материал № 12-19/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е 12 июля 2011 г. г. Бежецк Судья Бежецкого городского суда Тверской области Абрамова И. В. с участием заявителя Громаченко О.В., родившейся *** в д. <адрес>, работающей главой администрации Борковского сельского поселения <адрес>, замужней, несовершеннолетних детей не имеющей, проживающей по адресу: <адрес>, представителя отделения надзорной деятельности по <адрес> и <адрес> Алексеева А.Н., *** рождения, урож. <адрес>, работающего главным специалистом отделения- государственным инспектором <адрес> и <адрес> по пожарному надзору, прож. по адресу: <адрес>, рассмотрев в зале судебных заседаний Бежецкого городского суда по адресу: <адрес>, в открытом судебном заседании материал по жалобе Громаченко О.В. на постановление государственного инспектора <адрес> и <адрес> по пожарному надзору от ***, которым Громаченко О.В. привлечена к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, на нее наложено административное наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей, у с т а н о в и л : Громаченко О.В. обратилась в суд с жалобой на постановление государственного инспектора <адрес> и <адрес> по пожарному надзору от ***, которым она привлечена к ответственности за административное правонарушение по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 1000 рублей. Оспаривая законность и обоснованность данного постановления в жалобе указала, что считает наложенный на нее штраф необоснованным, т.к. ею были приняты все необходимые меры по обеспечению пожарной безопасности на территории Борковского сельского поселения. Она как глава администрации Борковского сельского поселения реализует первичные меры пожарной безопасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления, которые были приняты, однако, это не принято во внимание ГПН по <адрес> и <адрес>. Считает, что ГПН был нарушен установленный законом порядок привлечения к административной ответственности. Полагает вынесенное постановление незаконным. Просит его отменить. В судебном заседании заявитель Громаченко О.В. поддержала доводы жалобы в полном объеме, просила ее удовлетворить, отменить вынесенное в отношении нее постановлении от ***, дело производством прекратить за отсутствием в ее действиях состава вмененного ей в вину правонарушения. Дополнительно сообщила, что она как глава администрации Борковского сельского поселения должных образом и в пределах своей компетенции выполняет возложенные на нее обязанности по обеспечению мер пожарной безопасности. На момент проведения органами пожарного надзора *** проверки соблюдения требований пожарной безопасности в Борковском сельском поселении дороги в д.Новое Село, с.Градницы,. Дуброво, Сгубово, Виловатик, Заручье были расчищены, что подтверждено справкой Бежецкого ДРСУ от ***. Не соответствие их определенным законом нормативам, по ее мнению, не должно влечь ответственность. Площадки для установки пожарных машин нет возможности оборудовать, поскольку ряд водоемов находится возле дорог. К таким водоемам есть возможность подъезда пожарной техники и без оборудования площадок. Не замерзаемые проруби оборудовать в некоторых населенных пунктах невозможно, поскольку они мелкие. Указатели месторасположения пожарных водоемов действительно отсутствуют в ряде населенных пунктах, ввиду отсутствия финансирования. Считает, что поскольку во всех населенных пунктах есть таксофоны, а у населения-сотовые телефоны, нет острой необходимости в установке звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Представитель отделения НД по г. Бежецку и Бежецкому району – государственный инспектор <адрес> и <адрес> по пожарному надзору Алексеев А.Н. в судебном заседании пояснил, что все указанные в протоколе об административном правонарушении от *** нарушения имели место на ***. На момент проверки от снега не были расчищены проезды для пожарной техники в ряде населенных пунктов. Дороги в деревнях имеются, их расчищают, однако, по ним может проехать лишь легковая автомашина. Большегабаритной пожарной технике по таким дорогам не проехать. В населенных пунктах, указанных протоколе и постановлении от ***, возле пожарных водоемов отсутствуют площадки для установки пожарных машин, населенные пункты не оснащены достаточным наружным освещением, на водоемах не оборудованы незамерзаемые проруби, не обеспечен достаточный запас воды в водоемах, отсутствуют указатели месторасположения пожарных водоемов, а также средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай поджара. Из анализа обстановки с пожарами на территории Борковского сельского поселения <адрес> следует, что только в первом полугодии 2011 года на территории поселения зарегистрировано 5 пожаров, в ходе одного из них погиб человек, что является следствием нарушения требований пожарной безопасности. Выслушав стороны, исследовав материалы дела об административном правонарушении в отношении Громаченко О.В., нахожу обжалуемое постановление обоснованным и подлежащим оставлению без изменения, а жалобу заявителя – оставлению без удовлетворения. В соответствии с ч. 3 ст. 30.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс) при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. В судебном заседании установлено, что *** государственным инспектором <адрес> и <адрес> по пожарному надзору на основании распоряжения Главного государственного инспектора <адрес> и <адрес> по пожарному надзору отделения НД по <адрес> и <адрес> проводилась внеплановая выездная проверка администрации Борковского сельского <адрес> по соблюдению требований законодательства Российской Федерации по обеспечению пожарной безопасности объектов, подверженных угрозе лесных пожаров. По результатам проверки постановлением государственного инспектора <адрес> и <адрес> по пожарному надзору глава администрации Борковского сельского поселения <адрес> Громаченко О.В. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с наложением взыскания в виде штрафа в размере 1000 рублей. Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с требованиями, указанными в п. 23 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утв. Приказом МЧС РФ от 16.06.2003 года № 313 (далее – ППБ 01-03), дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. Пунктом 27 ППБ 01-03 определено, что территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности должны быть обозначены знаками пожарной безопасности. Согласно п. 89 ППБ 01-03 дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. Как указано в п. 90 ППБ 01-03, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели. В соответствии с п. 94 ППБ 01-03 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Согласно п. 114 ППБ 01-03 на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. В ходе проверки установлено, а в судебном заседании нашло свое подтверждение, что Громаченко О.В. в нарушение требований пожарной безопасности, установленных Федеральным законом от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ, Правилами пожарной безопасности (ППБ 01-03), утв. Приказом МЧС РФ от 16.06.2003 года № 313, являясь лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности (ст. 38 ФЗ-69 от 21.12.12.1994 г. «О пожарной безопасности») и неся персональную ответственность (согласно Уставу администрации Борковского сельского поселения, Решению Совета депутатов Борковского сельского поселения от 23.12.2008 г. № 8, п.п. 8, 10), не обеспечила в полном объеме работу системы обеспечения пожарной безопасности, направленную на борьбу с пожарами, а именно: - в населенных пунктах: д. Борок Сулежский, д. Заручье, д. Виловатик, д. Сгубово, д. Морозово, д. Ситьково, д. Еремеево не были расчищены от снега проезды пожарной техники к зданиям и сооружениям (ППБ 01-03 п. 23), отсутствуют указатели месторасположения источников противопожарного водоснабжения (ППБ 001-03 п.п. 27, 90), отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (ППБ 01-03 п. 114); - не оборудованы пожарные водоемы в населенных пунктах подъездными путями и площадками для установки пожарных машин в д. Заручье, д. Виловатик, д. Сгубово, д. Морозово, д. Еремеево (ППБ 01-03 п.п. 89, 94); - населенные пункты не обеспечены достаточным наружным освещением в темное время суток д. Виловатик, д. Сгубово, д. Еремеево (ППБ 01-03 п. 27); - в населенных пунктах на водоемах не были оборудованы незамерзаемые проруби: д. Заручье, д. Виловатик, д. Сгубово, д. Ситьково, д. Еремеево (ППБ 01-03 п. 94); - не обеспечен достаточный запас воды в водоемах для целей пожаротушения в населенных пунктах: д. Виловатик, д. Сгубово (ППБ 01-03 п. 114). Наличие нарушений подтверждено совокупностью исследованных при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Громаченко О.В. доказательств: -актом проверки № от *** (дело №, л.д. 7-9); -предписанием № от *** (дело №, л.д. 10-12); -протоколом об административном правонарушении № от ***. При таких обстоятельствах в действиях Громаченко О.В. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ. Таким образом, государственным инспектором <адрес> и <адрес> по пожарному надзору верно, в соответствии с нормами закона установлены нарушения требований пожарной безопасности. Все обстоятельства дела исследованы полно и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка. Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно п. п. 3 п. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут руководители органов местного самоуправления. Материалами рассматриваемого дела об административном правонарушении установлено, что Громаченко О.В. на законных основаниях была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КАП РФ, что подтверждено следующими документами. В соответствии с решением Совета депутатов Борковского сельского поселения <адрес> № от *** Громаченко О.В. назначена на муниципальную должность главы администрации Борковского сельского поселения <адрес> (дело №, л.д. 36). Как следует из Устава муниципального образования Борковское сельское поселение <адрес>, к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (п. 10 ч. 1 ст. 8); глава администрации сельского поселения обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес> (п. 3 ч. 6.1 ст. 31); в пределах своих полномочий администрация поселения обеспечивает первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Доводы заявителя Громаченко О.В. о том, что ею были приняты все необходимые меры по обеспечению пожарной безопасности на территории Борковского сельского поселения, что, по ее мнению, подтверждается прилагаемыми нормативными актам органов местного самоуправления, являются несостоятельными. Как видно из постановлений главы администрации Борковского сельского поселения (№ от ***, № от ***, № от ***, № от ***), распоряжения № от ***, протокола собрания граждан д. Морозово от ***., главой администрации Громаченко О.В. приняты указанные нормативные акты, в которых определены организационные мероприятия по вопросам пожарной безопасности, однако это не опровергает наличие конкретных нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проведении внеплановой выездной проверки *** государственным инспектором <адрес> и <адрес> по пожарному надзору. Также как и представленные трудовые соглашения между администрацией Борковского сельского поселения и подрядчиком о выполнении работ по расчистке дорог к населенным пунктам и подъездных путей от снежных заносов к пожарным водоемам и акты приемки выполненных работ по этим соглашениям (от ***, от ***, от ***, от ***, от ***, от ***) не могут быть приняты во внимание, поскольку эти работы выполнялись относительно задолго до проведения проверки, и указанные документы не отражают действительное состояние дорог и подъездных путей на момент проверки. В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. В соответствии со ст. 4. 1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Из обжалуемого постановления следует, что при назначении наказания Громаченко учтены обстоятельства по делу, установлено отсутствие отягчающих обстоятельств, приняты во внимание смягчающие по делу обстоятельства, личность правонарушителя, наказание назначено с учетом характера и степени общественной опасности совершенного деяния. За совершенное правонарушение Громаченко назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей. Санкция ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает безальтернативное наказание в отношении должностных лиц в виде штрафа от 1000 до 2000 рублей. Таким образом, заявителю назначено минимальное наказание, в пределах санкции ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Вопреки доводам жалобы нарушения порядка привлечения к административной ответственности Громаченко О.В. не усматриваю. Постановление о привлечении ее к административной ответственности соответствует требования ст. 29.10 КоАП РФ. Ввиду изложенного оснований для изменения или отмены постановления государственного инспектора <адрес> и <адрес> по пожарному надзору от *** и прекращения производства по делу не имеется. Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья р е ш и л : постановление государственного инспектора <адрес> и <адрес> по пожарному надзору от *** в отношении Громаченко О.В. о привлечении ее к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и наложении административного наказания в виде штрафа в размере 1000 рублей оставить без изменения, а жалобу Громаченко О.В. – без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий городской суд. Судья