№ 2-301/2012 г. РЕШЕНИЕ 20 августа 2012 года г. Бежецк Бежецкий городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Зелениной Л.Т., при секретаре Чистяковой О.В., с участием прокурора в лице заместителя Бежецкого межрайонного прокурора Сабель Е.А., истца Лисаткиной Е.А., представителя ответчика по доверенности администрации Бежецкого района Тверской области по доверенности Шандиной О.В., представителя третьего лица по доверенности Территориального отдела социальной защиты населения Бежецкого района Тверской области– Храповицкой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бежецкого межрайонного прокурора в интересах Лисаткиной Е.А. к Министерству социальной защиты населения Тверской области, администрации Бежецкого района об обязании предоставить Лисаткиной Е.А. жилое помещение вне очереди по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Бежецкий межрайонный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ, действуя в интересах Лисаткиной Е.А., обратился в суд с иском к администрации Бежецкого района об обязании предоставить жилое помещение вне очереди по договору социального найма. В иске указано, что в результате проведенной Бежецкой межрайонной прокуратурой проверкой законодательства о защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что Лисаткина Е.А. *** рождения является лицом из числа детей-сирот, родители умерли, не имея закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждении профессионального образования вынуждена проживать на чужой жилплощади, не обладает специальными юридическими знаниями, в связи с чем обратилась за помощью в прокуратуру. Просил обязать администрацию Бежецкого района Тверской области и Министерство социальной защиты населения Тверской области предоставить Лисаткиной Е.А. жилое помещение вне очереди по договору социального найма в пределах норм (технических, санитарных, норм площади), установленных действующим законодательством. *** в суд поступило заявление с уточненными исковыми требованиями, уточнен состав участвующих в деле лиц: истцом указана Лисаткина Е.А., Министерство социальной защиты населения Тверской области выбыло из состава ответчиков, заявлено третьим лицом, требование предъявлено к одному ответчику администрации Бежецкого района, основание и предмет спора, предъявленное требование, остались прежними. В судебном заседании прокурор Сабель Е.А. поддержала уточненные исковые требования. Истец Лисаткина Е.В. уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Представитель ответчика администрации Бежецкого района Шандина О.В. исковые требования считала обоснованными. Третье лицо Министерство социальной защиты населения Тверской области своего представителя в судебное заседание не направило, суду представлен письменный отзыв, просило привлечь в качестве ответчика к участию в деле Министерство финансов Тверской области, рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, выслав в их адрес решение суда. С учетом мнения участвующих в деле лиц, в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве ответчика Министерство финансов Тверской области отказано по мотиву отсутствия правоотношений между истцом Лисаткиной Е.А. и указанным органом. Представитель третьего лица ТОСЗН Бежецкого района Храповицкая Н.А. исковые требования полагала подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Суд, выслушав прокурора, участвующих в деле лиц и их представителей, исследовав представленные доказательства и материалы дела в совокупности, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч.1, 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 22.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 159-ФЗ) к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Статьей8 Закона №159-ФЗ предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Пунктом2 части2 статьи57 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В преамбуле Закона Тверской области от 9 декабря 2005 г. № 150-ЗО «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке В силу ст. 8 указанного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или ином учреждении, в том числе в учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании обучения в учреждениях профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями Правительством Тверской области или уполномоченным им органом в соответствии с законодательством. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 23 лет и не получившие жилое помещение по достижении ими указанного возраста, сохраняют свое право на внеочередное получение жилого помещения. Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тверской области могут наделяться государственными полномочиями Тверской области по обеспечению вне очереди жилыми помещениями категорий лиц, указанных в абзацах первом и втором настоящей статьи. Обеспечение вне очереди жилыми помещениями категорий лиц, указанных в абзацах первом и втором настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Тверской области. В целях реализации законов Тверской области от 09.12.2005 № 150-ЗО "О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Тверской области", от 07.12.2011 № 78-ЗО "О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан" Правительство Тверской области в пункте 7, 8 Порядка определено, следующее: Министерство социальной защиты населения Тверской области направляет в органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тверской области (далее - муниципальные образования Тверской области) списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленных жилых помещений, утвержденные Комиссией. Органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области приобретают жилые помещения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Судом установлено, что Лисаткина Е.А. *** года рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать – одинокая мать ФИО1 умерла ***. Обучалась в ГОУ НПО «Профессиональное училище № <адрес>» по профессии с *** по *** Распоряжением главы Бежецкого района от *** №-р она признана сиротой и определена в государственное детское учреждение, за ней закреплена жилая площадь по месту регистрации в д. <адрес>. Согласно акту обследования помещения № от *** по адресу: <адрес> межведомственной комиссией, назначенной постановлением Главы Бежецкого района № от ***, дано заключение, что указанный жилой дом непригоден для проживания. Постановлением Главы Бежецкого района № от *** «О рассмотрении жилищных вопросов» в связи с наличием статуса сироты Лисаткина Е.А. поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Учетный номер № в списке. Судом установлено, что Лисаткиной Е.А. предоставлено в пользование жилое помещение – комната № <адрес> в пользование в период с *** по настоящее время сроком, о чем заключались соответствующие договоры коммерческого найма. На период рассмотрения дела срок действия договора коммерческого найма продлен на очередной 2013 год. Судом установлено, что у Лисаткиной Е.А., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возникло право на получение дополнительных гарантий по социальной поддержке, т.е. на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди. До настоящего времени не предоставлено жилого помещения по договору социального найма, как это предусмотрено федеральным законодательством и законом Тверской области. В соответствии ст. 57 ЖК РФ, реализация права Лисаткиной на внеочередное предоставление жилья не зависит от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, обеспечения жильем других очередников, времени постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так как п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не содержит указания на иной порядок предоставления жилья, очередность лиц равной категории. Таким образом, внеочередное предоставление жилья не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь, жилье гражданам, которые в соответствии с ЖК РФ имеют право на его внеочередное получение, должно быть предоставлено после обращения данных граждан в орган местного самоуправления с целью реализации имеющегося у них субъективного права, а не в порядке очереди по списку внеочередников. Следовательно, при указанных обстоятельствах, иск Бежецкого межрайонного прокурора подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Бежецкого межрайонного прокурора в интересах Лисаткиной Е.А. удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального образования «Бежецкий район» предоставить Лисаткиной Е.А. *** года рождения вне очереди жилое помещение на территории муниципального образования «Бежецкий район» по договору социального найма, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, установленным действующим законодательством. На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Тверской областной суд с подачей через Бежецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 22 августа 2012 г. Председательствующий Л.Т. Зеленина
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
в Тверской области» определено, что настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти Тверской области дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расходы по которым относятся к расходным обязательствам Тверской области и осуществляются за счет средств областного бюджета Тверской области.
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
детей, находящихся под опекой (попечительством).