О признании права собственности на долю в праве общей долевой собственности на квартиру (2-248/2012)



Дело № 2-248/2012 г. Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 июня 2012 года

Бежецкий городской суд Тверской области

в составе председательствующего Кириллова В.В.,

при секретаре Покровской О.Н.,

с участием представителя истца Выжлова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Бежецке гражданское дело по иску МОРОЗОВА А.В. к администрации <адрес> сельского поселения Бежецкого района Тверской области о признании права собственности на 1/5 доли в праве общей долевой собственности на квартиру,

У С Т А Н О В И Л:

Выжлов С.В., действующий на основании доверенности в интересах истца Морозова А.В., обратился в суд с иском к администрации <адрес> сельского поселения <адрес> о признании права собственности на 1/5 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, в обоснование которого указал, что *** в <адрес> умер отец Морозова А.В., ФИО7 После его смерти осталось наследственное имущество, в том числе 1/5 доли в праве общей долевой собственности на <адрес> в <адрес>. Администрация <адрес> сельского поселения <адрес> выдала дубликат договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан, а также дубликат регистрационного удостоверения на имя ФИО4 в д.<адрес> на квартиру, состоящую из трех комнат, общей площадью 70 кв.м., в том числе жилой - 44 кв.м. Квартира зарегистрирована на праве общей долевой собственности (в равных долях). После смерти отца его доверителя завещания не осталось. Единственным наследником по закону является Морозов А.В.. После смерти отца его доверителя было заведено наследственное дело за *** год. Морозов А.В. фактически вступил в наследство, так как на день смерти своего отца проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Его доверителем принимались меры к документальному подтверждению права собственности умершего ФИО7 на 1/5 доли в праве общей долевой собственности на квартиру. В администрации <адрес> сельского округа <адрес> были получены выписка из похозяйственной книги и дубликат регистрационного удостоверения на право собственности на квартиру, выданного администрацией <адрес> сельского округа <адрес>, в которых подтверждается право собственности умершего ФИО7 на 1/5 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, указанную в договоре на передачу квартиры в собственность. Однако *** был получен отказ в совершении нотариального действия, так как документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства. Устранить допущенную ошибку не представляется возможным, поскольку ФИО7 нет в живых. Просил признать за Морозовым А.В. право собственности на 1/5 доли в праве общей долевой собственности на <адрес>.

Истец Морозов А.В. в судебное заседание не явился, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие по состоянию здоровья, с участием представителя Выжлова С.В.

В судебном заседании представитель истца Выжлов С.В. поддержал заявленные исковые требования.

Представитель ответчика – глава администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Морозов В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен заранее и надлежащим образом, представил заявление, согласно которому возражений по существу заявленных требований не имеет.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно п.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии с п.1 ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Исходя из положений ч.1 ст.2 Закона РФ от 04 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон о приватизации) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Статья 7 Закона о приватизации разъясняет, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

Согласно п.1 ст.420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с п.1 ст.160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.

Пунктом 1 статьи 164 ГК РФ установлено, что право собственности на недвижимые вещи и переход права собственности подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст.131 ГК РФ.

Исходя из требований абз.3 ст.7 Закона о приватизации, право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Как следует из договора не передачу квартир (домов) в собственность граждан от *** (л.д.12), ТОО – колхоз <данные изъяты> в лице ФИО1 передает в долевую собственность квартиру общей площадью 70 кв.м., жилой – 44 кв.м., расположенную по адресу: д.<адрес>, занимаемую семьей ФИО4, *** года рождения, в следующем составе: мать – ФИО4, *** года рождения, сын – Морозов А.В., *** года рождения, дочь – ФИО5, *** года рождения, дочь – ФИО6, *** года рождения, муж – ФИО7, *** года рождения. В графе «передал» указаны зав. ЖКХ ФИО1 и ее подпись, в графе принял – ФИО4 и ее подпись. В договоре отсутствуют подписи остальных участников приватизации, в том числе и ФИО7. Данный договор зарегистрирован в администрации <адрес> сельского округа <адрес>.

Согласно регистрационному удостоверению от *** (л.д.13) квартира в <адрес>, состоящая из трех комнат, общей площадью 70 кв.м., в том числе жилой – 44 кв.м., зарегистрирована по праву долевой собственности (в равных долях) за: ФИО4 – 1/5, ФИО5 – 1/5, ФИО6 – 1/5, Морозовым А.В. – 1/5, ФИО7 – 1/5. В реестровой книге сделана запись о зарегистрированных правах под .

Распоряжением главы администрации <адрес> сельского округа <адрес> от *** (л.д.14) упорядочена нумерация домов в д.<адрес> – жилому помещению, занимаемому ФИО7, присвоен номер квартиры , номер дома

Согласно справке Бежецкого филиала ГУП «Тверское областное БТИ» (л.д.23) <адрес> зарегистрирована в материалах бюро технической инвентаризации на праве личной собственности за: ФИО4 – 1/5 доли, ФИО7 – 1/5 доли, ФИО6 – 1/5 доли, Морозовым А.В. – 1/5 доли, ФИО5 – 1/5 доли.

Выпиской из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на квартиру и земельный участок (л.д.16) подтверждается, что ФИО7, умершему ***, проживавшему на день смерти по адресу: <адрес>, принадлежит на праве долевой собственности 1/5 часть квартиры по указанному адресу.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.21-22) отсутствуют сведения о зарегистрированных правах и правообладателях на объект недвижимого имущества: индивидуальный жилой дом с кадастровым номером , адрес: <адрес>.

Суд считает, что отсутствие в договоре на передачу квартир (домов) в собственность граждан подписи ФИО7 не может служить бесспорным доказательством того, что он отказался от участия в приватизации жилого помещения.

Как следует из смысла ст.8 Закона о приватизации, передача квартир (домов) в собственность граждан носит заявительный характер, то есть для того, чтобы реализовать свое право на приватизацию жилого помещения, гражданин должен подать соответствующее заявление. Только после этого орган, уполномоченный собственником жилого помещения, будет принимать решение о приватизации и, как следствие, вправе заключить договор на передачу квартир (домов) в собственность граждан.

Из представленных документов следует, что договор на передачу квартир (домов) в собственность граждан от *** заключен в письменной форме, зарегистрирован в порядке, установленном законодательством РФ.

Кроме того, суд также учитывает, что договор на передачу квартир (домов) в собственность граждан не является основанием возникновения права собственности, потому как Законом о приватизации установлено, что право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Анализируя собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что при оформлении договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от *** сторонами сделки была допущена небрежность. ФИО7 путем волеизъявления приобрел право собственности на 1/5 доли в праве общей долевой собственности на квартиру. Указанная сделка сторонами исполнена, никем не оспаривается.

Согласно п.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Пункт 1 статьи 1141 ГК РФ определяет, что наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 ГК РФ.

Исходя из положений п.1 ст.1142 ГК РФ, к наследникам первой очереди относятся дети, супруг и родители наследодателя.

Согласно свидетельству о смерти (л.д.15) ФИО7, *** года рождения, уроженец д.<адрес>, умер *** в <адрес>.

Свидетельством о рождении (л.д.29) Морозова А.В. подтверждается, что его родителями приходятся ФИО7 и ФИО3.

Брак ФИО7 и ФИО3 расторгнут, что подтверждается записью акта о расторжении брака от ***, после расторжения брака жене присвоена фамилия – ФИО2 (справка отдела ЗАГС администрации <адрес> – л.д.27).

Согласно свидетельству о смерти (л.д.31) ФИО4 умерла *** в <адрес>.

Проживающие вместе с наследодателем на день его смерти сособственники спорного жилого помещения ФИО6 и ФИО5 наследниками первой очереди не являются, детьми ФИО7 не приходятся, что подтверждается свидетельствами об их рождении (л.д.33, 34).

Согласно свидетельству о смерти (л.д.32) ФИО6 умерла *** в д.<адрес>.

Справкой администрации <адрес> сельского поселения <адрес> (л.д.17) подтверждается, что на день смерти наследодателя ФИО7 вместе с ним по одному адресу: <адрес>, был зарегистрирован и проживал его сын Морозов А.В..

Постановлением нотариуса Бежецкого нотариального округа от *** (л.д.24) Морозову А.В. отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на 1/5 доли в праве общей долевой собственности на квартиру в связи с тем, что документы, представленные для совершения нотариального действия не соответствуют требованиям законодательства.

Таким образом, анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Морозов А.В., являясь наследником первой очереди по закону в соответствии с п.1 ст.1142 ГК РФ, после смерти своего отца ФИО7 в установленном законом порядке принял наследство. Учитывая, что в связи со смертью наследодателя в настоящее время устранить недостатки в договоре на передачу квартир (домов) в собственность граждан невозможно, суд полагает иск Морозова А.В. удовлетворить и признать за истцом право собственности на 1/5 доли в праве общей долевой собственности на <адрес> по праву наследования по закону.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за МОРОЗОВЫМ А.В. право собственности на 1/5 (одну пятую) доли в праве общей долевой собственности на <адрес>, с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Тверской областной суд, с подачей жалобы через Бежецкий городской суд.

Председательствующий: