Дело ** <данные изъяты> РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 июня 2012 года п. Бежаницы Бежаницкий районный суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Хлебниковой Н.В., с участием заместителя прокурора Бежаницкого района Паршина М.И., при секретаре судебного заседания Петровой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МП Бежаницкого района «Жилкоммунсервис» об обязании получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установил: Заместитель Псковского природоохранного межрайонного прокурора обратился в суд с иском к МП Бежаницкого района «Жилкоммунсервис» об обязании получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в срок до * год. В обосновании исковых требований указал, что Псковской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха на территории Бежанцикого района Псковской области. В соответствии с Уставом МП «Жилкоммунсервис», предприятие занимается деятельностью, в результате которой осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу от различных источников. В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс загрязняющих веществ В судебном заседании представитель истца - заместитель прокурора Бежаницкого района Псковской области Паршин М.И., исковые требования поддержал в полном объеме, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении. Представитель ответчика - директор МП Бежаницкого района «Жилкоммунсервис» С., с предъявленными исковыми требованиями согласился, признав, что факт нарушения предприятием правил охраны атмосферного воздуха имеет место. Сообщил, что в настоящее время уже ведутся работы, направленные на получение разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При этом просил срок для исполнения исковых требований продлить до *, в связи с наличием у предприятия «Жилкоммунсервис» большого числа объектов, подлежащих инвентаризации. Представитель третьего лица - Управления Росприроднадзора по Псковской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, прислали заявление, в котором дело просили рассмотреть в отсутствие представителя, требования прокурора поддерживают и считают обоснованными. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица. Суд, заслушав мнение сторон, исследовав представленные материалы дела, находит исковые требования заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению. Согласно требованиям Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации имеет право на жизнь и охрану здоровья. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране воздуха) под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, а под вредным физическим воздействием на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду. Под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь указанных веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду. Предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов. Под охраной атмосферного воздуха понимается система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду. В силу пункта 1 статьи 14 Закона об охране воздуха допускается выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Пунктом 1 статьи 22 названного Закона предусмотрена обязанность юридических лиц, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводить инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды", хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду. При отсутствии разрешительной природоохранной документации невозможно спрогнозировать (оценить) степень опасного воздействия на окружающую природную среду, проверить создается ли в результате хозяйственной деятельности угроза загрязнения, истощения окружающей среды, принять все возможные меры, направленные на уменьшение антропогенного воздействия на окружающую природную среду. Тем самым также нарушаются гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, вызванного хозяйственной деятельностью. В судебном заседании установлено, что основным видом деятельности МП «Жилкоммунсервис» является производство пара и горячей воды котельными. На территории предприятия имеются стационарные и передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: котельные на твердом топливе, котельные на газе, автотранспорт, ремонтно-механический участок и др.. При этом МП «Жилкоммунсервис» не имеет разрешений на выброс загрязняющих веществ и паспортов на отходы, что подтверждается их сообщениями № 360 от 12.12.2011 г. и № 150 от 05.06.2012 г.. В материалах дела имеется протокол ** об административном правонарушении от *, составленный в отношении должностного лица - директора Бежаницкого МП «Жилкоммунсервис» С. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ (выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения). Постановлением ** от * С. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей. Судом установлено, что в настоящее время МП «Жилкоммунсервис» приняты меры, направленные на получение разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Так, согласно договору **-ЛПВ от *, заключенному между ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному Федеральному округу» (Исполнитель) и МП Бежаницкого района «Жилкоммунсервис» (Заказчик), Исполнитель обязуется произвести отбор проб промышленных выбросов, атмосферного воздуха, выполнить химический анализ данных проб, по результатам анализа оформить Протокол об отборе проб и Протокол количественного химического анализа. В договоре ** от *, заключенному между теми же вышеуказанными сторонами, указано, что Исполнитель обязуется произвести инвентаризацию производственных площадок предприятия, а именно: производственной базы в ..., котельных в ..., блок-модульных газовых котельных в ... и .... Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что представитель ответчика исковые требования признал, с учетом мнения заместителя прокурора Бежаницкого района, не возражавшего против продления срока на получение МП «Жилкоммунсервис» разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух до * суд, приходит к выводу об обоснованности заявленных заместителем Псковского природоохранного межрайонного прокурора требований и считает необходимым обязать ответчика получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в срок до *. На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 ФЗ « Об охране окружающей среды», ст. 14 ФЗ « Об охране атмосферного воздуха», ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковое заявление заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МП Бежаницкого района «Жилкоммунсервис» об обязании получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух удовлетворить. Обязать муниципальное предприятие Бежаницкого района «Жилкоммунсервис» получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу в срок до *. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Бежаницкий районный суд. <данные изъяты> <данные изъяты> Судья: Н.В. Хлебникова
в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании
разрешения, выданного территориальным органом федерального органа
исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. При этом проведенной проверкой установлено, что МП «Жилкоммунсервис» разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух не получено, в связи с чем нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 42 Конституции РФ. На основании изложенного просил обязать МП Бежаницкого района «Жилкоммунсервис» осуществить действия по получению разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу в срок до *.