О признании права собственности на жилой дом (2-228/2012)



Дело № 2-228/2012 г. Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 июля 2012 года

Бежецкий городской суд Тверской области

в составе председательствующего Кириллова В.В.,

при секретаре Покровской О.Н.,

с участием представителя истца - адвоката Бежецкого филиала НО «ТОКА» Калинина В.К., предоставившего удостоверение и ордер ,

третьего лица Сарычевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Бежецке гражданское дело по иску САРЫЧЕВА Г.А. к муниципальному образованию «Городское поселение – город Бежецк Тверской области» в лице администрации о признании права собственности на жилой дом,

У С Т А Н О В И Л:

Сарычев Г.А. обратился в суд с иском к ОАО «Тверьторф» о признании права собственности на жилой дом, в обоснование которого указал, что *** ему на семью из четырех человек был выдан ордер на жилой <адрес>. Дом являлся собственностью Бежецкого торфопредприятия производственного объединения «Калининторф» (в настоящее время «Тверьторф»). *** за подписью заместителя генерального директора объединения «Калининторф» ему пришло письмо, в котором объединение сообщило, что в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04 июля 1991 года и в связи с ликвидацией Бежецкого торфопредприятия дом, в котором они живут, передается им в собственность. На них возложена обязанность по надлежащему оформлению дома в собственность. После этого он обратился в Бежецкое БТИ за изготовлением технического паспорта. Ему было отказано, так как для этого необходим договор о передаче дома в собственность. Когда он обратился по данному вопросу в ОАО «Тверьторф», *** за подписью председателя ликвидационной комиссии ОАО «Тверьторф» он получил ответ, что дом, в котором они живут, в собственности ОАО «Тверьторф», являющегося правопреемником Производственного объединения по добыче торфа «Тверьторф» (ранее «Калининторф»), не находится. Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в порядке приватизации вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Он считает, что стал собственником недвижимого имущества на основании Закона «О приватизации жилищного фонда РФ», так как согласие ответчика на это было, в связи с чем он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности на жилой дом. В Едином реестре муниципальной собственности Бежецкого района и городского поселения – г.Бежецк его дом не значится. Члены его семьи не возражают, чтобы право собственности на дом было признано за ним. Он является инвалидом первой группы, что в соответствии с подп.2 п.2 ст.333.36 Налогового кодекса РФ является основанием для освобождения его от уплаты государственной пошлины. Просил суд признать за ним право собственности на жилой <адрес>, с кадастровым номером , в порядке приватизации.

В судебном заседании *** представитель истца адвокат Калинин В.К. со ссылкой на ликвидацию ответчика ОАО «Тверьторф» представил новое исковое заявление Сарычева Г.А. к другому ответчику - муниципальному образованию «Городское поселение – город Бежецк Тверской области» в лице администрации о признании права собственности на жилой дом в порядке приобретательной давности, а также заявление истца об отказе от иска к ОАО «Тверьторф».

Определением суда от *** принят отказ Сарычева Г.А. от иска к ОАО «Тверьторф», гражданское дело по его иску к указанному ответчику о признании права собственности на жилой дом в порядке приватизации производством прекращено.

Этим же определением суда принято к производству новое исковое заявление Сарычева Г.А., мотивированное тем, что Бежецкое торфопредприятие, передавшее ему по договору найма жилой дом по адресу: <адрес> приказом по объединению от *** ликвидировано, в связи с чем воспользоваться ему своим правом, предоставленным Законом РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» о передаче дома в собственность, не предоставляется возможным. Однако его семья добросовестно, открыто и непрерывно владеет жилым домом как своим собственным недвижимым имуществом в течение более 15 лет, следовательно, в силу приобретательной давности он приобрел право собственности на жилое помещение. Истец считал, что стал собственником недвижимого имущества в порядке ст.234 ГК РФ, то есть приобретательной давности. Просил суд признать за ним право собственности на указанный жилой дом в порядке приобретательной давности.

Истец Сарычев Г.А. в судебное заседание не явился, представил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие по состоянию здоровья, иск поддерживает, его интересы в судебном заседании будет представлять адвокат Калинин В.К., с которым у него заключено соглашение. Согласно справке (л.д.4) Сарычев Г.А. является инвали<адрес> группы, нуждается в постоянном постороннем уходе.

Представитель истца адвокат Калинин В.К. иск поддержал в полном объеме, просил признать за Сарычевым Г.А. право собственности на спорный жилой дом в порядке ст.234 ГК РФ.

Представитель ответчика – муниципального образования «Городское поселение – город Бежецк Тверской области» в лице администрации в судебное заседание не явился, глава администрации Серёгин А.В. представил заявление о рассмотрении дела по иску Спрычева Г.А. без участия их представителя, возражений относительно заявленных требований не имеют.

Третье лицо Сарычева Е.Н. подтвердила сведения, изложенные в исковом заявлении, и сведения о том, что Сарычев Г.А. является <данные изъяты>, нуждается в постоянном постороннем уходе, в связи с чем не может явиться в судебное заседание, согласна с иском о признании права собственности на жилой дом только за Сарычевым Г.А.

Третьи лица Сизова Е.Г. и Сизова А.А. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены заблаговременно и надлежащим образом, представили заявления о том, что с исковыми требованиями согласны, возражений не имеют, просят рассмотреть гражданское дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права (ст.12 ГК РФ).

Согласно п.3 ст.218 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В силу п.1 ст.234 ГК РФ лицо – гражданин или юридическое лицо, – не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Согласно ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

По смыслу статьей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено как на бесхозяйное имущество, так и на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу. В последнем случае может быть признано добросовестным владение имуществом, имеющим собственника, когда лицо, владеющее таким имуществом, не знает и не может знать о незаконности своего владения, поскольку предполагает, что собственник от данного имущества отказался.

Из материалов дела усматривается, что жилой <адрес> был построен в *** году, заказчиком является Бежецкое торфопредприятие.

Ордером на жилое помещение от *** (л.д.8), выданным на основании решения исполнительного комитета Бежецкого городского Совета народных депутатов от *** , подтверждается предоставление механизатору торфопредприятия Сарычеву Г.А., пятому по очереди, на семью из 4 человек <адрес>, площадью 30,5 кв.м.

Архивной копией бланка учета очередников на предоставление жилья Бежецкого торфопредприятия (л.д.49-50) также подтверждается предоставление механизатору торфопредприятия Сарычеву Г.А., пятому по очереди, на семью из 4 человек жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес> жилой площадью 30,5 кв.м.

Согласно справке администрации городского поселения – <адрес> (л.д.13), Сарычев Г.А. значится зарегистрированным и проживающим по адресу: <адрес> Вместе с ним по данному адресу зарегистрированы и проживают: жена - Сарычева Е.Н., *** года рождения, дочь - Сизова Е.Г., *** года рождения, и внучка - Сизова А.А., *** года рождения.

Исходя из требований ч.1 ст.43 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на дату предоставления истцу Сарычеву Г.А. жилого дома, жилые помещения предоставлялись гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.

В соответствии со ст.47 Жилищного кодекса РСФСР ордер являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

Приказом генерального директора объединения Тверьторф от *** в связи с нормальной деятельностью участка добычи торфа Оршинского торфопредприятия в <адрес>, обеспечивающей потребность торфа в этом районе, приказано ликвидировать Бежецкое торфопредприятие и создать комиссию по организационной работе, связанной с ликвидацией Бежецкого торфопредприятия (л.д.9).

По существу ликвидация Бежецкого торфопредприятия является общеизвестным фактом и в доказывании не нуждается.

Заказным письмом от *** (л.д.10) Калининское производственное объединение по добыче торфа «Калининторф» сообщило Сарычеву Г.А. о том, что в соответствии с Законом РСФСР от 04 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» и в связи с ликвидацией Бежецкого торфопредприятия жилой дом, находящийся по адресу: <адрес> квартиросъемщиком которого он является, передается Сарычеву Г.А. в бессрочное безвозмездное пользование на праве личной собственности, и просило Сарычева Г.А. принять меры по надлежащему оформлению дома в собственность.

Согласно исторической справке (л.д.51), выданной архивным отделом администрации <адрес>, Калининское производственное объединение по добыче торфа «Калининторф» было создано в соответствии с приказом Министерства топливной промышленности РСФСР № 235 от 29 ноября 1974 года на базе Калининского государственного торфяного треста и начало функционировать с ***. Приказом Калининского объединения спиртовой и пивоваренной промышленности от *** торфопредприятие «Красное Урочище» с *** годы было передано Калининскому торфотресту, а с *** года было переименовано в Бежецкое торфопредприятие Калининского производственного объединения «Калининторф» и ликвидировано в *** году приказом от ***. ОАО «Тверьторф» является правопреемником государственного объединения «Тверьторф» (ранее именовалось «Калининторф»).

Таким образом, в состав государственного объединения «Тверьторф» (ранее «Калининторф») входило Бежецкое торфопредприятие, на балансе которого значился жилой дом по адресу: <адрес> При ликвидации в *** году Бежецкого торфопредприятия по действовавшему на тот момент законодательству имущество, находящееся на балансе Бежецкого торфопредприятия, было передано на баланс государственного объединения «Тверьторф». В последующем государственное объединение «Тверьторф» было реорганизовано в ОАО «Тверьторф» с переходом прав и обязанностей реорганизованного юридического лица. При акционировании спорный жилой дом не был включен в состав приватизированного имущества ОАО «Тверьторф».

Справкой председателя ликвидационной комиссии ОАО «Тверьторф» ФИО1 (л.д.12) подтверждается, что жилой <адрес> на балансе не числится, в собственности ОАО «Тверьторф», являющегося правопреемником производственного объединения по добыче торфа «Тверьторф», не находится.

Согласно выпискам из реестров муниципальной собственности <адрес> и городского поселения – <адрес> (л.д.24,25) объект недвижимости по адресу: <адрес> не является муниципальной собственностью.

Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес> отсутствуют (л.д.36).

По сообщению Бежецкого филиала ГУП «Тверское областное БТИ» от *** (л.д.34), сведениями о правообладателях и зарегистрированных правах на объект недвижимости – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не располагают.

Техническим паспортом (л.д.15-23) подтверждается, что занимаемое истцом помещение является жилым, изолированным, доказательств того, что это помещение является непригодным для проживания, суду не представлено. Общая площадь жилого дома составляет 74,3 кв.м., жилая – 30,4 кв.м.

Согласно справке ГУП «Тверское областное БТИ» от ***, площадь жилого дома по адресу: <адрес>, изменилась вследствие уточнения при проведении технической инвентаризации *** и использования более точных измерительных приборов. <адрес> жилого дома составляет 74,3 кв.м., жилая – 30,4 кв.м. (л.д.14, 40).

Согласно кадастровому паспорту здания от *** (л.д.58-59), жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеет кадастровый номер , общая площадь составляет 74,3 кв.м., что полностью согласуется с техническим паспортом на указанный объект недвижимого имущества.

Судом также установлено, что право собственности Сарычева Г.А. на объект недвижимого имущества не было оформлено в установленном законом порядке.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, Сарычев Г.А. владеет спорным жилым домом на протяжении более 20 лет, как своим собственным. В течение указанного периода времени он нес бремя содержания жилого дома, осуществлял за ним уход и текущий ремонт, оплачивал коммунальные услуги, что указывает на непрерывность, открытость и добросовестность владения данным объектом недвижимости в течение всего срока приобретательной давности, а именно с *** года по настоящее время.

Таким образом, лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность), в порядке, предусмотренном п.1 ст.234 ГК РФ.

Сведения о правообладателях на объект недвижимости - жилой дом по адресу: <адрес> отсутствуют. Он не является собственностью государства, субъекта РФ, муниципальной собственностью, также не принадлежит колхозному или единоличному крестьянскому хозяйству.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным признать за Сарычевым Г.А. право собственности на вышеуказанный жилой дом в силу приобретательной давности.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за САРЫЧЕВЫМ Г.А., *** года рождения, уроженцем д.<адрес>, право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером , в силу приобретательной давности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Тверской областной суд, с подачей жалобы через Бежецкий городской суд.

Председательствующий: