитационный Центр для детей и подростков <адрес>. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. №781 Социально-реабилитационный Центр для детей и подростков не предусмотрен. Однако характер ее работы в должности воспитателя этого учреждения являлся педагогическим и должностные обязанности не отличались от характера работы и должностных обязанностей, которые она выполняла, работая и в Социально-реабилитационном Центре для детей и подростков <адрес>, и в МУ «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних» <адрес>, и в ГУ «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних» <адрес>, и в ГБУ «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних» <адрес>. Менялись только названия учреждения, которые давались в духе времени и в соответствии с источником финансирования. Всё это время она работала полный рабочий день в должности воспитателя, на другие работы не отвлекалась и по совместительству не работала. Доказательством и подтверждением ее педагогической деятельности в данный период времени являются: заявление на аттестацию, аттестационный лист, выписка из приказа о присвоении ей 2 квалификационной категории и аттестационная карта. Включение данных периодов работы в трудовой стаж ей необходимо для назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Просила признать незаконным решение ГУ УПФ В Бежецком <адрес> об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, обязать включить в специальный педагогический стаж периоды работы в должности воспитателя: с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** в детском саду <адрес>, со *** по *** – в должности воспитателя Социально-реабилитационного Центра для детей и подростков <адрес> и назначить досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента возникновения права на ее назначение.

В судебном заседании истица Салий Г.Ю. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ УПФ в <адрес> Устимов М.Н. исковые требовании Салдий Г.Ю. не признал, просил в их удовлетворении отказать, поддержав письменные возражения на иск, согласно котором в соответствии с п. п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Закона) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного ФЗ (для женщин -55 лет). Данным законом также предусмотрено утверждение Правительством Российской Федерации Списков соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия, и Правил исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии. При определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, строго руководствуются Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.. Данным постановлением также утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П при определении права на пенсию по возрасту в связи с осуществлением педагогической деятельности органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, могут применять к периодам работы, имевшим место до 2002 года, «Списки профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» № 340-1, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 и «Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и в других учреждениях для детей», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1067. Если применяются ранее действовавшие Списки и законодательство, то к ним применяются и ранее действовавшие Правила. Решение вопроса о досрочном назначении Салий Г.Ю. трудовой пенсии по старости было вынесено на заседание комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан. Оценив в совокупности все имеющиеся документы, комиссия приняла решение о зачете в специальный стаж Салий Г.Ю., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы, суммарная продолжительность которых составляет 21 год 10 месяцев 18 дней по дату обращения в Управление, т.е. по ***. На основании протокола комиссии Управлением вынесено решение об отказе в установлении пенсии от *** . В специальный стаж истца не были включены отдельные периоды работы, в том числе оспариваемые истцом, в которые входят:

1. с *** по ***., с *** по ***. и с *** по *** - периоды административных (без сохранения заработной платы) отпусков.

2. с *** - по *** - период работы в Социально-реабилитационном Центре для детей и подростков <адрес>.

I. Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан периоды работы Салий Г.Ю. с *** по ***., с *** по ***. и с *** по *** не зачтены в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по следующим основаниям.

Согласно трудовой книжке от *** Салий Г.Ю. работала в детском саду , с *** по *** в качестве воспитателя. Согласно акту проверки группы ОППЗЛ Управления от *** Салий (Крюкова) Г.Ю. работала в детском саду в качестве воспитателя с *** по ***. В личной карточке работника отмечены очередные оплачиваемые отпуска, а также административный отпуск по уходу за ребенком до 1 года с *** по *** (приказ -к от ***) и административные отпуска без оплаты с *** по ***. с *** по ***, с *** по *** Приказов на административные отпуска не обнаружено. Из расчетных ведомостей по начислению заработной платы работникам детского сада за *** годы Салий (Крюкова) Г.Ю. значится как воспитатель. Оплата труда повременная за ставку. За проверяемый период усматривается:

*** г.: октябрь - оплата по больничному листу за 4 дня июня - 6 дней ноября, далее пособие по уходу за ребенком;

*** г.: сентябрь - оплата пособия по уходу за ребенком, далее нет никаких начислений по *** г. включительно.

*** г.: февраль - очередной отпуск за 24.02 - 12.03., далее начислений нет по декабрь, декабрь - работа - 6 рабочих дней *** г.; февраль - 3 рабочих дня + 3 дня больничный лист, других начислений нет.

Документального подтверждения того, что предоставляемый отпуск без оплаты являлся отпуском по уходу за ребенком - нет. В связи с имеющимися данными комиссия пришла к выводу, что Салий Г.Ю. находилась в административном (не оплачиваемом) отпуске в периоды с *** по ***., *** по***., с *** по ***.

Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой. пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, включение административных отпусков в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не предусмотрено. Помимо этого, п. 2 данных правил предусмотрено, что при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516. Периоды нахождения работников в отпусках без сохранении заработной платы не подлежат включению в льготный стаж в силу п. п. 4 и 5 Правил (№ 516) исчисления периодов работы, предусматривающих, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом в стаж включаются периоды временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Ранее действовавшее законодательство также не предусматривало включение в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, административных отпусков. В соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. В соответствии с п. 2.4 ранее действовавшего Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утв. приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. N 190) при наличии документов об общем трудовом стаже характер работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и за выслугу лет, по свидетельским показаниям не устанавливается.

II. Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан период работы Салий Г.Ю. с *** по *** не зачтен в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с тем, что учреждение в котором она работала воспитателем в вышеуказанный период, именовалось Социально-реабилитационный центр для детей и подростков. Для назначения пенсии за выслугу лет в специальный стаж засчитывается педагогическая деятельность (как по основному месту работы, так и по совместительству) только в должностях, предусмотренных Списком, который является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (который действовал в момент образования Социально-реабилитационного центра для детей и подростков). В наименовании должностей данного списка фигурировала должность воспитателя. Однако, в пункте 13 «наименование учреждений» Списка были поименованы такие учреждения социального обслуживания как реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями и социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Наименование Социально-реабилитационный центр для детей и подростков Списком не предусмотрено. В соответствии с ныне действующим Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781, право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют воспитатели таких Учреждений социального обслуживания как реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями либо социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Наименование Социально-реабилитационный центр для детей и подростков Списком не предусмотрено. Учитывая указанное Салий Г.Ю работала в должности воспитателя в учреждении, которое не предусмотрено ни действующими в период работы Списками, ни Списками действующего в настоящее время Пенсионного законодательства, а значит, она не имеет законного права на зачет данного периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Вопрос об установлении тождества между учреждениями «реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», «социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и учреждением «Социально-реабилитационный центр» Управлением ПФР не рассматривался, так как Пенсионный фонд РФ (его подразделения) в соответствии с действующим законодательством не наделены таким правом. В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» данное право установления тождества профессий и организаций предоставлено Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 марта 2011 г. № 258 н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее - Порядок), который определяет правила подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ст. 27, ст. 27.1 и п.п. 2, 6 и 13 п.п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». То есть в настоящее время претендент на досрочное назначение трудовой пенсии по старости должен не просто обратиться в органы Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении такой пенсии, но и подтвердить продолжительность специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, а также при необходимости - иных условий, влияющих на возникновение такого права (особый характер работ). В соответствии с п. п. 19 п. 2 данного Порядка подтверждению подлежат периоды осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей. В соответствии с абз. 2 п. 12 Порядка характер работы и иные факторы (показатели), предусмотренные законодательством и обусловливающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, свидетельскими показаниями не подтверждаются.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, пенсионное дело Салий Г.Ю., суд находит требования истицы Салий Г.Ю. подлежащими частичному удовлетворению.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (с изменениями и дополнениями) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного ФЗ.

П. 2 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов…" могут применяться нормы законодательства, действовавшего на 31 декабря 2001 года, при исчислении специального стажа за период работы граждан до 01 января 2002 года.

Согласно Приложению (перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет) к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работника просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое распространяется на периоды работы до 01 октября 1993 года, право на пенсию за выслугу лет предоставлено следующим работникам детских садов: воспитателю, руководителю-воспитателю и заведующей.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренное п. п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ, определяется согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в общий стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правилам исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по стрости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781.

Названным Списком предусмотрена должность «воспитатель», наименование «детский сад» также предусмотрено.

Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) от *** Салий Г.Ю. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. п.19п.1статьи27 Федерального закона от 17 декабря 2001года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с отсутствием необходимого специального стажа, дающего право на назначение пенсии. При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не были включены периоды с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** в качестве воспитателя в детском саду <адрес> и со *** по *** – в должности воспитателя Социально-реабилитационного Центра для детей и подростков <адрес> (пенсионное дело, л. д. 1).

Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ в <адрес> от *** усматривается, что причиной отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Салий Г.Ю. послужило отсутствие документального подтверждения ее нахождения в спорные периоды работы в качестве воспитателя детского сада <адрес> в отпусках по уходу за ребенком до достижения им полутора, а затем трех лет. Периоды ее работы со *** по *** в должности воспитателя Социально-реабилитационного Центра для детей и подростков <адрес> не включены решением ответчика в специальный стаж педагогической работы Салий ввиду отсутствия в утвержденном постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067 Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правилах исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей наименования Социально-реабилитационный центр для детей и подростков. В соответствии с ныне действующим Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781, право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют воспитатели таких Учреждений социального обслуживания как реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями либо социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Наименование Социально-реабилитационный центр для детей и подростков Списком не предусмотрено. На *** специальный стаж истицы составил 21 год 10 месяцев 18 дней (пенсионное дело, л. д. 2-5).

Судом установлено следующее.

В соответствии с трудовой книжкой Салий Г.Ю. *** она принята на работу воспитателем в детский сад завода «<данные изъяты>», где проработала до *** (л. д. 9).

Согласно свидетельству о рождении (, выданному ***) ФИО1 родилась *** в <адрес>, ее матерью является Салий Г.Ю. (л.д.17).

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992года N3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья167 КЗоТ РСФСР (действовавшая на период спорных правоотношений) предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

В соответствии с приказом -к от *** по заводу «<данные изъяты>» воспитателю Салий Г.Ю. предоставлен административный отпуск по уходу за ребенком (после декретного отпуска) до достижения ребенком возраста одного года с *** по ***, основание-заявление Салий Г.Ю..

Приказом по заводу «<данные изъяты>» от *** установлено, что действие приказа о предоставлении административного отпуска воспитателя детского сада Салий Г.Ю. приостановлено ***. С *** Салий предоставлен очередной отпуск на основании ее заявления.

В личной карточке Салий Г.Ю. указано, что в спорные периоды: с *** по ***, с *** по *** и с *** по *** она находилась в отпусках «за свой счет».

В соответствии с ведомостями по начислению заработной платы по детскому саду Салий Г.Ю. значится как воспитатель. Оплата труда повременная за ставку. Установлено, что в *** г. ей производилась оплата за октябрь, по больничному листу за 4 дня июня, 6 дней ноября, далее - пособие по уходу за ребенком; *** г.: сентябрь - оплата пособия по уходу за ребенком, далее нет никаких начислений по январь *** г. включительно; *** г.: февраль - очередной отпуск за 24.02 - 12.03., далее начислений нет по декабрь, декабрь - работа - 6 рабочих дней; *** г.: февраль - 3 рабочих дня + 3 дня больничный лист, других начислений нет.

По мнению суда, данный отпуск «за свой счет» (как указано в личной карточке истицы) являлся предоставленным Салий Г.Ю. отпуском по уходу за ребенком до полутора, а затем трех лет по следующим основаниям.

Действовавший в период спорных правоотношений КЗоТ РСФСР, (веденный в действие с 01.04.1972 г. и признанный утратившим силу с 01.02.2002 г.) предусматривал ежегодные отпуска (ст. 66), дополнительные отпуска (ст. 68), отпуска по временной нетрудоспособности или по беременности и родам (ст. 70), а также отпуска без сохранения заработной платы (ст. 76).

Понятий – «административный отпуск», «отпуск за свой счет» действовавшее на тот момент законодательство не содержало. Понятие «отпуск без сохранения заработной платы» (ст. 76 КЗоТ РФ) означало предоставление по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику, по его заявлению, с разрешения руководителя предприятия, учреждения, организации либо руководителя производственной единицы кратковременного отпуска без сохранения заработной платы; также работнику, имеющему двух и более детей в возрасте до четырнадцати лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида или инвалида с детства до достижения им возраста восемнадцати лет, одинокой матери или одинокому отцу, имеющим ребенка в возрасте до четырнадцати лет, по их заявлению ежегодно предоставляется отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до четырнадцати календарных дней в удобное для них время, указанный отпуск по их желанию может быть присоединен к ежегодному отпуску или использован отдельно (полностью либо по частям). Перенесение отпуска без сохранения заработной платы на следующий рабочий год не допускалось. Таким образом, из анализа данной нормы КЗоТ РСФСР следует, что отпуск без сохранения заработной платы краткосрочен и мог быть предоставлен по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам лишь на несколько дней. В отпуске без сохранения заработной платы (предусмотренном ст. 76 КЗоТ РФ) в спорные периоды работы в детском саду Салий находиться не могла, ее отпуска в эти периоды были длительными, не краткосрочными, т. к. предоставлялись на значительный период. Кроме того, необходимости в получении такого отпуска у Салий не было, поскольку на законных основаниях она могла пользоваться отпуском по уходу за ребенком, тем более, что в рассматриваемые спорные периоды работы ее дочь 3-х летнего возраста еще не достигла.

При этом, суд учитывает положения постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей", которым были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В целях правильного применения указанного постановления, Госкомтрудом СССР и Секретариатом ВЦСПС были утверждены разъяснения от 06 июля 1982 г. N 7/10-30 "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет", в соответствии с п. 6 которого отпуск по уходу за ребенком (в том числе без сохранения заработной платы) до достижения возраста полутора лет засчитывался в общий, непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении государственных пенсий. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года засчитывался в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и льготных размерах.

Также в соответствии с пунктом2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989года N677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990года N1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970года; при этом статья71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Учитывая положения данных нормативно-правовых актов, суд считает, что поскольку в рассматриваемый период отпуск по уходу за ребенком до полутора и трех лет не оплачивался, именно по этой причине в личной карточке истицы имеется указание, что она находится в отпуске «за свой счет».

Неверное указание работодателем в представленных вышеприведенных документах названия (вида) предоставленных истице отпусков по уходу за ребенком («административный», «за свой счет»), а также отсутствие в архивном отделе администрации <адрес> (л. д. 57) и в ООО «<данные изъяты>» (л. д. 70) документов относительного нахождения Салий Г.Ю. в спорный период работы в детском учреждении в отпуске по уходу за ребенком, по мнению суда, не должно отрицательно сказаться на предоставленное ей законом право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (включении в специальный стаж оспариваемых ответчиком периодов ее работы). Оснований, по которым Салий на тот момент могли быть предоставлены иные отпуска (в частности, краткосрочный отпуск без сохранения заработной платы) ответчиком суду не представлено, а в судебном заседании установлено. Напротив, суд считает, что после рождения ребенка (по достижении им возраста одного года) истице в соответствии с законом был предоставлен ни какой иной, как отпуск по уходу за ребенком. Предоставление другого отпуска при таких обстоятельствах не требовалось. Кроме того, спорные периоды совпадают с возрастом ребенка Салий, по исполнении которого истице мог быть предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им полутора, а затем трех лет.

Свидетель ФИО2 в судебном заседании пояснила, что длительное время работала в детском саду <адрес>. На момент работы там Салий Г.Ю. в качестве воспитателя, она являлась заведующей данного учреждения. Точное время назвать не может (т.к. прошло около 23 лет), однако, помнит, что после рождения дочери Салий брала отпуск по уходу за ребенком. Отпусков без сохранения заработной платы ей не предоставлялось.

Свидетель ФИО3 суду показала, что работал няней помощником воспитателя) в детском саду в спорные периоды на одной группе с Салий Г.Ю., которая занимала должность воспитателя. Помнит, что примерно в *** г.г. Салий брала отпуск по уходу за ребенком, т.к. ее дочь часто болела.

Таким образом исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, анализа имеющихся в деле доказательств, показаний свидетелей суд считает, что с *** по ***, с *** по *** и с *** по *** Салий находилась в отпуске по уходу за ребенком и полагает включить в специальный стаж ее работы названные периоды.

Ссылки ответчика на то, что Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 не предусмотрено включение административных отпусков в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а периоды нахождения работников в отпусках без сохранения заработной платы не подлежат включению в льготный стаж в силу п. п. 4 и 5 Правил (№ 516), (что указано и в ранее действовавшем законодательстве), не могут быть приняты во внимание судом, поскольку Салий в спорные периоды не находилась в таких отпусках, доказательств обратного не установлено.

Ссылки пенсионного органа на невозможность использования в качестве доказательств по делу при принятии судом решения свидетельских показаний в соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», п. 2.4 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утв. приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. N 190), суд полагает несостоятельными, поскольку данная норма указывает на недопустимость подтверждения такими показаниями характера работы истца. При допросе же свидетелей истицы устанавливался не характер работы последней, а возможность нахождения ее в спорные периоды в отпуске по уходу за ребенком.

Пенсионным органом из стажа работы Салий Г.Ю., дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, исключен также период работы со *** по *** – в должности воспитателя Социально-реабилитационного Центра для детей и подростков <адрес> (как не предусмотренный Списками).

Суд не может согласиться с таким решением ответчика в связи со следующим.

Пунктом 31 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781) к таким учреждениям отнесен «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». Ранее действовавшим Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года предусматривалось аналогичное наименование учреждения.

Как видно из уточняющей справки СРЦ от *** Салий Г.Ю. с *** по настоящее время выполняет в ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних <адрес>» функциональные обязанности воспитателя, работает на полную ставку без отпусков без сохранения заработной платы и отпусков по уходу за ребенком. Суд находит, что указание в наименовании учреждения того, что оно предназначено для детей и подростков, а не как определено в Списках «для несовершеннолетних» не изменяет характер, условия труда и функциональных обязанности педагогического работника, осуществляющего деятельность по воспитанию детей. Поэтому суд, учитывая разъяснения, приведенные в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии», приходит к выводу о тождественности наименований «Центра для несовершеннолетних» и «...центра для детей и подростков», поэтому считает необходимым зачесть данный период в специальный стаж работы истицы для досрочного назначения пенсии. Отсутствие изменений в функциональных обязанностях воспитателя данного учреждения, а также назначения самого учреждения за спорный период подтверждены имеющимися в деле документами (должностными инструкциями воспитателя – л. д. 23, 50, уставами – л. д.24-30, 38-44, 45-49).

Таким образом, суд суммирует периоды, необоснованно не засчитанные комиссией пенсионного органа от *** в специальный стаж Салий Г.Ю. - периоды работы в должности воспитателя: с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** в детском саду <адрес>, а также со *** по *** – в должности воспитателя Социально-реабилитационного Центра для детей и подростков <адрес> с периодом, засчитанным пенсионным органом, составляющим 21 год 10 мес. 18 дней + 1 год 3 мес. 17 дней (работа в д/с ) + 2 года 6 мес. 7 дней = 25 лет 8 мес. 22 дня. Таким образом стаж педагогической деятельности Салий Г.Ю. в воспитательных учреждениях на день ее обращения в пенсионный орган *** составил свыше 25 лет, поэтому с указанного времени она имеет право на получение досрочной пенсии, и на основании ч. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости должна быть ей назначена со дня обращения в пенсионный орган, т. е. с ***.

Доводы истицы о том, что ей должна быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости с момента права на ее возникновение суд считает несостоятельным, поскольку назначение пенсий носит заявительный характер, а представленными документами установлено, что Салий Г.Ю. обратилась со всеми необходимыми документами в пенсионный орган ***, а не раньше. Поэтому именно с этой даты ей надлежит назначить указанную пенсию.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Салий Г.Ю. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) <адрес> удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) <адрес> от *** об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) <адрес> включить в специальный педагогический стаж Салий Г.Ю. периоды работы в должности воспитателя: с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** в детском саду <адрес>, а также со *** по *** – в должности воспитателя Социально-реабилитационного Центра для детей и подростков <адрес>.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) <адрес> назначить Салий Г.Ю. досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ***.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бежецкий городской суд в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 10 мая 2012 года.

Председательствующий