Дело № 2-361/2012 г. Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации Бежецкий городской суд Тверской области в составе: председательствующего Громовой Е.А. при секретаре Зайцевой Л.А., с участием представителя ответчика Ткачук А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Бежецк 25 июля 2012 г. дело по иску Буторина П.В. к ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по Тверской области о признании незаконным удержания налога на доходы физических лиц из выплаты для оплаты стоимости путевок детей и обязании произвести выплату излишне удержанного налога, у с т а н о в и л: Буторин П.В. обратился в суд с иском к ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <адрес> о признании незаконным удержание налога на доходы физических лиц из выплаты для оплаты стоимости путевок детей и обязании произвести выплату излишне удержанного налога в сумме 2.678 руб. Свои требования мотивировал тем, что он является сотрудником уголовно-исполнительной системы и проходит службу в ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <адрес>. В соответствии с ФЗ от 21.07.1998 г. №117-ФЗ на сотрудников уголовно-исполнительной системы распространяется действие «Положения о службе в ОВД». Статьей 54 Положения сотрудникам устанавливаются социальные гарантии и компенсации. В соответствии с абз. 13 ст.54 данного Положения сотрудникам органов внутренних дел один раз в год производится выплата для оплаты стоимости путевок их детей в возрасте от шести лет шести месяцев (либо не достигших указанного возраста, но зачисленных в общеобразовательные учреждения для обучения по образовательным программам начального общего образования) до 15 лет включительно в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории РФ, в размере до 10.800 руб. на каждого ребенка. Увеличение (индексация) максимального размера выплаты, установленного настоящей частью, производится в соответствии с решениями Правительства РФ, в которых определяются размер и сроки установления такого увеличения (индексации). Порядок установления размера выплаты, предусмотренной настоящей частью, и порядок ее производства определяются Правительством РФ. В соответствии с «Правилами осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, государственной противопожарной службы министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции», утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. №911 (далее – Правила выплат), определен порядок осуществления выплаты денежных средств один раз в год сотрудникам уголовно-исполнительной системы для оплаты стоимости путевок их детей в возрасте от 6 лет 6 месяцев (либо не достигших указанного возраста, но зачисленных в общеобразовательные учреждения для обучения по образовательным программам начального общего образования) до 15 лет включительно в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории РФ. Выплата для оплаты стоимости путевки производится в размере до 10.800 руб. Ее размер ежегодно устанавливается руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти. Приказом ФСИН России №287 от 24 мая 2012 г. сотрудникам уголовно-исполнительной системы на 2012 г. установлен размер такой выплаты в размере 10.300 руб. на каждого ребенка. Расходы, связанные с реализацией данного Приказа, производятся в пределах средств, выделенных Федеральной службе исполнения наказаний из федерального бюджета на эти цели. Весной 2012 г. им был подан рапорт о предоставлении данной выплаты на его детей. В июне 2012 г. в соответствии со ст.54 Положения о службе в ОВД, ч.5 п.1 Правил выплат, приказом ФСИН России от 24.05.2012 г. № 287 и приказом по учреждению о данной выплате ему начислили 20.600 руб. (на 2 детей по 10.300 руб. на каждого), а *** выплатили 17.922 руб., 2.678 руб. были удержаны бухгалтерией в виде НДФЛ по ставке 13%. Бухгалтерия указала, что эти деньги являются доходом, сославшись на указание вышестоящего руководства об удержании подоходного налога с данной выплаты, и поэтому в соответствии с ч.9 ст.217 НК РФ с них был удержан налог. И это несмотря на то, что в 2011 г. по аналогичному вопросу Бежецким городским судом уже было вынесено решение в его пользу о незаконном удержании НДФЛ с данной выплаты за 2010 г. и 2011 г. По аналогичному вопросу ранее был получен ответ из финансово-экономического управления ФСИН России о том, что налог на доходы с физических лиц с данной выплаты удерживаться не должен. Также в 2012 г. телеграммой ФСИН России от *** № было указано, что данные выплаты освобождаются от обложения НДФЛ. В соответствии с п.1 ст.217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы физических лиц, государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с ч.9 ст.217 НК РФ не подлежат налогообложению суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам и (или) членам их семей, бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидам, не работающим в данной организации, стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, а также суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, предоставляемые: за счет средств организаций (индивидуальных предпринимателей), если расходы по такой компенсации (оплате) в соответствии с настоящим Кодексом не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций; за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ; за счет средств, получаемых от деятельности, в отношении которой организации (индивидуальные предприниматели) применяют специальные налоговые режимы. Социальные гарантии – это материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию конституционных, социально-экономических и социально-политических прав членов общества. К социальным гарантиям относятся право на труд, отдых, жилище, образование, медпомощь. Социальные гарантии призваны компенсировать в той или иной мере неблагоприятные особенности жизненного положения отдельной категории работников и членов их семей. Поскольку НК РФ не определено понятие компенсационных выплат социального характера, то в соответствии с п.1 ст.11 НК РФ применяется ст.164 ТК РФ, где под компенсациями следует понимать денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 24.12.2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» предусмотрено, что для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие). В выплаты социального характера включаются суммы средств, связанные с предоставленными социальными льготами, в частности, на лечение, отдых, проезд, трудоустройство (без пособий из государственных социальных внебюджетных фондов). К выплатам социального характера относится и оплата стоимости путевок работникам и членам их семей на лечение, отдых, экскурсии, путешествия (кроме, выданных за счет средств государственных социальных внебюджетных фондов). Статья 165 ТК РФ устанавливает, что работникам помимо гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом, предоставляются гарантии и компенсации в других случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами. Выплаты, производимые аттестованным сотрудникам для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста, являются компенсацией (социальной выплатой), не являются доходом в смысле ст.41 НК РФ и не подлежат налогообложению. Данная выплата не входит с систему оплаты труда и не является частью заработной платы. Она является одной из мер дополнительных социальных гарантий и компенсаций предоставляемых для государственных служащих и членов их семей. Данная выплата производится по статье расходов 212 «Прочие выплаты» из средств федерального бюджета отделением федерального казначейства по <адрес>. Ни в Налоговом кодексе РФ, ни в Положении о службе в органах внутренних дел, ни в Правилах выплат не содержится требований обязывающих сотрудников документально подтверждать целевое использование предоставленных им выплат для оплаты стоимости путевок их детям с целью освобождения таких выплат от обложения НДФЛ. Считает, что НДФЛ с вышеуказанных выплат был удержан необоснованно и незаконно. В судебное заседание истец Буторин П.В. не явился, о чем письменно уведомил суд, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал. Представитель ответчика ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <адрес> Ткачук А.В. исковые требования не признал, подтвердил письменные объяснения на иск, что при исполнении постановления Правительства РФ от 31.12.2004 г. №911 ответчик руководствовался п.3 ст.217 НК РФ, где предусмотрено освобождение от НДФЛ по установленным действующим законодательством компенсационным выплатам, перечень которых приведен в п.3 ст.217 НК РФ. В данном перечне отсутствует ссылка на компенсацию стоимости путевки и оздоровления детей в возрасте до 16 лет. Часть 9 ст.217 НК РФ предусматривает целевой характер компенсации, т.е. реальные расходы родителей по оздоровлению и по оздоровительному отдыху детей школьного возраста. Это подтверждается и самой ч.9 ст.217 НК РФ – «не подлежат налогообложению суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для детей, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями РФ». Не случайно ч.9 ст.217 НК РФ указывает исчерпывающий перечень санаторно-курортных и оздоровительных организаций. Следовательно, указанная выплата не облагается НДФЛ в случае, если она направлена на оплату стоимости приобретенной путевки в санаторно-курортные или оздоровительные организации (при предоставлении соответствующих документов). При отсутствии документального подтверждения целевого использования данной денежной выплаты теряется ее целевой характер, и она подлежит обложению НДФЛ на общих основаниях, что подтверждено позицией Министерства финансов РФ в письмах от *** №, от *** №, от *** №, от *** №. Кроме того, данная позиция указана в письме УФСИН России по <адрес> от *** №. Истец документально не подтвердил свои расходы, связанные с санаторно-курортным или оздоровительным отдыхом своих детей. При отсутствии таковых документов, на основании п.9 ст.217 НК РФ с него был удержан налог на доходы физических лиц в сумме 2.678 руб. Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст.207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. В силу ст.226 п.1 НК РФ обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и уплате НДФЛ возложена на российские организации (налоговых агентов), от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил налогооблагаемые доходы. Согласно положениям ст.ст.209, 210 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст.212 НК РФ. Абзацем 3 пункта 9 ст.217 НК РФ предусмотрено, что не подлежат обложению НДФЛ суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, предоставляемые за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ. Пунктами 1, 5 «Правил осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, государственной противопожарной службы министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции», утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. №911 (далее - Правила выплат) определено, что сотрудникам уголовно-исполнительной системы один раз в год в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели соответствующим органом исполнительной власти, осуществляется выплата для оплаты стоимости путевок их детей в возрасте от 6 лет 6 месяцев (либо не достигших указанного возраста, но зачисленных в общеобразовательные учреждения для обучения по образовательным программам начального общего образования) до 15лет включительно в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории РФ (далее – выплата для оплаты стоимости путевки). Выплата для оплаты стоимости путевки производится в размере до 10.800 рублей независимо от предоставления путевок в организации отдыха и оздоровления детей, открытых в установленном порядке на территории РФ (абзац 4 п. 1 Правил выплат). Размер выплаты для оплаты стоимости путевки ежегодно устанавливается руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти (абзац 5 п. 1 Правил выплат). Пунктами 2, 3 Правил выплат установлено, что выплата для оплаты стоимости путевки осуществляется по месту получения денежного довольствия на основании рапорта, копии свидетельства о рождении ребенка и, в случае, если оба родителя имеют право на получение выплаты в соответствии с настоящими Правилами, она производится одному из родителей по их выбору при представлении им справки с места службы другого родителя о том, что тому выплата для оплаты стоимости путевки в текущем году не производилась. Согласно приказу Министерства юстиции РФ от 6.06.2005 г. №76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» <данные изъяты> руководствуется Положением о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. №4202-1, в абзаце 13 статьи 54 которого содержится положение, аналогичное абзацу 2 п. 1 Правил выплат. В судебном заседании установлено, что проходящий службу в <данные изъяты> с *** истец Буторин П.В. имеет детей, не достигших возраста 15 лет, – ФИО2, *** рождения, и ФИО1, *** рождения, что подтверждено справкой <данные изъяты> и свидетельствами о рождении детей. На основании приказа и.о. начальника ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <адрес> от *** № Буторину П.В. в *** г. произведено начисление выплаты из средств федерального бюджета для оплаты стоимости путевок на детей школьного возраста в размере 20.600 руб., однако фактически было выплачено 17.922 руб., т.к. произведено удержание подоходного налога в сумме 2.678 руб. согласно п.9 ст.217 НК РФ, что подтверждается приказом № лс от *** и справкой <данные изъяты> о фактическом размере произведенной Буторину П.В. выплаты. Из доводов представителя ответчика следует, что удержание НДФЛ с начисленных истцу сумм выплат для оплаты стоимости путевок обусловлено отсутствием документального подтверждения целевого использования этих выплат, что соответствует позиции Министерства финансов, отраженной в соответствующих письмах, а также в письме УФСИН России по <адрес> от *** Однако такие доводы основаны на неверном толковании действующего законодательства о налогах и сборах, прямо предусматривающего в абзаце 3 пункта 9 ст. 217 НК РФ, что обложению НДФЛ не подлежат суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, предоставляемые за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ. При этом ни НК РФ, ни Положение о службе в органах внутренних дел РФ, ни Правила выплат не содержат требований, обязывающих сотрудников документально подтверждать целевое использование предоставленных им выплат для оплаты стоимости путевки их детям с целью освобождения таких выплат от обложения НДФЛ. Несмотря на то, что пунктом 1 ст. 34.2 НК РФ Министерству финансов РФ предоставлено право давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, такие письменные разъяснения носят исключительно информационно-разъяснительный характер и не являются обязательными к исполнению нормативными правовыми актами. Кроме того, в письме УФСИН России по <адрес> от *** № «О выплате сотрудникам денежных средств», адресованном начальникам всех учреждений области, прямо обращено внимание, что в соответствии по ст.217 Налогового кодекса РФ данные выплаты освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц. Изложенное позволяет говорить о том, что УФСИН России по <адрес> берет на себя функцию разъяснения Налогового кодекса РФ, давая при этом прямо противоположные толкования одной и той же нормы. Разрешая данный спор, суд не может принять во внимание ни письма Минфина РФ, ни тем более письма УФСИН России по <адрес>, т.к. ни те, ни другие не являются нормативно-правовыми актами, и более того, все они противоречат федеральным законам. Таким образом, совокупностью исследованных судом доказательств установлено, что налоговым агентом – ответчиком ФКУ <данные изъяты> неправомерно исчислен и удержан НДФЛ с начисленных Буторину П.В. выплат для оплаты стоимости путевок для его детей в *** г. в сумме 2.678 руб. Такие действия ответчика являются незаконными, поэтому неправомерно удержанная сумма налога на доходы физического лица подлежит возврату. Поскольку при подаче иска, вытекающего из трудовых правоотношений, содержащего одно требование неимущественного характера и одно требование имущественного характера, истец Буторин П.В. был освобождён от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ, то в соответствии со ст.103 ГПК РФ судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 600 руб. подлежат взысканию с ответчика. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Буторина П.В. удовлетворить: признать незаконным удержание Федеральным казенным учреждением «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» налога на доходы физических лиц с выплаченной Буторину П.В. в *** г. суммы компенсации стоимости путевок для детей в организации отдыха и оздоровления. Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» выплатить Буторину П.В. 2.678 руб. Взыскать с Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» государственную пошлину в размере 600 руб. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий городской суд. Председательствующий