Осуществление образовательной деятельности без лицензии (5-24/2011)



Материал № 5-24/2011г.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

15 ноября 2011 года г.Бежецк

Судья Бежецкого городского суда Тверской области Кириллов В.В.,

находящийся по адресу: Тверская область, г.Бежецк, ул.Красноармейская, д.12,

с участием законного представителя юридического лица Комаровой О.Г.,

представителя юридического лица по доверенности Елистратова А.В.,

рассмотрев представленное руководителем Министерства образования Тверской области Сенниковой Н.А. дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица – муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа русского инструментального искусства», юридический адрес: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

*** главным специалистом отдела надзора и контроля в сфере образования департамента образования <адрес> Рождествиной Н.Н. в связи с обращением прокуратуры <адрес> от *** на основании приказа департамента образования <адрес> от *** проведена внеплановая документарная проверка в отношении муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа русского инструментального искусства» (далее по тексту МОУ ДОД «ДМШ РИИ»), место осуществления образовательной деятельности: <адрес>.

В ходе проверки установлено, что МОУ ДОД «ДМШ РИИ» в нарушение требования п.2 ст.33.1 Закона РФ от 10 июля 1992 года «Об образовании» в период с *** по *** осуществляло образовательную деятельность по программам дополнительного образования детей без соответствующего разрешения (лицензии), чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.

В судебном заседании законный представитель юридического лица МОУ ДОД «ДМШ РИИ» Комарова О.Г. вину юридического лица в совершении правонарушения признала, пояснила, что лицензия действительно отсутствует в связи с тем, что в 2001 году произошла реорганизация Центра русского инструментального искусства, в результате которой было образовано два юридических лица – муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением музыкальных предметов им. А.П. Иванова» и муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа русского инструментального искусства». На правах правопреемника основным пользователем здания Храма Иоанна Богослова, в котором располагаются оба учебных заведения, стало МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением музыкальных предметов им. А.П. Иванова». На тот момент нахождение двух юридических лиц в одном здании юридически было не оформлено. В *** года МОУ ДОД «ДМШ РИИ» успешно прошло лицензирование и государственную аккредитацию, получив при этом статус учреждения дополнительного образования высшей категории. Срок окончания лицензии - *** года. С *** года началась подготовка документов на лицензирование. Был подготовлен устав, прошедший регистрацию в налоговом органе. В *** года проведены замеры освещенности и измерения метеорологических факторов. Выявлено несоответствие освещения в учебных помещениях, потребовалась замена осветительных приборов и электрической проводки с изысканием денежных средств в сумме 65тысяч рублей, которые были получены в *** года. Недостатки по освещению устранены. В *** года проведена проверка требований пожарной безопасности, которая выявила нарушения, для устранения которых потребовалось время и денежные средства в сумме 130тысяч рублей. *** между МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением музыкальных предметов им. А.П. Иванова» и МОУ ДОД «ДМШ РИИ» был заключен договор субаренды. Нарушения пожарной безопасности устранены к *** года. *** было получено положительное заключение о соблюдении требований пожарной безопасности для получения лицензии. В этот же день пакет документов на лицензирование был направлен в департамент образования <адрес>. Все документы, за исключением договора субаренды, получили положительную оценку. На договор субаренды требовалось согласие Комитета по охране историко-культурного наследия. Комитет не дал своего согласия, так как для этого МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением музыкальных предметов им. А.П. Иванова» должна была перезаключить охранно-арендный договор с территориальным управлением Росимущества по <адрес>, по итогам которого МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением музыкальных предметов им. А.П. Иванова» будет назначена арендная плата. В *** годов проводились согласования и переписка между администрацией МОУ ДОД «ДМШ РИИ», администрацией <адрес>, департаментом культуры <адрес>, территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, Федеральным агентством по управлению имуществом (Росимущество). В *** году произведена оценка здания. Документы по оценке в настоящий момент проходят экспертизу в территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>. Арендная плата за пользование помещениями, находящимися в здании Храма, по предварительным расчетам составит 30тысяч рублей в месяц. Руководство школы неоднократно обращалось для решения данной проблемы в администрацию <адрес>, департамент по делам культуры <адрес>, обком профсоюзов работников культуры, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом <адрес>, лично к <адрес>. Сложившаяся ситуация не позволяет представить полный пакет документов для получения лицензии.

Представитель юридического лица по доверенности Елистратов А.В. вину юридического лица в совершении правонарушения признал, полагал, что рассматриваемое нарушение (отсутствие лицензии) является единственным нарушением в деятельности школы. Как следует из приказа Департамента образования <адрес> о проведении внеплановой выездной проверки школы, данная проверка проводилась по всем направлениям деятельности школы. Никаких иных нарушений, кроме названного, проверкой не установлено. Ранее школа осуществляла деятельность на основании лицензии от ***. В связи с окончанием срока действия лицензии школой был подготовлен и представлен в Департамент образования <адрес> необходимый пакет документов для получения лицензии на новый срок. Однако в их приеме было отказано. Проблемы с получением лицензии возникли у школы в связи с тем, здание церкви Иоанна Богослова 1868 года, в котором находится школа, является памятником культуры (объектом культурного наследия регионального значения). Ранее школа пользовалась данным зданием на основании охранно-арендного договора от ***. При этом школа выступала правопреемником Центра русского музыкально-инструментального искусства, с которым был заключен данный договор. В *** году территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> потребовало от школы перезаключить с ним договор аренды на новых условиях. Первоначально планировалось передать здание школе в безвозмездное пользование. Однако незадолго после этого территориальное управление потребовало установить рыночную ставку арендной платы. В связи с тем, что школа находится на бюджетном финансировании и не имеет собственных источников дохода, она не имеет возможности уплачивать арендную плату по рыночной стоимости. В настоящее время решается вопрос о передаче здания, в котором находится школа, из федеральной в муниципальную собственность, что позволит освободить учреждение от арендной платы. Иных оснований для невыдачи школе лицензии не имелось. Госпошлина за выдачу лицензии уплачена. Здание школы соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности. Все это свидетельствует о том, что школа соответствует всем предусмотренным действующим законодательством лицензионным требованиям. Единственным исключением может быть требование о наличии у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании соответствующего помещения (здания) для осуществления образовательной деятельности. Представитель юридического лица Елистратов А.В. просил учесть указанные обстоятельства при оценке степени общественной опасности правонарушения и степени вины школы в его совершении.

В соответствии с ч.2 ст.33.1 Закона РФ от 10 июля 1992 года «Об образовании» с последующими изменениями (далее по тексту – Закон) лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (ст.12 Закона).

Согласно п.2 ч.4 ст.12 Закона, к образовательным относятся, в том числе, и учреждения дополнительного образования детей.

Деятельность МОУ ДОД «ДМШ РИИ» отвечает критериям образовательной деятельности, обозначенными в Законе РФ «Об образовании». Из материалов дела следует, что МОУ ДОД «ДМШ РИИ» осуществляет образовательную деятельность в соответствии с утвержденными и реализуемыми им образовательными программами, освоение которых завершается итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании (п.1.8 Устава МОУ ДОД «ДМШ РИИ»). МОУ ДОД «ДМШ РИИ» разрабатывает, принимает и реализовывает образовательные программы, что подтверждается п.3 Устава МОУ ДОД «ДМШ РИИ».

Пунктом 1.7 Устава МОУ ДОД «ДМШ РИИ» предусмотрено, что данное образовательное учреждение приобретает право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством РФ, с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Согласно лицензии от *** и приложения к ней, муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа русского инструментального искусства» имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам: отделения музыкального исполнительства, отделения хорового пения, отделения теоретических дисциплин, при соблюдении зафиксированных контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников – 150 человек. По окончании музыкальной школы выдается свидетельство о получении начального музыкального образования. Срок действия лицензии – по *** (л.д.11-12).

Таким образом, срок действия лицензии истек.

Виновность юридического лица в совершении административного правонарушения подтверждается также протоколом об административном правонарушении от *** (л.д.56-58), актом проверки от *** (л.д.8-10).

Анализируя представленные доказательства, прихожу к выводу о том, что муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа русского инструментального искусства», являясь юридическим лицом, имея все возможности для соблюдения действующего законодательства в области лицензирования образовательной деятельности, не приняло соответствующие меры, допустило осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.

Факт правонарушения также подтверждается протоколом об административном правонарушении от ***, актом проверки от *** (л.д.8-10, 56-58).

При определении вида и размера административного наказания принимаю во внимание характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, состояние материально-технического обеспечения, финансовое положение образовательного учреждения, иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Учитывая приведенные данные, особенности и характер нарушения действующего законодательства в области лицензирования образовательной деятельности, необходимость обеспечения непрерывности учебного процесса, полагаю необходимым подвергнуть юридическое лицо - МОУ ДОД «ДМШ РИИ» административному наказанию в виде административного приостановления деятельности, но на срок не более трех суток.

В соответствии со ст.32.12 КоАП РФ постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9 ч.1 п.1, ст.32.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья П О С Т А Н О В И Л:

Признать юридическое лицо - муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа русского инструментального искусства» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 03 (трое) суток.

Срок исчислять с 17 ноября 2011 года.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в Тверской областной суд, с подачей жалобы через Бежецкий городской суд.

Судья: