Нарушение законодательства о регистрации юридических лиц (12-21/2011)



Материал № 12-21/2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

30 июня 2011 года г.Бежецк

Судья Бежецкого городского суда Тверской области Кириллов В.В.,

находящийся по адресу: Тверская область, г.Бежецк, ул.Красноармейская, д.12,

с участием представителя межрайонной ИФНС по <адрес> по доверенности Кухаревой З.В.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу Викторова О.В. на постановление начальника межрайонной ИФНС по <адрес> ФИО1 от *** о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.25 КоАП РФ директора ЗАО «<данные изъяты>» Викторова О.В., *** года рождения, гражданина РФ, проживающего по адресу: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Викторов О.В. обратился в суд с жалобой на постановление начальника межрайонной ИФНС по <адрес> ФИО1 от ***, которым он за несвоевременную сдачу заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о стоимости чистых активов акционерного общества по форме № Р14002 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.25 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей. Жалоба мотивирована тем, что для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) изменений, касающихся сведений о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося акционерным обществом, заявление представляется ежеквартально в регистрирующий орган в срок, установленный законодательством РФ о бухгалтерском учете для представления годовой или квартальной бухгалтерской отчетности. Организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ. В 2011 году 90 дней в истекают *** (в январе 31 день, в феврале 28 дней, в марте 31 день). Заявление о внесении в ЕГРЮЛ сведений о стоимости чистых активов по состоянию на 31 декабря было представлено ***, что подтверждается копиями заявления и документов об отправке. В этой связи заявитель просил отменить постановление о наложении на него административного штрафа.

В судебное заседание заявитель Викторов О.В. не явился, о рассмотрении его жалобы уведомлен, о причине неявки не сообщил, об отложении не ходатайствовал.

Представитель межрайонной ИФНС по <адрес> по доверенности Кухарева З.В. просила в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав представителя межрайонной ИФНС по <адрес>, исследовав письменные материалы, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению.

Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст.3.1 КоАП РФ).

Установлено, что постановлением начальника межрайонной ИФНС по <адрес> ФИО1 от *** за несвоевременное предоставление сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, а именно: несвоевременную сдачу заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о стоимости чистых активов ЗАО «<данные изъяты>» по форме № Р14002 директор указанного акционерного общества Викторов О.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.25 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

В соответствии с ч.5 ст.17 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося акционерным обществом, заявление о внесении таких изменений представляется ежеквартально в регистрирующий орган в срок, установленный законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете для представления годовой или квартальной бухгалтерской отчетности.

Согласно п.2 ст.15 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователю организацией непосредственно или передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать в принятии бухгалтерской отчетности и обязан по просьбе организации проставить отметку на копии бухгалтерской отчетности о принятии и дату ее представления. При получении бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи пользователь бухгалтерской отчетности обязан передать организации квитанцию о приемке в электронном виде.

Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности (п.5 ст.15 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.

Установлено, что заявление о внесении в ЕГРЮЛ сведений о стоимости чистых активов акционерного общества по форме № Р14002 по состоянию на *** направлены в межрайонную ИФНС по <адрес> *** ценным письмом с описью вложения. Оплата почтового отправления произведена ***, что подтверждается квитанцией (л.д.6-11).

Таким образом, сведения о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, то есть заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что акционерное общество находится в процессе уменьшения уставного капитала, а также о стоимости чистых активов акционерного общества было предоставлено Викторовым О.В. своевременно, однако, как установлено в судебном заседании, оформление указанного документа не соответствовало требованиям, предъявляемым подп.1.2 п.1 ст.9 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которому заявление должно быть удостоверено подписью уполномоченного лица, подпись которого должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Как следует из объяснений представителя межрайонной ИФНС по <адрес> Кухаревой З.В., подпись Викторова О.В. в заявлении не была засвидетельствована нотариусом, что явилось основанием для принятия соответствующего решения об отказе в государственной регистрации. Данное решение получено представителем юридического лица ***, что подтверждается выпиской из книги учета государственной регистрации за ***. Повторное представление сведений о юридическом лице имело место ***, подпись руководителя уже была засвидетельствована нотариусом.

В связи с этим *** межрайонной ИФНС по <адрес> был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление от *** о привлечении директора ЗАО «<данные изъяты>» Викторова О.В. к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 5000 рублей, с которым заявитель не согласился.

В бездействии директора ЗАО «<данные изъяты>» Викторова О.В. формально наличествует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.25 КоАП РФ.

Между тем, при решении вопроса об ответственности заявителя Викторова О.В. полагаю необходимым установить не только формальное сходство содеянного с признаками административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 21 постановления Пленума от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», с последующими изменениями, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ч.1 ст.30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая характер совершенного правонарушения, конкретные обстоятельства дела, не установив в данном случае наступления каких-либо вредных последствий и существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, руководствуясь ст.2.9 КоАП РФ, полагаю возможным освободить директора ЗАО «<данные изъяты>» Викторова О.В. от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника межрайонной ИФНС по <адрес> ФИО1 от *** о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.25 КоАП РФ директора ЗАО «<данные изъяты>» Викторова О.В. отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Тверской областной суд, с подачей жалобы через Бежецкий городской суд.

Судья: